- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 92

С момента начала Россией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, в израильских СМИ и экспертно-аналитических центрах анализируют развитие военной кампании, ее разные аспекты и возможные последствия для участников конфликта, Израиля, Ближневосточного региона и всего мира в целом.

Свой анализ военной ситуации на Украине представил Узи Рубин, эксперт по противоракетной обороне и устойчивости израильского тыла Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS). Он является основателем и первым директором (1991–1999) Организации противоракетной обороны Израиля в Министерстве обороны, которая разработала, произвела и развернула первый в стране противоракетный комплекс «Стрела». Впоследствии он занимал должность старшего директора по вопросам распространения и технологий в Совете национальной безопасности (1999–2001) и руководил несколькими программами в «Израильской аэрокосмической промышленности» и Министерстве обороны. Он дважды был удостоен Премии Израиля в сфере безопасности (1996, 2003) и премии «Дэвид Исраэль» (2000) Агентства противоракетной обороны США. Он был приглашенным ученым в Стэнфордском центре международной безопасности и контроля над вооружениями, где руководил исследованием распространения ракет[i] [1].

По мнению У.Рубина, «мощное российское вторжение на Украину, начавшееся в конце февраля 2022 г., столкнулось со многими трудностями, и на данный момент оно сильно пробуксовывает». Под этим он имеет в виду следующее: «несмотря на то, что русские оккупировали примерно шестую часть территории Украины (не считая Крымского полуострова, который уже был оккупирован в 2014 г.), они потерпели три унизительных поражения. Во-первых, в неудавшемся штурме Киева сразу в начале войны; во-вторых, в контрнаступлении Украины в Харьковской области семь месяцев спустя; и, в-третьих, когда Херсон был освобожден от российской оккупации в ноябре прошлого года. Во всех этих боях российские войска понесли значительные потери и оставили в полевых условиях сотни бронемашин, некоторые из которых были в хорошем состоянии, что позволило украинцам забрать их и интегрировать в свои бронетанковые силы».

Израильскому эксперту «совершенно ясно, что президент Владимир Путин и его окружение переоценили способность России одержать верх над Украиной. В то же время они недооценили устойчивость Украины и решимость США и Европы поддержать Киев в экономическом и военном отношении». У.Рубин полагает, что «эта ошибка вполне объяснима», т. к. «президент Украины Зеленский был ярым сторонником интеграции с Западом и просил о вступлении в ЕС и НАТО, однако Европа или НАТО пока ничего не сделали, кроме пустых слов и проволочек, чтобы принять Украину в свои организации». «Вялая реакция Запада на захват Крымского полуострова и его аннексию Россией, а также на захват восточных областей Украины пророссийскими сепаратистами в 2014 г. создавала впечатление, что западные страны не придавали большого значения интеграции Украины в свои политические и военные структуры. Панический уход США и их союзников из Афганистана в августе 2021 г. поставил под сомнение саму готовность Запада применить силу для защиты своих интересов». Эксперт допускает, что «поспешный уход американцев из Афганистана рассеял последние колебания и подтолкнул Путина к переходу Рубикона и началу планирования агрессивной войны, направленной на то, чтобы заставить Украину вернуться в «русский мир», из которого она дезертировал (по словам Путина) во время Майдана 2014 г.».

У.Рубин отмечает, что В.Путин поставил две цели специальной военной операции на Украине: во-первых, «спасти» русское население восточных областей Украины от «киевского режима», во-вторых – «денацифицировать» страну, что означало свержение действующей власти и установление пророссийского режима, который будет сотрудничать в разоружении Украины. Именно «этим двум целям соответствовали русские военные действия в начале войны. Крупные российские силы, вышедшие из Крыма, вторглись в восточные районы Украины и соединились с российскими сепаратистами Луганской и Донецкой областей (план также мог включать продвижение на юг вдоль Черного моря и оккупацию Одессы). Эта операция на востоке Украины должна была достичь первой цели Путина — «спасти» местное русское население от «киевского режима»». Израильский эксперт полагает, что после этого «перед российской армией была поставлена задача захватить большую часть территории Украины и «спасти» все ее население, за исключением западных районов Львова, которые, по словам Путина, кишат жесткими неисправимыми антироссийскими «нацистами»».

«Для выполнения второй цели плана — смены режима — крупные российские бронетанковые силы вошли на север Украины от границы с Беларусью, двигаясь в сторону Киева с целью захвата резиденции правительства и изгнания или физического устранения Зеленского и его правительства. Успех в этом позволил бы создать пророссийское руководство с помощью местных коллаборационистов, которые приказали бы украинским военным сложить оружие. Этот шаг включал попытку захватить аэродром Гостомель к северу от Киева силами доставляемого вертолетами отряда специального назначения. После захвата должны были приземлиться российские самолеты с дополнительными войсками и транспортными средствами, которые устремились бы в центр Киева и с помощью спецназа, уже проникшего в город, захватить или убить Зеленского и его правительство. Личная опасность для Зеленского была настолько велика, что США предложили доставить его и его подчиненных в безопасное место (ответ Зеленского: «Мне нужны боеприпасы, а не побег»). Усилия России довольно быстро провалились из-за упорной борьбы украинцев за контроль над аэропортом Гостомеля и успеха личной охраны Зеленского в отражении покушений», – пишет эксперт JISS.

У.Рубин подметил, что «во вступительной речи Путина накануне вторжения ничего не говорилось об ожидаемой продолжительности и не прогнозировалась быстрая победа». Однако по мнению  эксперта, «все указывает на то, что Россия ожидала короткой кампании самое большее на несколько недель, которая привела бы к устранению или изгнанию нынешнего «нацистского» руководства и установлению нового правительства, спонсируемого Россией, как это было до свержения президента Виктора Януковича в ходе революционного Майдана в 2014 г.» Эксперт предполагает, что «Путин и его окружение исходили из того, что Запад будет стоять в стороне и поддерживать Украину морально, а не материально. В результате численность сил, выделенных Россией для операции, была ограничена, материально-техническое обеспечение вооруженных сил было довольно слабым, а российская военная промышленность продолжала работать в режиме мирного времени».

В виду того, что «попытка России провести быструю военную кампанию путем обезглавливания украинского правительства не увенчалась успехом», «Зеленский, артист по профессии, одним махом раскрылся как лидер Великой войны». По словам израильского эксперта, «Зеленский вдохновил украинский народ, стоящий за ним, на сопротивление оккупантам, завоевав симпатии общественного мнения на Западе, что, в свою очередь, побудило его различные европейские столицы более активно оказывать военную и экономическую поддержку Украине».

Тем временем, «провал России заставил Путина и его окружение пересмотреть всю свою позицию. 19 апреля 2022 г. Верховное командование России объявило о начале «второго этапа» специальной военной операции, основным направлением которой теперь стало «освобождение» тех частей Луганской и Донецкой областей, которые остались под контролем Украины. Российские войска, осаждавшие Киев, были отброшены и передислоцированы на восток Украины. Это началось как попытка блицкрига и превратилось в изматывающую войну на истощение. Всякая русская надежда на быструю победу исчезла, и с этого момента Москва была вынуждена переориентировать свои вооруженные силы и народное хозяйство на затяжную войну, которая может продолжаться несколько лет». В то же время эксперту представляется, что «несбывшиеся надежды на быструю победу не повлияли на решимость Путина и его окружения продолжать войну до тех пор, пока не будут достигнуты заявленные цели войны. Тем не менее, теперь возникла необходимость закрыть бреши, исправить недостатки, которые были выявлены в структуре сил России, и подготовить страну и ее армию к затяжной войне»[ii] [2].

[i] [3] Dr. Uzi Rubin. https://jiss.org.il/en/author/urubin/

[ii] [4] Iran’s UAVs join Russia’s war against Ukraine / JISS. 19.01.2023. https://jiss.org.il/en/rubin-irans-uavs-join-russias-war-against-ukraine/