- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Принц Реза Пехлеви о политической ситуации в Иране. Часть 2.

В продолжение интервью с видным деятелем иранской эмиграции, наследником покойного шаха Мохаммада-Резы Пехлеви – Резой Пехлеви, его спросили, как он использует свой статус личности, пользующейся огромной и повсеместной известностью, на благо разрешения нынешней ситуации в стране, чувствует ли особую ответственность?

Р.Пехлеви говорит в ответ, что «ощущает особое доверие, ощущает себя человеком, стоящим над партийными и узкогрупповыми интересами, своего рода нейтральной фигурой, связующим звеном для формирования единства и сплоченности». «В данный момент, я более, чем когда бы то ни было, полон сил и решимости выполнить эту задачу. Я надеюсь быть полезным и эффективным и во время переходного периода, когда возникнет потребность в стабилизации обстановки, чтобы двигаться вперед.  Надеюсь проявить и тогда свое влияние, реализовать свой авторитет. Понимаю, что  нужно много политиков и харизматичных фигур для нашего общего дела. Я лишь один из таких, и нам, естественно, необходимо быть вместе, чтобы проделать судьбоносную работу, в которой нуждается наш народ», — сказал он.

«В последние годы, — говорит Р.Пехлеви, — я много общался с разными политиками иранской эмиграции, мы много раз обсуждали возможные пути действий, многое поняли, и осталось только применить все это на пользу народу и стране. Пока, продолжает политик,  мы видим свою задачу в том, чтобы сконцентрироваться на злободневной задаче – падении режима, актуализации протестной деятельности, доведении до как можно большего накала активности демонстраций и забастовок, проходящих на всей территории страны, но кое-где уже теряющей свой накал и размах» и добавил: «Мы должны ставить перед собой конкретные задачи как в короткой перспективе, например, на полгода, так и более длительной, требующей осмысления уже  пройденного пути, анализа ошибок и достижений. Но на каждом этапе для нас важно достичь единомыслия и  преодолеть разброд. Необходимо сделать так, чтобы каждый чувствовал свою полезность в общем деле и ощущал себя винтиком единого механизма. Только таким образом граждане Ирана смогут сами решить свою судьбу и определить будущее страны».

Продолжая интервью, директор Персидской службы «Дойче Велле» Я.Зурбахш спрашивает политика об участии в нынешних протестных акциях силовиков. «По-вашему, могут ли мирные граждане одержать победу перед лицом вооруженных до зубов силовиков?».

В ответ, Р.Пехлеви утверждает, что «история дает много примеров того, что это возможно. Можно вспомнить тоталитарный Советский Союз, где его развал и образование новой страны прошло достаточно мирно. Армия не препятствовала демократическим преобразованиям и они постепенно прошли. Подобное и примерно в те же годы прошло и в Чехословакии, освободившейся от коммунистического засилья. Не так много имеется примеров сопротивления уходящей власти с помощью силовиков».  По мнению Р.Пехлеви, «чаще они занимают нейтральную позицию или присоединяются к тем, кто творит историю. И это несомненно ключевой вопрос политического будущего и выживания». «В Иране такое тоже возможно.  Но при условии, что общество будет готово принять на свою сторону элементы, которые не хотят ассоциировать себя с режимом, вольются в ряду защитников нового строя, ощутят себя его интегральной частью. Я всегда в это верил и верю, и это не предположение, а то, что я четко ощущаю, что вынес из общения со многими соратниками по оппозиционной деятельности вне Ирана. Кроме того, мы верим, что такой процесс будет пользоваться поддержкой не только внутри страны, но и на международном уровне. Мы должны понять, что в массе своей силовики ощущают себя неразрывной частью иранского народа», — сказал он.

«Понятно, -продолжает политик, что вряд ли можно абсорбировать авангард  силового контингента, тех, кто непосредственно связан с расстрелами, и разгонами демонстраций и мирных шествий,  у кого руки обагрены кровью».

—  «Каково ваше послание иранским силовикам?» — спрашивает интервьюер.

Вот ответ видного деятеля иранской эмиграции Р.Пехлеви: «Мое послание не меняется с годами. Я говорю им, что одев военную униформу, они связали себя с важной миссией  защиты страны, ее целостности. Вам надлежит беречь национальные интересы. Сейчас вы связаны с режимом, выполняющим карательные функции, режимом, вооруженным самым современным оружием. Силовики противопоставляют себя народу, они воюют с собственным народом, вступая в необъявленную войну. Как по-иному можно охарактеризовать сегодня то, что творят силовики во многих регионах Ирана, например, Курдистане? Трудно представить, чтобы армия и другие военизированные подразделения режима вторгались со всей своей военной мощью, танками, артиллерией, авиацией в регион своей собственной страны и громили мирное население. А ведь такое  происходит уже много лет, и не только в Иранском Курдистане. Давайте спросим силовиков: ваша задача охрана нашей страны, ее граждан, их имущества, или  покорение бунтующего населения? Народ ждет от военных решения – с кем они, готовы ли они поставить свою силу на благо таких же иранцев, как они сами, или поставить их на колени, заставить капитулировать перед грубой разрушающей, а не защищающей силой».

«Нужно определиться, — продолжает Р.Пехлеви, —  с кем вы, и четко показать свою позицию.  Поэтому суть моего обращения к силовикам – будьте с народом! Это даст вам всем возможность участвовать в созидании будущего своей родины. И вы должны слать народу  сигналы о том, что единение возможно, что вы на это потенциально готовы».

Следующий вопрос ведущей интервью: «В каждой революции наступает чувствительный и судьбоносный переходный период. В чем он состоит лично для вас? Какие силы будут в нем задействованы и кто должен в этот период вести страну за собой?».

«Это очень серьезный вопрос, -отвечает Р.Пехлеви -, и он, в первую очередь, связан с тем, какова будет координация между внутренними и внешними участниками процесса, насколько выработана «дорожная карта», определяющая движение после падения исламского режима. Но то, что можно считать очевидным – основная нагрузка ляжет на тех, кто находятся внутри страны. Им продвигать такие вопросы, как создание переходного правительства, подготовка выборов, формирование Учредительного собрания, которое должно с участием широкого представительства всех слоев общества обсудить и решить форму власти, основы Конституции, предложить костяк новой государственной машины, в которую войдут люди, уже сегодня присутствующие на национальном уровне и готовые отдать себя без остатка служению и созиданию послеисламской страны».

Их потенциал,  на взгляд Р.Пехлеви, громаден: это юристы, университетская профессура, журналисты, высокообразованные технократы, управленческая прослойка, деятели культуры, политические и общественные активисты, в общем — всех не перечислить.

Завершая интервью с видным политиком иранской эмиграции, проживающим в США наследником последнего шаха М.Р.Пехлеви – Р.Пехлеви, его спрашивают о том, какова сегодняшняя повестка дня?

Политик отвечает следующим образом: «У Ирана много видимых и скрытых проблем – от политических и социальных, экономических, до проблемы экологии и нехватки воды до медицинских. У нас есть специалисты, способные решить их или найти выход на решение. Народ, желающий новой жизни, с этим справится. Мы уверены, что сумеем решить все трудности. Мы должны заранее к этому готовиться, все планировать уже сегодня.  В Иране есть для этого человеческие ресурсы, есть естественные и минеральные богатства.  Есть воля народа. Народ готов к созиданию новой жизни во имя своего будущего. Пока же нужно покончить с исламским режимом. В этом – главная цель сегодняшних потрясений».