- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О политике Алжира в Африке и интересах Запада

Одновременное появление в Алжире сразу двух видных официальных представителей Запада, США и Италии, дополнительно демонстрирует его важность для них. И скоро эти политические контакты должны реализоваться в конкретные проекты.

 

Редко какой день в Алжире проходит без визитов высокопоставленных западных представителей, пытающихся склонить его к дальнейшему расширению сотрудничества – военно-политическому и экономическому. Так, например, 22 января здесь одновременно появились сразу две таких фигуры – помощник госсекретаря США по вопросам международных организаций Мишель Сисон, потратившая на визит в эту страну два дня, и председатель Совета министров Италии Джорджия Мелони.

Американские источники, комментируя визит Мишель Сисон, утверждают, что он призван «продолжить укрепление двусторонних отношений, включая углубление диалога по стратегическим вопросам».

Известно, что помощник госсекретаря США встретилась с рядом высокопоставленных алжирских чиновников, включая министра иностранных дел Рамтана Ламамру. С ним, помимо обсуждения «двусторонних отношений и перспектив укрепления стратегического диалога» они коснулись и темы развития их экономического сотрудничества.

Также в ходе этих консультаций Алжиру было заявлено, что «в силу своего геостратегического положения» он «остается в глазах Соединенных Штатов самой надежной страной в области борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом, а также в урегулировании региональных конфликтов».

Соответственно, потому Мишель Сисон заявила о желании Вашингтона поддерживать такие консультации и дискуссии по столь актуальным темам на постоянном уровне.

Одновременно она указала на признание «международным сообществом, в том числе Соединенными Штатами Америки, позитивной роли Алжира», которую он, с точки зрения Запада, играет в преодолении современных мировых кризисов. Это относится и к последствиям украинского конфликта и помощи газом Европе, которую он ей оказывает ввиду сокращения поставок российского голубого топлива.

В свою очередь, согласно заявлению МИД АНДР, за последнее время «алжирско-американские отношения укрепились благодаря заметной и качественной эволюции» со стороны Вашингтона.

Разумеется, алжирские околоМИДовские источники ставят это себе в заслугу. Они утверждают: «В отличие от Марокко, которое во многом утратило свою привлекательность для мирового сообщества, включая США, Алжир вновь проявил интерес к новой геостратегической концепции Америки. В ней он занимает видное место и ему отводится действительно стратегическое положение в конструкции будущего мироустройства».

Также в Алжире отмечают, что 2022 год был особенно плодотворным для укрепления этих связей, поскольку стороны усилили координацию на всех уровнях сотрудничества.

И толчок этому дал украинский конфликт. Вашингтон, зная авторитет Алжира среди африканских стран, стремится заручиться его поддержкой, чтобы снизить уровень поддержки России в Африке.

Одновременно Запад и в первую очередь США демонстрирует готовность дать Алжиру карт-бланш для того, чтобы он взял на себя ответственность за разваливающиеся буквально на глазах государства Сахеля, особенно Мали и Буркина-Фасо.

Впервые открыто данную идею Алжиру предложил в марте 2022 года государственный секретарь США Энтони Блинкен, прибывший туда с официальным визитом на встрече с президентом АНДР Абдельмаджидом Теббуном. Тогда он заявил, что «усилия Алжира необходимы для улучшения безопасности в регионе, обеспечении стабильности в Мали и мирном урегулировании здесь конфликтов, особенно в Ливии».

Такая оценка Алжиру, безусловно, льстит и принятие американского предложения на первый взгляд отвечает его интересам стать первой африканской державой.

Однако, несмотря на желание расширить свое влияние в регионе, военная алжирская элита в глубине души относится к плану Вашингтона с подозрением, понимая, что если она «зайдет» туда «по-настоящему», то речь может не ограничиться одной – двумя странами. На контроль же всего огромного региона Сахель даже у гипермилитаризированного Алжира может не хватить ресурсов.

И потому сейчас его руководство склоняется к «точечному» вмешательству, например, охране там наиболее значимых объектов вроде планируемых газопроводов или ограниченной поддержке местных режимов.

Кроме того, с подозрением алжирские генералы относятся и к американским планам относительно Марокко. Так, например, в последние дни ими обсуждался информационный вброс по поводу якобы заключенных Вашингтоном и Рабатом соглашений разместить в Западной Сахаре крупную военную базу США.

И хотя это можно считать элементом информационного давления на Алжир за его отказ осудить действия России на Украине, в любом случае, у него нет оснований полностью доверять американцам. И военные АНДР задаются вопросом относительно того, против кого именно будет нацелена данная база в случае ее там появления. Ясно, что это как минимум осложнит действия поддерживаемых Алжиром западносахарских повстанцев.

Там, несмотря на наблюдаемое потепление отношений с Западом, считают, что рано или поздно он начнет предъявлять претензии и ему как державе, диктующей цены на энергоресурсы. Для этого просто должно наступить время.

Пока же отношения Алжира с Западом внешне напоминают «медовый месяц». Во всяком случае, иной подход, чем у США, демонстрирует в данном вопросе Италия. Это подчеркивает визит в АНДР ее премьер-министра  Джорджии Мелони, принятой там президентом Теббуном.

И для России это может иметь более важное значение, нежели «обхаживание» Алжира американцами. В частности, итальянская лидер привезла туда план дальнейшего наращивания поставок газа из АНДР в Европу. Схема этого во многом напоминает египетскую, благодаря которой в течение 2022 года прокачка газа Каиром в ЕС увеличилась в полтора раза.

Речь идет о планируемом запуске в Алжире множества угольных и мазутных электростанций, что позволит продавать за рубеж излишки голубого топлива.

Причем отдача от этой схемы будет гораздо более быстрая, чем от инвестиций в расширение газодобычи – европейцы утверждают, что благодаря такому плану Алжир также сможет экспортировать в полтора раза больше газа, чем сейчас, уже в 2024 году.

Кроме того, Италия рассчитывает перебрасывать в Европу излишки алжирской энергии по специальным подводным кабелям, проложенным по дну Средиземного моря. Опыт соответствующей работы у стран Евросоюза имеется с Марокко.

В свою очередь, руководство алжирской энергораспределяющей компании Sonelgaz сообщило о начале соответствующих исследовательских и проекционных работ.

Необходимые ресурсы для этого у Алжира есть, требуется лишь европейская техническая поддержка для модернизации уже существующих энергетических мощностей. И помешать реализации такого сценария может, пожалуй, разве что испытанная алжирская бюрократия, тормозящая любые инвестиционные начинания.