- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об инвестициях Италии в развитие газовой отрасли Ливии

Одну из ставок в пересмотре своих поставщиков природного газа Италия делает на Ливию, куда она намеревается вложить солидные инвестиции. Соответствующие договоренности были подписаны между сторонами 28 января.

28 января итальянская премьер-министр Джорджи Мелони подписала в Ливии важные соглашения, предполагающие инвестиции в размере 8 млрд евро в развитие местной газовой отрасли.

Со своей стороны их скрепили своими подписями главы энергетических гигантов двух стран – итальянской компании Eni и Ливийской национальной нефтяной корпорации (NOC).

Речь идет о разведке и добыче газа на шельфе Средиземного моря на двух газовых блоках в морской зоне к западу от Триполи. Благодаря реализации данных соглашений стороны рассчитывают производить к 2026 году ежегодно 8.82 млрд куб. м газа.

Генеральный директор Eni Клаудио Дескальци заявил, что «технико-экономическое соглашение обеспечит более 160 000 баррелей (58 млн ежегодно) нефтяного эквивалента в сутки».

Эти объемы должны пойти не только на решение энергетических проблем Ливии, но и на нужды Италии (треть объема или 3 млрд куб. м), стремящейся максимально снизить зависимость от российского голубого топлива.

Подписавшие данное соглашение стороны назвали его «первым историческим проектом с 2000 года».

В результате реализации данного соглашения компания Eni, уже являющаяся «ведущим энергетическим оператором», на долю которого приходится 80% добычи газа в Ливии, станет практически полностью контролировать газовую отрасли этой страны.

Клаудио Дескальци добавил: «Это ведет к другим крупным разработкам в области энергетики не только на ливийском шельфе, но и на суше, что позволяет в будущем удвоить существующую добычу газа».

В том числе это будет достигаться в результате развития двусторонних проектов по улавливанию углекислого газа и развитию солнечной энергетики. В данном случае Ливия, получая возобновляемую энергию, сможет перенаправлять потребляемые внутри страны  объемы газа в Италию.

Он сообщил, что в будущем газ будет экспортироваться по уже действующему газопроводу Green Stream («Зеленый поток»).

Впрочем, данные договоренности были подписаны без согласования с представителями Восточной Ливии. Что вызвало, как сообщили ливийские же источники, их немедленное аннулирование назначенным Палатой представителей (местным парламентом) премьер-министром Фатхи Башагой, еще не признанным международным сообществом официальным главой правительства.

По словам Башаги, визит Мелони в Триполи был странным, поскольку она договаривалась «с правительством, срок полномочий которого истек».

В связи с этим, комментируя подписание соглашения между Eni и NOC, Башага от имени ливийского правительства заявил, что его кабинет не будет соблюдать никаких соглашений, заключенных с «подозрительной целью, не имеющих никаких юридических или материальных последствий, и, стало быть, незаконных». В связи с этим Министерство нефти и газа Ливии пообещало обратиться в суд для их аннулирования.

Его руководство подчеркнуло, что данное соглашение требовало предварительного одобрения данного органа. Одна из главных претензий – недовольство относительно того, что представители Триполи согласились на «недостаточную» долю, да еще без ратификации действующим ливийским правительством.

Так, представители Триполи подписали поправку к существующему соглашению, заключенному в 2008 году, об изменении размеров собственности партнеров. В результате итальянская доля выросла до 37% вместо прежних 30%.

В связи с этим представители восточного правительства призвали главу NOC «следовать соответствующим правовым механизмам и направить технические и экономические обоснования, на основании которых была внесена поправка для подписания соглашения, в Министерство нефти и газа».

Заметим, однако, что без достижения крепкого мира данная сделка может оказаться под вопросом. Не случайно, что стороны пытались обсудить это, правда, опять с представителями Триполи и «старым» правительством – премьер-министром Абдель Хамидом Дбейбой и министром иностранных дел Наджлой аль-Мангуш.

Главную же «скрипку», по данным итальянских источников, пытался играть глава Президентского совета Мухаммед аль-Менфи.

Позиции главы итальянского правительства усилило присутствие двух высокопоставленных чиновника, включая ее заместителя, министра иностранных дел и международного сотрудничества Антонио Таяни и министра внутренних дел Маттео Пьянтедози.

Вместе они обсудили с ливийской стороной политическую дорожную карту Ливии и пути продвижения страны к выборам. Особо подчеркивалось, что это должно осуществляться в координации с Миссией Организации Объединенных Наций по поддержке в Ливии (МООНПЛ).

Также они заострили внимание на вопросах сотрудничества в борьбе с нелегальной иммиграцией, тревожащей Италию и другие страны ЕС. Кроме того, министры иностранных дел двух стран подписали меморандум о взаимопонимании, в соответствии с которым Италия предоставит Ливии пять полностью оборудованных судов, которые будут использоваться для «поисково-спасательных» операций.

Реальное же назначение этих патрульных судов будет состоять в перехвате плавсредств с нелегальными мигрантами на борту с целью недопущения их проникновения в Европу.

Однако вернемся к газовым соглашениям. О слабости позиций заключивших их с ливийской стороны говорит и то, что 28 января десятки и сотни выпускников нефтяных колледжей из западного ливийского региона перекрыла трубопровод Green Stream, соединяющий ливийскую Меллиту с Италией. Причина – непринятие их на работу в Национальную нефтяную корпорацию (NOC).

Все это наглядно демонстрирует, что Ливия весьма далека от достижения внутреннего мира. Что, в свою очередь, вызывает сомнения относительно возможности гарантированно реализовать данные соглашения на практике.

Однако у них есть и сильные стороны. Заметим, что ранее основная часть ливийского газа добывалась на суше и его производство во многом зависело от ныне враждующих между собой политических группировок в этой стране. Не случайно, что в результате незавершенной гражданской войны газодобыча в Ливии упала в разы и периодически прерывается.

Однако разработка месторождений на шельфе дает больше возможности избежать этого и минимизировать влияние на них со стороны представителей враждующих фракций, в частности, командующего Ливийской национиальной армии Халифы Хафтара. Сегодня он не располагает современными военно-морским флотом и собственной авиацией, способными гарантированно вывести газовую инфраструктуру из строя, особенно когда Италия готова защищать свои вложения.

Иными словами, реализация итало-ливийских договоренностей может привести к дальнейшему снижению российского энергетического влияния в Европе.

Тем не менее, нельзя исключать в будущем, что тот же Хафтар не получит ударные беспилотные летательные аппараты или ракеты, способные нанести этим проектам ущерб и как минимум осложнить их работу.

Особенно когда стоящие за спиной Хафтара внешние силы, включая ОАЭ, будут явно не в восторге от реализации подобных планов и постараются их сорвать.