Мы уже рассмотрели ранее, каким образом оценивают возможные сценарии, связанные с предстоящими всеобщими выборами в Судане, аналитики ООН. Их мнение в чем-то совпадает, а в чем-то расходится с мнением ряда независимых экспертов. Рассмотрим эту тему подробно.
Первое и основное. Ряд независимых аналитиков полагают, что всеобщие выборы в Судане состоятся с вероятностью до 90%. Это связано, прежде всего, с позицией Хартума, который желает легитимизировать свое присутствие во всех шести уровнях законодательной и исполнительной власти, особенно в кризисных точках: Дарфуре, Южном Кордофане, Голубом Ниле и т.п. Не говоря уже о посте президента страны. Кроме того, в проведении выборов заинтересованы фактически все международные медиаторы, особенно США и стран Евросоюза. Для последних выборы являются обязательным условием соблюдения этапов Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС) и свидетельством общего поступательного процесса демократизации. В свою очередь, для суданских властей важно продемонстрировать верность и лояльность этим принципам.
Для южан, несмотря на выводы ооновских аналитиков, проведение выборов тоже важно с точки зрения того, что без их выполнения невозможно проведение референдума о независимости 2011 года. Независимые эксперты единодушны в своей оценке того, что южане обязательно пойдут на этот референдум. Более того, они рассчитывают на победу и создание независимого государства. Кроме того, для Юга очень важно сохранить свое влиятельное присутствие в парламенте с точки зрения блокирования или внесения необходимых поправок в конституцию опять же с прицелом на предстоящий референдум.
Раздел страны совершенно не устраивает Хартум, который хотел бы сохранить существование сегодняшнего статус-кво в лице фактически конфедеративного устройства страны. С этой целью он активно пробрасывает представителям политических элит, как на Востоке, так и на Западе идею пролонгации существующего положения вещей с отменой референдума как такового. Естественно, не в одностороннем порядке, что вызовет однозначно возобновление боевых действий и потерю всяческого доверия у международных медиаторов, а по взаимному согласию с Джубой. Это очень реальный и абсолютно законный вариант, так как ВМС подписывали две стороны, и они же вправе вносить в него изменения и дополнения. В условиях общей боязни возникновения непонятного африканского государства с явной тенденцией к возникновению анархии на его территории, эта идея находит все больше сторонников, как среди соседей Судана, так и у основных международных игроков на этом направлении. Такие настроения особенно усиливаются в связи с последними событиями в южных суданских штатах в сентябре-октябре с.г. и вспышками межплеменных столкновений.
Независимые эксперты констатируют неочевидность ряда моментов в этих событиях. Необходимо отдавать себе отчет в том, что сами по себе эти столкновения не новы. Их история насчитывает века, и они начинаются, как правило, после сезона сбора урожая, когда высвобождается мужская сила, которая находит себе применение в банальном грабеже соседа. Например, недавние столкновения в штате Джонглей между племенами нуэр и мурли имеют давние корни, так как мурли традиционно занимались похищением и обращением в рабство детей нуэр. Но сегодняшние столкновения отличаются двумя принципиальными моментами. Первое – это большое количество жертв, нетипичное для традиционной практики грабежей или мести. Второе и, пожалуй, самое настораживающие это то, что насилие в этом регионе – это нормальный институт посылки кому-то претензии. Своего рода аппеляция на те или иные неправильные действия и заявка на получение чего-то. В данном конкретном случае непонятно кому и в связи с чем эта заявка подается, так как публично или неофициально никаких требований не выдвигается.
Более того, в Джубе происходят удивительные вещи, связанные с перестрелками и жертвами среди телохранителей сановников высшего ранга СНОД. С учетом того, что телохранители являются своего рода зеркалом души и помыслов своего босса, то однозначен вывод о нарастании напряжения внутри элиты южан. Это же подтверждает и последний публичный скандал (7 октября с. г), связанный якобы с гибелью лидера южан С.Киира, который был убит одним из своих телохранителей во время поездки в аэропорт для вылета с официальным визитом в Уганду. Эти слухи вызвали настоящую панику среди чиновников и населения в Джубе, и, несмотря на официальные опровержения, накалили и без того неспокойную обстановку до предела. Пример Руанды здесь очевидно показывает, какие последствия может иметь гибель политичемкого лидера в Африке.
Это означает, что южносуданская элита расколота и дезорганизована. В таком состоянии она не может ясно и четко сформулировать национальную идею, которая смогла бы явиться цементирующим базисом для нового государства. При этом в СНОД отсутствуют влиятельные силы, которые преследуют идеи сохранения Судана единым. Идея покойного южносуданского лидера Дж. Гаранга о «Новом Судане» можно считать похороненной окончательно.
Политики из СНОД уже сейчас отчетливо показали миру свою абсолютную неспособность управлять государством. При этом в верхушке идет процесс монополизации власти и попытки выстраивания единого центра управления, которые основываются на моноэтническом превосходстве племени динка. Остальные племенные фракции СНОД, которые, несмотря на принятые ранее партийные решения о разоружении автономных племенных отрядов и формировании единой армии, полностью сохраняют свои вооруженные отряды и, в случае необходимости, готовы создать тактический альянс для противопоставления гегемонии динка. Именно тактический, так как стратегически они будут уничтожать друг друга без пощады, когда основная угроза в лице динка отпадет.
В этой ситуации необходимо говорить не о вспышках локального насилия, как утверждается аналитиками ООН, а широкомасштабной гражданской войне. Плюс к этому реален вариант возобновления боевых действий против Севера с целью «консолидации нации». Общий боевой потенциал южносуданской армии несравним, конечно, с суданской, но достаточен для того, чтобы вести партизанскую локальную войну все последующее десятилетие.
Свидетельством стремления основных политических сил на Юге и на Севере идти на выборы является активизация процесса предвыборных альянсов, которых на самом деле фактически два: правящий и оппозиционный. Последний опять же очень аморфный и базируется на очень непрочном фундаменте из союза СНОД и северосуданских политических партий («Аль-Умма», коммунистов и партии Х аль-Тураби). Независимые эксперты расходятся во мнении с ооновскими в отношении перспектив этого союза. Северосуданские партии используют эти консультации, прежде всего для торга с Хартумом и получения для себя максимума преференций в будущем парламенте. Ни о каком принципиальном долговременном союзе здесь говорить не приходится в силу кардинальной разницы в идеологии и этнической принадлежности.
При этом северосуданские оппозиционеры понимают, что итог выборов фактически предопределен и хотят лишь получить максимально возможное в этой ситуации. Так, что говорить о какой-то их особой роли в предстоящем волеизъявлении не приходится. То же самое относится и к «раскольнику» в СНОД Л.Аколю. Его партия, которая опирается на южносуданских технократов и интеллигенцию, вряд ли сможет доставить серьезные неприятности СНОД в силу малочисленности этой прослойки. Особенно, если учесть, что руководство СНОД в случае победы на референдуме уже негласно приняло решение фактически «бросить» на произвол судьбы уроженцев южносуданских штатов, постоянно проживающих на севере.