- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О плане Алжира по модернизации транспортной инфраструктуры

Для развития новых сырьевых проектов Алжир готовится качественно модернизировать свой транспортный сектор. Без этого ему физически невозможно начать разработку отдаленных месторождений. И на это необходимо найти многие миллиарды долларов.

Наводнившие Алжир иностранные специалисты горнодобывающей отрасли преподнесли руководству этой страны неприятный сюрприз. По итогам проведенного в 2022 г. ими обследования крупных сырьевых месторождений страны они сделали вывод о необходимости вложить миллиарды долларов в модернизацию ее железнодорожной сети.

Без этого их разработка будет невозможна. Дело в том, что большая часть месторождений находится в отдаленных районах. И даже там, где железнодорожная сеть существует, ее необходимо модернизировать, поскольку большая часть транспортных путей одноколейны или неэлектрифицированы. Они не годятся для регулярных масштабных перевозок сырья, персонала, оборудования и прочих грузов.

Кажется, алжирское руководство к этому готово, поскольку иностранные специалисты утверждают, что модернизация железнодорожной инфраструктуры страны положительно повлияет на развитие ее экономики вообще и промышленности в частности.

В связи с этим в Алжире разработана стратегия под названием «большая сеть железных дорог», реализация которой, по мнению представителей его властей, вызовет настоящую транспортную революцию.

Главным ее моментом станет обеспечение надежной логистикой отдаленных районов страны с ее приморской полосой, что должно придать дополнительный импульс их развитию.

В настоящее время в Алжире насчитывается 4200 км железных дорог, протяженность которых планируется увеличить к 2030 году почти втрое – до 12 500 км.

При этом уже сейчас план начинают реализовывать на наиболее важных участках, и он затронет в скором времени практически все вилайи страны. Прежде всего, речь идет о транспортном соединении районов высокогорья

с крайним югом. Одним из главных пунктов упомянутого выше плана должно стать прямое соединение столицы Алжира с Таманрассетом на юге и Адраром на западе. Именно это будет один из первых проектов в его реализации.

Расположенные там вилайи зачастую соединены лишь автомобильными и даже проселочными дорогами с не самым лучшим покрытием. Поэтому их жители часто жаловались на «транспортную изоляцию», которая в результате развития железнодорожных проектов будет устранена.

Это касается и направления Гар-Джебель, где началась разработка огромного железнорудного месторождения.

Еще один проект предусматривает строительство грузовой станции в вилайе Сук-Ахрасе и соответствующую модернизацию местной железнодорожной линии. Это необходимо для запуска комплекса по добыче и переработке фосфатов в Блед-Эль-Хадбе (муниципалитет Бир-эль-Атер).

В том, что железнодорожный план будет реализован, алжирское руководство не сомневается. Ведь именно его усилиями и была построена основная часть имеющихся в его распоряжении железных дорог.

Так, на момент обретения независимости Алжир обладал железнодорожную сеть, доставшуюся от французов, протяженностью всего лишь 1000 км, обслуживающую в основном узкую северную приморскую полосу. К началу 2000-х годов она увеличилась до 1800 км, а теперь достигла 4200 км.

Однако, заявляя об этом, алжирские лидеры выставляют это почти исключительно своими достижениями, тогда как в основном данную работу проделали иностранные подрядчики, в том числе испанские, французские и китайские.

При этом железнодорожная модернизация по-алжирски сопровождалась многочисленными скандалами, затронувшими в том числе и российские компании. В ходе их алжирские власти порой по надуманным причинам лишали иностранные фирмы контрактов и передавали другим.

И теперь это может негативно повлиять на реализацию упомянутого выше плана модернизации алжирской железнодорожной сети. Его наметили еще в 2012 – 2013 годы. На это планировалось выделить от 80 до 100 млрд долларов. Однако в 2014 году стоимость углеводородов, главного экспортного товара АНДР, стала понижаться, и про него на некоторое время «забыли».

Однако теперь, когда речь идет о масштабной разработке сырьевых месторождений, о нем вспомнили. Так, алжирское Национальное агентство по исследованиям и мониторингу реализации инвестиций в железнодорожный транспорт (Anesrif) намеревается наверстать это отставание. Однако за 10 минувших лет стоимость данного проекта может заметно увеличиться и составить гораздо более 100 млрд долларов.

Причем Anesrif планирует форсировать данные работы, увеличив темпы строительства новых станций, электрификации уже имеющихся железнодорожных линий и работ по их модернизации.

В связи с этим президент АНДР Абдельмаджид Теббун распорядился «незамедлительно начать соответствующие технические исследования» с целью «сделать 2023 год годом экономического подъема и промышленного возрождения».

Теперь вопрос стоит о выборе компаний-подрядчиков. Но это представляет серьезную проблему, поскольку своих средств у алжирских властей имеется лишь 60 млрд долларов и скорее всего им придется обратиться за кредитами к иностранным заимствованиям.

К тому же представляется сомнительным, что за 2023 год они смогут реализовать данные планы, поскольку для их воплощения в жизнь еще необходимо найти зарубежные компании.

И дело здесь не только в деньгах. Руководство зарубежных компаний не забыло скандалы с заключением железнодорожных контрактов в «нулевые» годы и алжирским властям придется сильно постараться для того, чтобы их вернуть.

Тем более, что до сих пор они не гарантировали отмену ограничительного инвестиционного законодательства «51/49» в транспортном секторе. Иными словами, им придется вкладываться в работу, соглашаясь на контроль со стороны властей АНДР.

Учитывая все вышесказанное, состояние транспортного сектора, являющееся ахиллесовой пятой алжирского железнодорожного плана, способно сорвать амбициозные замыслы властей АНДР по масштабному запуску сырьевых месторождений. Как минимум в том виде, в каком они себе это представляют.

Решатся ли зарубежные партнеры Алжира серьезно вложиться в модернизацию его транспортной инфраструктуры и на каких условиях? Пока сказать сложно. Предположим, что на это повлияет международная политическая и экономическая ситуация и в том числе стоимость сырья на мировых рынках.