- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция: почему оппозиция испытывает трудности

Начало 2023 г. стало многообещающим для турецкого общества. В преддверии выборов все внимание приковано к оппозиции. Январь для «стола шести» стал, возможно, самым негативным месяцем за все время его существования, так как внутренний кризис только разрастается. К существующим проблемам треугольника Народно-республиканская партия (CHP)/Хорошая партия (İYİ)/Демократическая партия народов (HDP) добавились новые сложности. Прошедший месяц отметился противоречивыми высказываниями лидеров Партии демократии и прорыва (DEVA) Али Бабаджана и Партии будущего (GELECEK) Ахмета Давутоглу.

Первый высказался о планах изменения статьи № 66 Конституции Турецкой Республики. Она гласит: «Все, кто имеет турецкое гражданство, является турком. Ребенок отца или матери турецкого происхождения является турком». Также он предложил сделать курдский язык официальным и разрешить вести образовательный процесс на нем.[i] [1] Нужно отметить, что турецкое общество имеет националистическую ориентацию. Поэтому любой факт ограничения монополии «туркости» воспринимается болезненно.

Предложение вписывается в концепцию демократизации, продвигаемой «столом шести». Однако этот вопрос, по нашему мнению, серьезно вредит эффективности оппозиционной коалиции. Это связано с тем, что она объединяет разные идеологические силы. В ее составе есть националисты, которые не могут согласиться с такими идеями. Проблема культурной автономии курдов является хронической и не решена до сих пор. Наивно верить в то, что ее можно решить во время предвыборной борьбы. Однако ее продвижение именно сейчас осложняет решение более актуальной задачи. Для победы на выборах оппозиции необходимо демонстрировать единство и решимость в желании улучшить ситуацию в стране. Но такие высказывания только раскрывают противоречия. Последнее отталкивает сомневающийся электорат. Он ожидает от оппозиции конструктивных решений, а не споров.

Этот кризис показывает отсутствие у «стола шести» единой программы действия и точек соприкосновения. Партии ведут привычный для себя дискурс, стремясь играть на своего избирателя. Однако этот сценарий не учитывает наличие коалиции. Это ослабляет «стол шести», так как такие высказывания приписываются всем участникам, в том числе и националистическим партиям. По этой причине мнение о блоке ухудшается.

Давутоглу отметил, что «принятие президентом (кандидатом от «стола шести» в случае его победы – авт.) самостоятельных решений приведет к кризису».[ii] [2] Это показывает наличие другой проблемы оппозиционного блока. Он работает по модели, согласно которой основные решения будут приниматься лидерами шести партий. Это значит, что без их согласия президент не сможет проводить свою политику.

Она создает дисбаланс внутри блока. По данной логике решения должны быть консенсусными. Глобально это осложняет процесс. Равны партии, которые имеют разный электоральный вес. Со одной стороны, есть CHP с долей в 25% и İYİ с долей в 15%. С другой стороны, есть DEVA с долей в 2% и GELECEK с долей в 1%. Это делает коалицию нестабильной и создает кризис представительства. Решения могут блокироваться малыми партиями, хотя их удельный вес незначителен. Абсурдность ситуации проявляется в том, что без помощи кемалистов и «хорошистов» они не могут попасть в парламент. При этом они диктуют условия и разобщают оппозицию.

Мы считаем, что два этих эпизода создают негативный эффект для оппозиции. Они могут как лишить ее победы, так и усложнить переходный период. Последнее, в частности, проявляется в возможности возвращения к власти Р.Т.Эрдогана в будущем по модели Б.Нетаньяху в Израиле.

Для победы на выборах оппозиция должна собирать вокруг себя протестного избирателя, выражать запрос на изменения, мотивировать общество. Ее действия должны приводить к консолидации и мобилизации протестного электората. Ей необходимо демонстрировать себя в качестве устойчивой силы, которая не сойдет со своего пути. Но этого эффекта в предвыборной кампании не наблюдается, поэтому оппозиция кажется расколотой. «Стол шести» не вызывает энтузиазм и воодушевление, он не может убедить сомневающихся.

Стратегия объединенной оппозиции пока что является неудачной. В целом, такая политика может привести к снижению явки среди оппозиционного и недовольного избирателя, так как он не получает желаемого. Вместо демонстрации слабых мест действующей власти она раскрывает свои недостатки. Коммуникация оппозиции приводит к тому, что ее стратегия отводит внимание от интересующих общество проблем. «Стол шести», попав в ловушку правящей партии с ее готовностью ко всему ради победы, больше не выражает уверенности и определенности в способности проводить успешную политику. Существующие в оппозиции кризисы явным образом это показывают. Желая предложить новую повестку, малые партии только усугубляют положение всех участников «стола шести». Отсутствие коммуникационного единства как снижает доверие к оппозиционному блоку, так и ограничивает рост партий.

[i] [3] https://www.ajanshaber.com.tr/babacandan-turkluk-ve-kurtce-anadil-cikisi-haber-499662 [4]

[ii] [5] https://www.hurriyet.com.tr/gundem/son-dakika-ahmet-davutoglundan-tartisma-yaratan-sozler-cumhurbaskani-aldigimiz-kararlari-kabul-etmezse-kriz-cikar-42202793 [6]