- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об отношении ЕС к Ирану: декларации и реальная политика

Недавний визит президента Израиля Ицхака Герцога в  Брюссель и его переговоры с руководством Европейского союза, кроме всего прочего, обратил внимание мировой общественности на эффективность деятельности ЕС. Прибыв на  мероприятия, посвященные  Международному дню памяти жертв Холокоста, президент еврейского государства выступил с речью перед Европейским парламентом. И.Герцог напомнил, что «Холокост, самая темная бездна в истории человечества, вырос на плодородной почве антисемитизма, который распространялся по Европе на протяжении поколений и трагическим образом поднимает свою голову и в наши дни». «Историческая ответственность -, добавил президент, — требует извлекать уроки истории, и вести  совместную деятельность по борьбе с антисемитизмом, расизмом и ксенофобией».

И.Герцог воспользовался своим визитом в Брюссель и встречами с руководством ЕС и входящих в него стран с тем, чтобы в очередной раз обозначить «ту огромную угрозу, которую представляет нам и всему Ближнему Востоку режим Ирана. Иран гонится за атомной бомбой, терроризирует весь Ближний Восток и поставляет оружие, используемое против украинского народа». Незадолго до приезда президента Израиля в Брюссель  и его выступления перед Европейским парламентом, эта международная структура приняла резолюцию, призывающую признать Корпус стражей исламской революции Ирана (КСИР) террористической организацией. Одновременно отдельным пунктом в «черный список» должны были включить полувоенизированные добровольческие соединения «Басидж», аффилированные с КСИР. Европарламент также призвал ЕС включить в свои санкционные списки верховного лидера ИРИ аятоллу Али Хаменеи, президента страны Эбрахима Раиси, генерального прокурора Мохаммада-Джафара Монтазери и 227 членов иранского парламента. В случае реализации этой резолюции, военнослужащим КСИР или аффилированным лицам «будет запрещено осуществлять любую экономическую и финансовую деятельность на европейской территории». Реакция из Тегерана последовала незамедлительно: в день обсуждения резолюции глава иранского МИДа Хосейн Амир-Абдоллахиан резко раскритиковал «эмоциональное, неблагоразумное, некорректное и непрофессиональное» поведение Европарламента, которое «противоречит политической рациональности и вежливости».

Однако встает вопрос: сработал ли этот призыв к ЕС и его членам включить КСИР в список террористических организаций? Ответ – нет, потому что призыва к ЕС, принятого поддержавшими резолюцию 598 депутатами при 9 «против» и 31 воздержавшемся, оказалось недостаточно. Об этом заявил на днях министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн. Раскрывая «юридический взгляд на вещи», он пояснил: «Чтобы включить КСИР в список [террористических организаций], нам нужно решение суда одной из стран ЕС, что они террористы. Что они совершили теракт в одной из стран ЕС». Это заявление он сделал по прибытии на встречу глав МИД стран ЕС. Таким образом, громко разрекламированного жеста ЕС в отношение КСИР, который мог оказаться достаточно болезненным для Ирана, в очередной раз не произошло.

Этот пример как нельзя показателен для политики ЕС в целом и европейской «тройки» (Великобритания, Германия и Франция) на иранском направлении, и, в частности, в отношении решения иранской атомной проблемы. ЕС не раз озвучивал свою поддержку Израиля, против которого как раз и ориентированы все угрозы нуклеизации Ирана. Но именно страны ЕС в июле 2015 г. активно защищали тот вариант итогового документа многолетних переговоров, получившего название СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий), который ни в коей мере не устроил Израиль, ибо не создал действительного механизма препятствия Ирану в полной реализации создания ядерного оружия. Цинизм «евротройки» в последующий период проявился в том, что она обязалась помочь ИРИ обойти финансовые рестрикции и продолжить торговлю своим стратегическим сырьем – нефтью. Есть и другие примеры того, что от деклараций ЕС до конкретных действий – огромная дистанция, которая не всегда реально проходима. Ответ кроется в экономических факторах, которые прочно сковывают руки как ЕС в целом, так и многих стран, в том числе из «евротройки». Экономические интересы не позволяют ЕС проводить независимую экономическую политику, а заявления о том, что они не вписываются в диктат США не всегда подкрепляются конкретикой. Заявления ЕС о том, что Европа хочет свободы действий на иранском направлении редко подтверждаются реализуемыми шагами. Их утверждения, что у них есть собственные интересы на этом направлении имеют своим результатом то, что  все члены «евротройки» продолжают выгодные для них проекты в Иране, где активнее всех, по мнению израильского эксперта-ближневосточника М.Амира,  задействована Германия, затем Франция, и в конце списка – Великобритания (не входит в ЕС). Отметим, ради справедливости, что Германия в течение последнего года, особенно с началом в Иране протестной волны в сентября 2022 г. существенно снизила уровень своего взаимодействия. Частично такое можно констатировать и в отношение других стран ЕС, может быть, по причине экономического ослабления ИРИ и нежелания попасть под американские санкции. Это можно зримо отметить, видя, как Европа реагирует на иранские репрессии в отношение протестной волны, вызвавшие  многочисленные демонстрации поддержки повсеместно в странах ЕС. Однако, спад протестной активности в Иране уже вызвал разочарование в Европе и определенным образом минимизирует там надежды на обновление ситуации в этой стране. В целом, трудно ожидать конструктивной для Израиля ситуации в отношение иранского атомного проекта, и в основном – из-за бездействия ЕС.Именно это обстоятельство вынуждает еврейское государство обдумывать нестандартные пути выхода из создавшейся ситуации. Речь идет о том,  чтобы не дать Ирану войти в клуб обладателей неконвенционального оружия. Попросту говоря, Израиль всерьез обдумывает силовое решение, связанное с лишением ИРИ атомной инфраструктуры. Лидеры страны не раз говорили, что они пойдут на такой шаг лишь в том случае, когда убедятся, что другие пути неэффективны. В последнее время все чаще звучит мысль о том, что Израиль не будет действовать в одиночку, а рассчитывает на поддержку США. Дважды за последнее время проводились совместные израильско-американские маневры по отработке совместного удара. Последние из них завершились на истекшей неделе. На них как раз отрабатывались конкретные ситуации, связанные с планами Израиля ликвидировать все объекты, даже находящиеся глубоко под землей. В этом плане Израиль рассчитывает на использование специальных американских бомб, способных к тяжелому удару, достигающему многих метров глубины. Израилю необходимы и самолеты-дозаправщики, что дало бы возможность наносить удары из точек, далеко отстоящих от территории Ирана. Никакой открытой информации о том, получил ли Израиль от США такую военную помощь, до сих пор не имеется. Несомненно, будь позиция ЕС в отношении иранской атомной программы более адекватной, и всерьез, а не декларативно, поддерживающей  шаги по приостановке иранского атомного проекта, вряд ли встал бы на повестку дня силовой вариант, создающий вероятность дестабилизации обстановки на глобальном уровне.