- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что стоит за алжиро-катарским сближением

15 января 2023 года посол Катара в Алжире в интервью местным СМИ заявил о полной поддержке алжирских внешнеполитических инициатив, в том числе на палестинском направлении. Продолжающееся сближение двух стран по его данным усиливается в результате активизирующегося экономического сотрудничества.

 15 января посол Катара в Алжире Абдулазиз Али ан-Наама дал интервью местным СМИ, в частности, информагентству APS, в котором заявил о продолжении политического и экономического сближения двух стран. Благодаря этому, по его словам, возникли многообещающие перспективы и проекты сразу в нескольких областях.

Во-первых, катарский посол от имени МИД Катара поприветствовал «возрождение активной дипломатии Алжира на международной арене», признав его «региональную и всеарабскую роль», а также его «достойную историю в разрешении конфликтов между арабами».

Расценив положительно оказываемую Алжиром поддержку «палестинскому делу», то есть антиизраильские действия, идущие также в пику просаудовскому блоку, нацелившемуся на достижение нормализации с Израилем, катарский дипломат многозначительно добавил: «арабский мир нуждается прежде всего в алжирской дипломатии. Дипломатии, основанная на твердых принципах, таких как право народов на свободу и достоинство. Дипломатия, которой удалось установить первую веху в прекращении раскола между палестинскими группировками».

Особой похвалы действия Алжира удостоились у Дохи и за «разрешение ливийского кризиса».

В этой связи посол выразил мнение, что последний исторический саммит Лиги арабских государств состоявшийся 1 и 2 ноября прошлого года в Алжире, «позволил возродить их совместные действия».

По его словам, эта встреча в верхах «была решающей, особенно с точки зрения разрешения чрезвычайно сложных дел, в первую очередь споров между арабскими странами и созданием арабского экономического блока».

Что, по его мнению, выводит арабов на «действительный интеграционный уровень».

Причем «палестинский вопрос» заслужил особое внимание ан-Наама. По мнению катарского посла, Алжир вновь напоминает в данном случае про «общеарабское» дело и его решение будет найдено только после «прекращения страданий палестинцев и реализации арабской инициативы 2012 года, основанной на создании Палестинского государства в границах 1967 года, способного обеспечить палестинцам достойную жизнь, безопасную и стабильную. Решение, которое положит конец всем кризисам на Ближнем Востоке».

В этой связи дипломат выразил признательность своей страны за усилия и шаги Алжира по получению Палестиной статуса государства-члена ООН.

Также ан-Наама отметил, что «Государство Катар навсегда останется на стороне своих братьев в Палестине, из верности своим моральным обязанностям по поддержке братьев и угнетенных и с учетом правоты дела».

Не случайно, что катарский дипломат одновременно выразил признательность «усилиям Алжира и достойной позиции президента Абдельмаджида Теббуна в отношении арабо-исламской уммы, в частности, в отношении Катара на самых последних этапах».

Причем речь здесь идет не только в поддержке усилий Дохи по проведению Чемпионата мира по футболу в Катаре в 2022 году, когда против данной заявки была развернута жесткая критика, но и оказании ему дипломатической и иной помощи в момент последнего по времени обострения с представителями просаудовского блока.

В связи с этим катарский посол выразил особую признательность от имени правителя Катара Тамима бен Хамада Аль Тани руководству Алжира, особенно «брату президенту Теббуну и его народу».

Все это, по данным Абдулазиза Али ан-Наама, накладывается на развитие экономических отношений между двумя странами, благодаря чему, по его словам они стали «образцом межарабской интеграции».

Причем достигнутые в 2022 году поворотные этапы в двусторонних отношениях, «отражающие искреннее и серьезное желание братьев в обеих странах добиться большего сближения», позволяют говорить, по его утверждениям, о движении сторон «в направлении перспективного стратегического партнерства».

По его мнению, в 2023 году оно должно принять новое измерение, в частности, благодаря «строительству алжиро-катарско-немецкой больницы (в АНДР), доступу к рынкам молочной продукции (катарские компании намереваются решить своими поставками алжирский продовольственный кризис), расширению деятельности алжиро-катарской металлургической компании в промышленной зоне Беллара и другие мероприятия».

Среди них «реализация важных транспортных проектов в сферах воздушных, железнодорожных и морских перевозок, и другие».

В этой связи он напомнил о подписании 2-3 января 2023 года инвестиционного соглашения в рамках заключенной тогда же Рамочной конвенции о развитии туризма, направленного на укрепление сотрудничества и инвестиций. Конкретно данная договоренность позволит модернизировать обслуживание и управление 73 отелями по всей алжирской территории.

Данное соглашение было завизировано во время визита в Алжир председателя Совета директоров катарской компании Retaj Hotels and Hospitality, заместителя председателя правления Арабского фонда развития туризма и члена Ассоциации отелей Катара (QHA) шейха Найефа Бин Ид Аль Тани.

Это открывает для АНДР возможности развить свою туристическую отрасль «почти с нуля» за счет солидных катарских инвестиций, что позволит в будущем дать Алжиру многомиллиардные прибыли.

В этом контексте катарский дипломат подтвердил готовность своей страны «внести свой вклад в усилия правительства Алжира по защите разнообразия окружающей среды и защите животных, находящихся под угрозой исчезновения, посредством реализации конкретных проектов на местах».

В качестве примеров он привел «центр разведения дрофы (на которую так любят охотиться арабские правители не исключая и катарских – авт.) Хубара, заповедник Брезина, позволяющий охранять газелей в Алжире».

В этой связи катарский посол сообщил, что его страна не намерена останавливаться на достигнутом и готова начать другие туристические проекты, помимо прочих коммерческих, продовольственных и промышленных начинаний.

И, как заверил посол Катара в АНДР, поскольку Доха встречает на этом пути готовность Алжира «развивать это образцовое сотрудничество, то можно быть уверенным, что лучшее в отношениях и достижениях между двумя странами еще впереди».

В этой связи он напомнил, что «катарская Лига бизнесменов приветствовала принятие нового алжирского закона об инвестициях, дающего взаимовыгодные возможности для извлечения прибыли» и поэтому ее представители намереваются «получить доступ к производственному и промышленному рынку Алжира, подготовив необходимые условия для этого».

Что же касается основных тезисов интервью катарского посла, то в нем красной нитью проходит скорее не стремление сохранить или даже усилить конфронтацию с Израилем, сколько нанести удар по конкурентам из просаудовского блока, проводящим многолетний курс на «размораживание» с ним отношений.

Кроме того, палестинская тема весьма удобна для того, чтобы одновременно попытаться отвлечь внимание Эр-Рияда от Дохи на алжирское направление.

В связи с этим важно заметить допущенную послом Катара показательную тираду: «Сегодня мир переживает одну из самых сложных и сложных ситуаций на фоне геополитической и идеологической поляризации и войн, которые в любой момент могут изменить соотношение сил в мире». В связи с этим представитель Дохи пожелал «найти механизм, который мог бы изменить соотношение сил в нем, объединить наши усилия в арабском регионе в интересах наших интересов, и отстаивать сильную позицию, позволяющую руководить нашей нацией и подтвердить наше достойное место среди наций мира».

Иными словами, Катар открыто заявляет о своей готовности сблизиться с Алжиром вплоть до заключения подобия военно-политического союза.

Готовы ли к такому обороту событий алжирские лидеры? Во всяком случае, их палестинский курс практически не оставляет для этого иного выбора, хотя о полноценном альянсе говорить явно преждевременно.

Между тем, для Алжира благожелательная позиция Катара служит большой находкой для создания целых экономических секторов вроде современной мясомолочной отрасли сельского хозяйства или туризма с перспективой реализации крупных многомиллиардных проектов в энергетической сфере.