- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Египте: декабрь 2022 г.

5 декабря стало известно об освобождении журналиста и эксперта по джихадистским движениям Исмаила Александрани, его приговор на 10 лет тюрьмы был смягчен в октябре 2022 г. Определенные круги в Египте считали, что он стал символом политических репрессий в Египте в отношении активистов. «И.Александрани отныне свободен», — написал в социальных сетях его адвокат Халед Али – правозащитник и бывший кандидат на президентских выборах.

Считающийся экспертом по вопросам вооруженных исламистских движений на Синайском полуострове И.Александрани был арестован в 2015 г. по обвинению в «принадлежности» к запрещенному в Египте движению «Братья-мусульмане». Его также обвинили в публикации «военных секретов». В мае 2018 г. военный трибунал первой инстанции приговорил его к 10 годам тюрьмы. В октябре 2022г. военный трибунал второй инстанции смягчил наказание до 7 лет, что позволило ему выйти на свободу.

Благодаря возобновлению работы комиссии по помилованиям при президенте АРЕ с апреля 2022 г. на свободу вышли 766 диссидентов.

14 декабря французская юстиция аннулировала обвинения в адрес французской компании Nexa Technologies и 4 ее сотрудников, выдвинутые в рамках расследования о продаже Египту устройств и программного обеспечения для кибершпионажа. По этому делу выше упомянутая компания и ее сотрудники были обвинены в 2021 г. в содействии пыткам и насильственным исчезновениям в связи с якобы полученными благодаря этой продаже возможностями для египетского режима следить за оппозицией.

Апелляционный суд Парижа перевел юридическое лицо и 4 физических лиц в статус свидетелей. Речь идет о президенте Nexa Оливье Бобо, генеральном директоре компании Рено Роке, бывшем президенте Стефане Сали и сотруднике компании Руди Ричарде. Тем не менее он предписал продолжить расследование по этому делу.

Соответствующее расследование было начато в 2017 г. по иску Международной федерации по правам человека и Лиги в защиту прав человека, поданному при содействии Каирского института по изучению проблем защиты прав человека. Иск опирался на расследование французского журнала «Телерама», сообщившего о продаже в 2014 г. «системы прослушивания стоимостью 10 млн евро, официально – для борьбы против «Братьев-мусульман». Программа «Серебро» позволяет следить в реальном масштабе времени за электронными коммуникациями цели, которая пользуется электронным адресом или телефоном. Неправительственные организации утверждают, что эта программа дала возможность режиму организовать волну репрессий против оппозиции.

14 декабря в ходе саммита США – Африка президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси обратился к Вашингтону за помощью с тем, чтобы усилить давление на Эфиопию для нахождения компромисса по эфиопской мега-плотине на реке Голубой Нил, которая, как утверждают в Каире, угрожает существованию Египта. «Этот вопрос для нас – критичный и экзистенциальный. И мы благодарим США за их поддержку, — заявил, в частности, ас-Сиси. – Заключение юридически обязывающего документа было бы нормальным при его соответствии международному праву. Мы больше ничего другого не требуем. Мы нуждаемся в вашей поддержке по этому вопросу».

Со своей стороны Энтони Блинкен в ходе встречи «настаивал на важности дипломатического урегулирования, которое бы соответствовало интересам всех сторон». Так утверждалось в коммюнике Госдепа, распространенном по завершении встречи.

В Эфиопии проект мега-плотины, запущенный в 2011 г. и оцениваемый в 4 млрд долларов, должен обеспечить удвоение показателя производства электроэнергии. В настоящее время только половина из 120-миллионного населения этой страны имеет к ней доступ.

Эфиопия считает эту плотину жизненно важной для своего развития, Египет рассматривает ее как «экзистенциальную» угрозу, а Судан говорит, что она создает «большие риски» для жизни миллионов человек. Эфиопский премьер Абий Ахмед обещал продолжить переговоры для достижения трехстороннего соглашения, но его страна начала заполнять водохранилище и запустила 2 из 13 турбин.

Администрация бывшего президента США Дональда Трампа заняла жесткую позицию по отношению к Аддис-Абебе по вопросу плотины, однако администрация Байдена предпочла более гибкий подход к этой проблеме.

17 декабря Административный совет МВФ одобрил выделение Египту кредита в 3 млрд долларов с немедленным выделением 347 млн долларов. Об этом сообщил МВФ в своем коммюнике. О предстоявшем кредите впервые было объявлено 27 октября 2022 г. Он был выделен в рамках Расширенного механизма кредитования МВФ в обмен на обязательство Египта реализовать экономическую программу, нацеленную на «поддержание макроэкономической стабильности и стабильного роста частного сектора» при одновременном сокращении долга государства, росте социальных расходов и «реализации широкомасштабных структурных реформ». Во время реализации этого кредита продолжительностью 46 месяцев Египет получит дополнительное финансирование в объеме около 14 млрд долларов «со стороны своих международных и региональных партнеров».

20 декабря в ходе региональной конференции в поддержку Ирака, проходившей в иорданском городе Свейма на берегу Мертвого моря, президент Франции Эммануэль Макрон поблагодарил Катар за организацию финальной чемпионата мира по футболу, а также своего «друга» президента АРЕ Абдель Фаттаха ас-Сиси за организацию в ноябре международной конференции по климату COP27. Он сделал это несмотря на риск новой волны критики в адрес этих событий. «Несколько недель назад завершился COP, который был организован Египтом, и я поздравляю моего друга президента ас-Сиси, поскольку в Шарм аш-Шейхе получилось собрать весь мир и урегулировать часть из абсолютно ключевых проблем», — заявил Макрон.

Правозащитники регулярно критикуют Э.Макрона за его связи с ас-Сиси, несмотря на критику властей Египта за их действия по подавлению прав и свобод.

22 декабря глава Администрации Суэцкого канала Усама Раби заверил, что эта водная артерия «не подлежит продаже». Опасения на этот счет возникли в Египте после того, как египетский парламент дал принципиальное согласие на рассмотрение проекта закона по созданию «Фонда Суэцкого канала», который сможет «осуществлять разнообразную экономическую активность, и в частности, создавать инвестиционные компании».

Эта идея вызвала в Египте опасения, что страна может лишиться своего национального символа и достояния. Через канал проходит примерно 10% от мирового объема торговли. Он является для Каира одним из главных источников поступления валюты. Египетское общественное мнение полагает, что в случае принятия проекта закона о «Фонде Суэцкого канала» будет поставлен под вопрос суверенитет Египта над каналом в то время, как страну душит внешний долг объемом 150 млрд долларов, а с марта египетский фунт подешевел на 57%.

На пресс-конференции в Исмаилии У.Раби заверил, что канал не может быть «продан, отдан в аренду или представлен в качестве гарантии под заем». Он утверждал, что цель создания «Фонда Суэцкого канала» — инвестирование в крупные проекты. Однако египетский экономист Хани Туфик, слова которого приводит АФП, считает, что этот проект призван решить проблему госдолга через гарантии от доходов канала. Понятно, что У.Раби опроверг это предположение. Однако бывший глава Администрации Суэцкого канала Мохаб Мамиш считает, что этот проект закона «открывает дорогу беспрецедентным изменениям, которые позволят ввести иностранное участие в вопросах управления каналом». По его оценке, иностранные инвесторы смогут «изменить существовавшую в течение многих лет систему управления каналом, которая приносила рекордные прибыли».

30 декабря неизвестные вооруженные лица атаковали полицейский блок-пост в г.Исмаилия на Суэцком канале. В результате атаки – первой подобного рода в Исмаилии за последние 3 года — погибли 3 полицейских, 4 получили ранения. Нападавших было двое, они подъехали к посту на двух машинах. Ответным огнем один из нападавших был убит, второй – ранен, однако ему удалось скрыться. День спустя ответственность за нападение взяло на себя «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ).

В целом, очевидно более чем деликатное финансовое положение Египта. Тем не менее эта страна продолжает нести бремя высоких военных расходов, хотя формально внешней военной угрозы для нее особо не просматривается.