- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир заявляет о завоевании рынка Западной Африки

Алжирское руководство заявляет о резком усилении своих позиций во франкофонной зоне Африки, в первую очередь, западной. Это достигнуто благодаря дипломатическим усилиям и увеличению экспорта туда его товаров. Данные успехи отражаются и в росте там алжирского политического влияния.

Руководство АНДР заявляет об усилении позиций своей страны на африканском континенте, что позволяет претендовать на роль выразителя его интересов в мировых международных отношениях, в том числе во влиятельных международных организациях. Речь прежде всего идет о заметном укреплении дипломатического авторитета Алжира прежде всего в западноафриканских государствах, бывших французских колониях.

Отчасти с такой оценкой можно согласиться, по крайней мере в отношении стран Сахеля, ставших в последние годы ареной противостояния между их властями и повстанцами, представленными различными сепаратистскими и джихадистскими группировками.

В условиях, когда против такого развитий событий оказалась бессильна их бывшая колониальная хозяйка Франция, этот политический вакуум стал заполняться в том числе за счет Алжира, спецслужбы которого имеют серьезные «выходы» на лидеров повстанческих группировок и их французские коллеги подозревают их в соучастии по разжиганию здесь нестабильности.

Как бы там ни было, в условиях падения в регионе авторитета Парижа выросло дипломатическое влияние Алжира. Который при этом активно взаимодействует здесь с Россией и Китаем, фактически добивающим влияние Франции в ее бывших колониях.

И теперь схожие процессы начинают проявляться уже не только в Сахеле, но и соседних западноафриканских государствах. Одна из причин – наблюдаемое разочарование во Франции, которая не только не смогла отстоять их экономические интересы на Западе, но и фактически присоединилась к давлению против них США и Евросоюза.

Речь идет о многомиллиардном бизнесе по выращиванию какао-бобов, сырья для производства кондитерских изделий, шоколада и медицинской продукции. Так, с 1 января 2023 года Запад отказался покупать какао-бобы, выращенные с использованием «принудительного труда на землях со сведенными лесами».

Тем самым он, с одной стороны, пытается не допустить дальнейшего ухудшения климата на планете и нарушений прав человека, а с другой – стремится выкрутить руки производителям этого сырья, пытающимся установить внерыночные надбавки в 400 долларов за тонну. Они считают, что его стоимость, определяемая на Нью-Йоркской бирже, искусственно занижена и желают добиться «справедливых цен».

Важно заметить, что в той или иной мере в этом бизнесе задействованы практически все западноафриканские страны от Гвинеи до Габона. В совокупности на них приходится почти 80% мирового производства какао-бобов. Причем для стран вроде Ганы и Кот д` Ивуара это фактически основная статья заработка.

Кроме того, западноафриканские страны встревожены тем, что гарант их безопасности Франция не смогла отстоять государства Сахеля, наглядным свидетельством чему стал уход ее войск из Мали и приход к власти  там, а также в ЦАР и Буркина-Фасо недружественных ей политических режимов.

Соответственно, они опасаются повторения подобного и у себя. Тем более, что исламские радикалы в последние годы неоднократно осуществляли удачные рейды и на их территорию.

Иными словами, на глазах происходит резкое снижение политико-экономического авторитета Парижа практически во всей франкофонной зоне. И, как и в Сахеле, вакуум все больше заполняется другими внешними силами, включая Китай и Алжир.

Во всяком случае, здесь надеются, что разгромившие в 1990-е годы своих джихадистов лидеры АНДР помогут им отбить удары из Сахеля.

То есть, таких уж «талейрановых» достижений у алжирской дипломатии здесь нет. Скорее, это признак все более прогрессирующей дипломатической импотенции Франции. В любом случае, алжирское влияние в бывших французских колониях действительно продолжает укрепляться.

Соответственно, это вызывает волнение Запада, опасающегося того, что этими каналами воспользуются и партнеры АНДР вроде России и Китая для дальнейшего наращивания своего влияния на в Африке.

Следующий этап, согласно замыслам Алжира, закрепление этого успеха в экономическом поле. И многое здесь также уже сделано. В частности, алжирское правительство рапортует о том, что по итогам 2022 года Мавритания стала одной из первых стран-импортеров алжирской продукции. Параллельно этому улучшаются и отношения Алжира с Нуакшотом, о чем свидетельствует аудиенция, данная накануне президентом этой страны Зейн эль-Абидином ульд Шейхом Ахмедом делегации бизнесменов из АНДР, возглавляемой министром торговли и содействия экспорту Камелем Резигом.

По его итогам был подписан меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству между Советом экономического возрождения Алжира (CREA) и Национальным союзом работодателей Мавритании (UNPM), открывающим широкие возможности для достижения дальнейших высот в двусторонней торговле.

Одновременно 21 января алжирские производители и экспортеры объявили о запуске «экономико-коммерческого морского перехода» между Алжиром и государствами Западной Африки (Мавритания и Сенегал), начатого кораблями АНДР туда и обратно. Это выводит торговлю с ними на иной, качественный уровень.

Инициатором запуска этой инициативы является алжирское Национальное агентство по содействию внешней торговле (Algex), призывающее бизнес АНДР воспользоваться этим каналом для экспорта в страны Западной Африки прежде всего неуглеводородной продукции.

Причем из Сенегала и Мавритании алжирские товары будут доставляться и в другие западноафриканские государства. Так, Альфонс Вохо Сахи посол Кот-д’Ивуара, считающегося одной из ведущих стран региона, в Алжире в связи с этим открыто заявил, что «будущее Африки обязательно будет построено вместе с Алжиром».

И он также обсуждал здесь возможности дальнейшего расширения в Западной Африке торговли алжирскими товарами, особенно стройматериалами и продукцией черной металлургии.

Также перспективной для продвижения там считаются товары, выпускаемой алжирской пищевой промышленностью, машиностроением, энергетикой, химией, нефтехимией, электротехникой и электроникой, производстве текстиля, кожи и готовой одежды.

Также для дальнейшего усиления торгово-экономического взаимодействия с Западной Африкой Алжир намерен и далее развивать с ними логистику, в том числе по воздуху. Не случайно, что в 2022 году он открыл с западноафриканскими странами целый ряд новых авиационных маршрутов. В том числе это позволило алжирскому бизнесу организовывать там регулярные ярмарки своей продукции, способствующие увеличению там на нее заказов.

Важно заметить, что Западная Африка представляет собой рынок с более чем 100 млн потребителей и объемом в 91 млрд долларов и Алжир рассчитывает заместить здесь значительную часть более дорогих французских товаров.

Кроме того, торговую динамику усилило решение об открытии филиалов ряда алжирских банков в некоторых африканских столицах, что дополнительно подкрепило не только экономические, но и политические амбиции Алжира на выражение ее голоса в международных организациях.