- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американо-израильские отношения после вступления в должность Б.Нетаньяху: проблемы поиска баланса между демократами и республиканцами

Накануне встречи с советником президента США по национальной безопасности Дж.Салливаном Б.Нетаньяху успел провести переговоры с делегацией американского Конгресса, которая включала в себя представителей как Демократической, так и Республиканской партии. Основной целью, которую ставил перед собой Иерусалим в ходе данного раунда общения, оказалось продвижение процесса нормализации его отношений с умеренными региональными режимами, а также поиск поддержки Белого дома на иранском треке. Вместе с тем, контакты с обеими партиями США сами по себе являются вызовом для действующего израильского премьер-министра, который в прошлую свою каденцию явно пренебрегал демократами в пользу сближения с республиканцами и лично экс-президентом Д.Трампом. В результате после возвращения в кресло главы правительства, лидер Ликуда сталкивается с двумя важными задачами, а именно продемонстрировать равноудаленность от указанных политических сил во избежание критики как внутри своей страны, так и американского истеблишмента, а также выстроить новые контакты с Республиканской партией после ноябрьских промежуточных выборов.

Сама двухпартийная группа, о которой идет речь, прибыла в Израиль на текущей неделе в рамках регионального турне в поддержку «Соглашений Авраама». По словам сопредседателя делегации сенатора-демократа от Невады Дж.Розен, эти «соглашения вносят вклад в экономику всех четырех государств и помогают им вместе бороться с иранской агрессией». При этом в заявлении политика было отмечено, что Вашингтон нацелен как на «укрепление отношений, основанных на соглашениях», так и на «их расширение за счет новых стран». Помимо этого в практическом плане конгрессмены поддержали работу Негевского форума, отправившись на Ближний Восток спустя короткое время после его заседания, в ходе которого началась деятельность 6 рабочих групп по приоритетным направлениям, включая безопасность, энергетику и водные ресурсы.

Казалось бы, стороны сумели прийти к пониманию по одной из важнейших тем, что может свидетельствовать и о наличие двухпартийного консенсуса по израильской проблематике в США, как минимум, в определенной ее части. Однако это не совсем так. По данным израильских источников, еще на стадии подготовки встречи со стороны Дж.Розен последовала просьба исключить из программы мероприятий , запланированных в Израиле, И.Бен-Гвира и Б.Смотрича. Подобный шаг, с одной стороны, заметно контрастирует с переговорами Б.Нетаньяху и Дж.Салливана, поскольку в преддверии них аналогичных запросов, судя по всему не было, во всяком случае о них не стало известно широкой общественности. С другой стороны, такая линия вписывается в общий курс демократов, обозначенный еще перед ноябрьскими выборами в Кнессет. Так, незадолго до голосования лидер Ликуда также пообщался с двухпартийной группой из США, и тогда ее сопредседатель сенатор-демократ Б.Менендес – глава сенатского Комитета по внешней политике предостерег Б.Нетаньяху от формирования крайне правой коалиции с привлечением указанных выше фигур, ссылаясь на то, что подобный шаг спровоцирует ухудшение американо-израильских отношений.

Параллельно с этим Республиканская партия, не обращающая столь пристального внимания на конфигурацию 37-го кабинета министров ближневосточной страны, перешла к назначению своих представителей в ключевые комитеты Палаты представителей, среди которых наибольшее значение для Иерусалима, разумеется, имеет Комитет по иностранным делам. В него должны войти М.Уолтц, выступающий в поддержку максимального давления на Иран и расширенное содействий Вашингтона в продолжении процесса нормализации, Ф.Хилл, продвигавший необходимость введения дополнительных рестрикций для ИРИ при сокращении возможностей внутри США по их снятию, Дж.Бэрд, отстаивающий право Израиля на самооборону в случае палестинской агрессии и всячески защищающий продолжение финансирования системы ПРО «Железный купол», сторонник стратегического израильского экономического и военного преимущества на Ближнем Востоке Дж.Джеймс, а также некоторые другие. Подобная конфигурация комитета Палаты представителей делает для правительства Б.Нетаньяху привлекательным сохранение коммуникации именно с республиканцами и воздействие с их помощью на принятие решений.

Таким образом, в настоящий момент в отношениях с Соединенными Штатами в том, что касается законодательной ветви власти, для Израиля существует две проблемы. Первая из них состоит в поиске баланса между президентской администрацией и демократами в Конгрессе, а вторая в привлекательности сделать ставку на республиканцев вновь, надеясь, что в следующем избирательном цикле они вернутся к власти. От обоих шагов 37-правительство  ближневосточной страны предостерегает бывший старший советник по Израилю и Ближнему Востоку в Госдепе США в период президентства Б.Обамы, а затем приглашенный профессор Университета Мэриленда С.Ласенски. По его мнению, сегодня Дж.Байден и его окружение имеют достаточно рычагов воздействия на Демократическую партию для того, чтобы обеспечить поддержание консенсуса по израильской проблематике и не допустить отхода от ключевых элементов сотрудничества. Кроме того, с его точки зрения, даже критически воспринимающие состав 6-го правительства Б.Нетаньяху демократы, такие как, к примеру, Б.Менендес, для Израиля в перспективе важнее, чем краткосрочные плюсы от общения с республиканцами в Палате представителей, поддаваться которым, на его взгляд, Иерусалиму не стоит.

К этому выводу стоит добавить, что, действительно, далеко не все республиканцы, в том числе те, что перечислены выше в составе комитета по иностранным делам, достаточно благонадежны в продвижении интересов главного регионального союзника США. Так, в их числе, к примеру, сторонники умеренного подхода к Ирану, состоящего в сохранении давления и санкций, но и не исключающего возвращение к СВПД, что для текущего правительства Израиля неприемлемо. Есть и более любопытные взгляды, в частности, Ф.Хилл был замечен в 2021 г. в рядах крайне малочисленной группы политиков, упрекнувших Израиль в нарушении прав христиан в Иерусалиме. Помимо него такой же точки зрения придерживались главным образом демократы из прогрессистского крыла, читающиеся наибольшей угрозой классическим особым отношениями двух государств.