- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Правовая реформа правительства Б.Нетаньяху расколовшая Израиль

Израиль находится на пороге полномасштабного конституционного кризиса, когда две ветви власти отказываются от сотрудничества и не признают легитимности друг друга.

15 января, законодательная комиссия Кнессета во главе с депутатом Симхой Ротманом («Религиозный сионизм»)  вынесла на голосование целый ряд законов, связанных с правовой реформой. На первом этапе планируется представить на рассмотрение депутатов законопроект о полномочиях юридических советников правительства и государственных учреждений. На очереди — проект Закона о компетенции суда и другие инициативы, разработанные в рамках правовой реформы.

Министр юстиции Ярив Левин и премьер-министр Биньямин Нетаньяху уверяют, что «реформа», включающая ослабление полномочий Верховного суда, отмену судебной критики правительственных решений и превращение юридических советников государственных ведомств в личных политических назначенцев министров, могущих лишь «советовать» политикам, но не браковать их незаконные решения, — все это «укрепит демократию» и «восстановит баланс властей».

Политики правящей коалиции внушают, что демократия — это власть большинства, и «никем не избранные» судьи не должны мешать правительству исполнять «волю избирателей». Некоторые израильские юристы, в основном активисты правого форума «Коэлет», поддерживают правительственную реформу, заявляя, что «активизм» Верховного суда не должен сковывать руки правительству в проведении реформ, за которые проголосовали избиратели.

Премьер-министр Биньямин Нетаньяху, открывая утром 15 января заседание правительства, прокомментировал митинги в Тель-Авиве, Иерусалиме и Хайфе, сказав: «Два месяца назад в Израиле состоялась гигантская демонстрация, всем митингам митинг. Миллионы израильтян приняли участие в выборах, и одним из важнейших пунктов предвыборных программ была юридическая реформа».

«Мне приходилось слышать, будто люди не знали, за что голосуют, но это не так, — продолжил Нетаньяху. — Миллионы избирателей знали о том, что мы готовим реформу, и отдали нам голоса. Более того, сторонники реформы есть и среди тех, кто не голосовал за нас. Так что я не думаю, будто реформа — конец демократии. Мы всего лишь хотим восстановить баланс между ветвями власти, существовавший в Израиле на протяжении 50 лет».

При этом правительство Нетаньяху демонстрирует твердое намерение провести свою правовую реформу в кратчайшие сроки, невзирая на беспрецедентные по масштабу протестные демонстрации, и даже грозит «ускорить» ее, если БАГАЦ забракует назначение трижды судимого Арье Дери на министерские посты.

Президент Ицхак Герцог встречался в последние дни с премьер-министром Б.Нетаньяху, председателем Верховного суда Э.Хают и министром юстиции Я.Левиным, чтобы привести стороны к компромиссу и предотвратить раскол в израильском обществе. Мощное сопротивление части общества правовой реформе выразилось на днях в 80-тысячной демонстрации в Тель-Авиве. Акции протеста поменьше проходили в то же время в Иерусалиме, Хайфе и даже в городе Рош-Пина на севере страны.

На прошлой неделе президент заявил, что не допустит, чтобы пострадали ценности, содержащиеся в Декларации независимости Израиля. На днях пон даже выступил инициатором встречи между председателем Верховного суда Эстер Хают и министром юстиции Яривом Левиным, которая так и не решила ни одну из проблем.

На этой неделе конфликт между правительством и БАГАЦем поднимется на новый уровень, если суд отменит назначение Арье Дери министром. Политический обозреватель 12-го канала полагает, что так и произойдет: судьи запретят Дери быть министром, сочтя нецелесообразным назначение на этот пост политика, осужденного условно.

В правительстве ответят на это ускоренным принятием закона об отмене «илат а-свирут» — возможности БАГАЦа отменять решения правительства, «выходящие за рамки разумного». Полагают, что Ярив Левин постарается принять этот закон в течение полутора месяцев, а потом вернуть Арье Дери в правительство. Есть еще один запасной вариант: назначить Дери «сменным премьер-министром». Эта импровизированная должность появилась в политическом инструментарии после правительства Нетаньяху-Ганца. В отличие от министерской должности, БАГАЦ не может отменить это назначение.

Петиция против назначения Дери министром была подана Движением за качество власти и рядом других организаций и частных лиц. На прошлом заседании БАГАЦа судьи отнеслись скептически к аргументам адвокатов Дери, утверждавших, что суд не имеет права вмешиваться в дела правительства. Довод Нетаньяху о том, что Дери — опытный и разумный политик, необходимый правительству, также, вероятно, не сработает.

Однако лидер партии ШАС Арье Дери сказал членам своей фракции, что он не подаст в отставку с министерских постов, даже если БАГАЦ признает его назначение неправомерным и обяжет его покинуть пост. «Увольнять меня или не увольнять — это дело Нетаньяху», — цитирует слова Дери корреспондент «Хадашот 13» Авишай Бен-Хаим.

Журналист отмечает, что премьер-министр Нетаньяху отказывается сказать, отправит ли он Дери в отставку, если БАГАЦ издаст постановление о неправомерности его назначения.

Стоит отметить, что если глава исполнительной власти не исполнит вердикт Верховного суда, это будет означать конституционный кризис и прямое столкновение между ветвями власти. В этом случае Нетаньяху могут предъявить обвинение в неуважении к суду, развитие ситуации станет непредсказуемым — страна реально окажется на грани гражданской войны.

БАГАЦ медлит с изданием вердикта по апелляциям против назначения трижды осужденного Арье Дери на министерские посты. Слушания по апелляциям прошли в четверг на позапрошлой неделе, и по прогнозам большинства наблюдателей, вердикт будет не в пользу Дери.

Однако не дожидаясь решения суда  Нетаньяху и другие члены правящей коалиции уже начали игнорировать законные процедуры «явочным порядком», не дожидаясь внесения изменений в законодательство. Объявив себя исполнителями «народной воли», а судей и прокуроров — «никем не избранными чиновниками», они отказываются стеснять себя рамками закона. Так на заседании законодательной комиссии Кнессета министр юстиции Ярив Левин грубо кричал на заместителя юридического советника правительства Гиля Лимона, доказывая, что дело юрисконсультов — исполнять веления министров, а не наоборот.

Раскол в израильском обществе в отношении правовой реформы проходит по главной партии коалиции. Согласно опросу, опубликованному в пятничной вечерней программе 12-го канала, лишь 55% избирателей Ликуда однозначно поддерживают эту реформу. 17% высказались против, а более четверти — 28% — не имеют определенного ответа.

Как следует действовать правительству — напролом быстрым принятием пакета законов, невзирая на сопротивление большой части общества или путем диалога с оппозицией и судебной системой? Тут мнения разделились почти поровну — 42% за действия штурмом и 40% за диалог. 18% не ответили. На вопрос «Довольны ли вы правительством Нетаньяху» положительный ответ дали 67%, а отрицательный 26%. Не определились 7%. То есть при всех прочих условиях большинство в партии все же полностью поддерживает своего лидера и верит в его правление.

В тоже время как показал недавний опрос 13-го телеканала, большинство израильтян — 39% — не имеют собственного мнения о реформе»Левина: избиратели в большинстве своем не сильны в политико-правовых теориях и не знают, что современное демократическое устройство отличается от демократий древнего мира тем, что воля большинство ограничена строгими правовыми рамками, защищающими неприкосновенные права и свободы отдельной личности, и именно суды не дают властям выходить за эти рамки.

За десять последних лет уровень доверия израильтян ко всем институтам своего государства упал с 61% до беспрецедентных 33%. В 2022 году резко упало доверие ко всем основным институтам государства, за исключением ЦАХАЛа и президента — только они сейчас пользуются доверием значительного большинства граждан, соответственно 85% и 62%.

Эти цифры опубликовал в воскресенье Институт демократии в своем традиционном сводном отчете по итогам социологических опросов «Индекс демократии» за 2022 год. Правые СМИ вынесли в заголовки сенсационную цифру — доверие к Верховному суду упало до беспрецедентно низких 42%. Однако опросы показывают, что доверие общества к правительству и Кнессету упало еще ниже — правительству доверяет меньше четверти населения (24%), Кнессету — 18.5%. Политические партии, кажется, окончательно себя дискредитировали, им доверяют лишь 8%.

Это объясняет парадоксальный, на первый взгляд, результат — доверие к Верховному суду падает, но поддержка его права отменять принятые законы неуклонно растет на протяжении последних пяти лет. В 2010 году 53% граждан хотели, чтобы Верховный суд имел право браковать неконституционные законы, к 2018 году эта цифра почти не изменилась (54%), но за последующие пять лет постепенно увеличилась к октябрю 2022 года до 58%.

Таким образом, в ситуации, когда граждан заставляют выбирать между Верховным судом и правительством, пытающимся его «нейтрализовать», большинство израильтян склонны встать на сторону Верховного суда. Среди еврейского населения Верховный суд тоже пользуется большим доверием, нежели правительство, и 51% граждан хотят сохранить его право отменять принятые Кнессетом законы. Данные опросов противоречат утверждениям Нетаньяху о том, что избиратели дали ему мандат на ликвидацию независимости судебной системы.

Противники правительства видят в планах Левина «государственный переворот», уничтожающий разделение властей и независимость судов, открывающий дорогу произволу и коррупции исполнительной власти. Десятки тысяч граждан выходят на площади, демонстрируя решимость не допустить этой «катастрофы».

Правящая коалиция настаивает, что речь идет всего лишь о «корректировке дефектов правовой системы», направленной на «восстановление баланса сил» и «возвращение управляемости», якобы подорванной «правовым переворотом» Аарона Барака, присвоившего БАГАЦу полномочия конституционного суда.

Чтобы составить собственное мнение о предмете спора, необходимо знать хотя бы элементарные факты. Еще в ноябре, вскоре после выборов, Институт демократии опубликовал к сведению граждан полный список законов, принятых Кнессетом и отмененных БАГАЦем со времен «правового переворота». Важно отметить, что защитники правовой реформы никогда не используют этот документ в качестве обоснования необходимости «исправления системы» и принятия закона, позволяющего Кнессету преодолевать вето БАГАЦа и восстанавливать отмененные «неконституционные» нормы, — перечень отмененных законов никак не подтверждает утверждение, что Верховный суд «не давал правительству проводить реформы» и «нарушал управление государством».

За 30 лет по требованию БАГАЦа в Израиле были отменены 22 законодательных нормы, противоречившие двум Основным законам — «О свободе и достоинстве человека» и «О свободе предпринимательства».

Вопреки распространенному представлению израильских правых, лишь две забракованные нормы касались неправовых методов борьбы с террором — в этом Верховный суд предоставляет государству почти полную свободу рук.  В 2010 году БАГАЦ забраковал временный закон, позволяющий продлевать аресты подозреваемых в терроризме палестинцев без присутствия в суде обвиняемых и их адвокатов, а в 2021 году пресек попытку лишать детских пособий семьи осужденных за терроризм израильских арабов, признав такой закон «нарушением равноправия с родителями детей, совершивших другие тяжкие преступления».

Дважды БАГАЦ защищал права военнослужащих ЦАХАЛа и поселенцев, эвакуированных из сектора Газа. В 1999 году Высший суд запретил держать военнослужащих под арестом четверо суток без судебного ордера, а в 2005 году обязал государство увеличить компенсационные выплаты молодым эвакуированным поселенцам, уравняв их в правах со взрослыми.

Из 22 отмененных законов 5 относились к сфере экономических прав и свободы предпринимательства. Один из них касался требования получения государственной лицензии на работу финансового консультанта — БАГАЦ отменил его в 1997 году как нарушающее свободу предпринимательства.  В 2012 году БАГАЦ отменил пункт закона о «Битуах леуми», лишающий владельцев частного автомобиля права на пособие по обеспечению прожиточного минимума. В том же году он забраковал правительственный список «районов национальных приоритетов», дающих налоговые преференции жителям, и предписал определить прозрачные критерии предоставления таких льгот, во исполнение принципа равенства прав. В 2017 году БАГАЦ вернул на рассмотрение Кнессета принятый с нарушением парламентской процедуры закон о введении налога на третью квартиру.

Четыре отмененных закона относились к сфере религии и государства. В 2010 и 2014 годах БАГАЦ пресек попытки религиозных партий обеспечить дополнительные пособия женатым ешиботникам, признав принятые законы дискриминационными по отношению к остальным секторам населения. В 2012 году БАГАЦ признал дискриминационным «закон Таля», освобождавший ультраортодоксов от обязательной военной или гражданской службы.

Кроме того, в 2021 году БАГАЦ огорчил религиозных, забраковав дискриминационную законодательную норму, разрешающую прибегать к услугам суррогатного материнства одиноким женщинам, но не одиноким мужчинам, состоящим в однополых супружеских отношениях.

Четырежды БАГАЦ вмешивался в правительственную программу «борьбы с нелегальной миграцией», последовательно пресекая «изобретательные» попытки «выдавить» из страны африканских беженцев, депортировать которых Израиль не имеет права по условиям Женевской конвенции. Высший суд справедливости запретил помещать беженцев в тюрьмы и лагеря, а также «замораживать» часть их заработков до отъезда из Израиля.

Правые партии могут «инкриминировать» БАГАЦу также отмену закона 2020 года о ретроактивной легализации незаконных поселенческих форпостов, построенных на частных палестинских землях, — судьи признали его «непропорционально нарушающим право собственности, равенство и достоинство палестинских жителей». А еще в 2002 году БАГАЦ пресек попытку такой же ретроактивной легализации «пиратской» радиостанции «Аруц шева» — по мнению судей, такая легализация одной-единственной из множества пиратских радиостанций стала бы нарушением свободы предпринимательства.

В 2009 году БАГАЦ запретил правительству приватизировать тюрьмы и строить частные пенитенциарные учреждения. В общей сложности 17 из 22 отмененных законов были приняты правительствами Биньямина Нетаньяху.

В последние годы БАГАЦ ведет прямую интернет-трансляцию всех своих слушаний по важным общественным вопросам, так что каждый гражданин может составить собственное впечатление о качестве работы судей. Это самая прозрачная из трех ветвей власти в Израиле.

В то же время это самая закрытая система Израиля, в которую изначально может попасть лишь «определенное число юристов из определенного круг юристов» которые в основном и избирают «подобных» себе судей  исходя из своего мировосприятия и идеологии. Не стоит и забывать, что кроме «проблем» с законодателями БАГАЦ в качестве последней законодательной инстанции может вмешиваться и изменять решения всех остальных структур как власти, так и жизнедеятельности израильтян. И здесь идеологическая направленность судей играет существенную роль, ведь большая часть решений принимается не исходя из буквы закона, а из его трактовки каждым в отдельности судьей БАГАЦа.