- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О причинах и целях критики экономической политики президента АРЕ А.Ф.ас-Сиси

Видные ученые Саудовской Аравии на прошлой неделе выступили с редкой критикой экономической модели президента АРЕ Абдель Фаттаха ас-Сиси, что вызвало негативную реакцию со стороны его сторонников. Экономика Египта в последние месяцы испытывала трудности из-за растущей инфляции, девальвации валюты и повышения цен на основные продукты питания. Сиси настаивает на том, что кризис является нормальным результатом глобальных факторов, влияющих на остальной мир, но ряд общественных деятелей в Персидском заливе оспорили заверения ас-Сиси и выразили сомнения в его экономической модели. Кувейтский депутат Усама аль-Шахин недавно предостерег свое правительство от финансирования ас-Сиси в рамках кредитной сделки Международного валютного фонда (МВФ), заключенной в прошлом году. Египетский телеведущий Амр Адиб, известный своими тесными связями с саудовскими чиновниками, раскритиковал экономическую политику и деятельность ас-Сиси. Ежедневная программа Адиба «Аль-Хекайя» выходит на финансируемом Саудовской Аравией канале MBC Egypt. Теперь влиятельные проправительственные саудовские ученые и комментаторы присоединились к этому тренду, доходя до того, что прямо критикуют роль египетских военных в экономике. Халид аль-Дахиль, академик и бывший обозреватель саудовской газеты Al-Hayat, недавно написал, что нынешний экономический кризис в Египте уходит корнями в военный переворот 1952 года и что Египет «не покидал мантию военных с 1952 года». Он добавил, что «контроль армии над политикой и экономикой в Египте не допускает иной политико-экономической альтернативы». Другой саудовский ученый, Турки аль-Хамад, сказал, что экономика Египта прошла разные этапы в современной истории. Эпоха до 1952 года определялась тем, что он назвал моделью «процветающего Египта», за которой последовала модель «амбициозного Египта». Он противопоставил эти модели политике ас-Сиси, которая, по его словам, привела к «возникновению в Египте безработицы, экономических и политических кризисов, социальных дилемм и насильственных радикальных колебаний, которые не принадлежат ни к одной модели, ни королевской, ни республиканской». Отметим, что аль-Хамад известен своей активной  поддержкой наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана.

Саудовская Аравия была одним из главных союзников и финансовых покровителей ас-Сиси после военного переворота в 2013 году, в результате которого был свергнут демократически избранный исламист  Мухаммед Мурси. Наряду с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) и Кувейтом Эр-Рияд помог сохранить экономику Египта на плаву, вложив миллиарды долларов в депозиты и оказав помощь в течение двух лет после переворота. По оценкам, с 2011 года Египет получил 92 млрд долларов от стран Персидского залива. Страны Персидского залива позже переключились на инвестиции и приобретение прибыльных государственных активов Египта, а не депозитов в Центральном банке, поскольку Каир изо всех сил пытался погасить свои долги и профинансировать свою импортозависимую экономику. Одновременно были инициированы серьезный программы мега-проектов с небольшой экономической ценностью. Критика египетской экономики вызвала гневную реакцию со стороны сторонников ас-Сиси, которые обвиняют саудовских аналитиков в двойных стандартах и неспособности в равной степени критиковать собственное правительство. Однако самая резкая критика исходила от высокопоставленного египетского журналиста и обозревателя Абделя Разека Тауфика, бывшего главного редактора государственной газеты «Аль-Джумхурия». В длинной колонке, опубликованной проправительственным сайтом Cairo24 на прошлой неделе, Тауфик, похоже, отреагировал на критику саудовских ученых, напав на них за «оскорбление своих хозяев»:  «Некогда босые и голые, которые только недавно начали носить самые роскошные наряды, не должны оскорблять Египет, гордость и мать мира. Это не право подлых, скромных и новоиспеченных оскорблять своих хозяев. Мини-государства, возраст которых не превышает возраста моего младшего сына, не имеют права говорить о Египте иначе, как с вежливостью, почтением и уважением. Если они могут купить голоса и трубы каких-то карликов, агентов и наемников, они не могут купить историю, настоящее и будущее», — написал он в уничижительном тоне, обычно используемом в арабском мире для описания жителей Персидского залива, которые получают свое богатство от недавних открытий нефти.

Что стоит за этим обменом «цветастых» по-восточному «любезностей»? Прежде всего, это сигнал со стороны КСА и ОАЭ Каиру в рамках выдвижения своих условий по оказанию финансовой помощи. То, что мы наблюдаем публичную дискуссию на эту тему, свидетельствует только о том, что договориться кулуарно об этих условиях не получилось.  А условие в данном случае только одно – инвесторы из Персидского залива не хотят делиться и зависеть от местных силовиков, аппетиты которых растут как на дрожжах, а хотят выбирать себе местных партнеров самостоятельно.      Хотя Саудовская Аравия, ОАЭ и Ка [1]тар [1] пообещали поддержать Египет вкладами и инвестициями на сумму более 20 млрд долларов после экономического кризиса, вызванного кризисом на Украине, большая часть этой поддержки еще не материализовалась. Ожидается, что последняя сделка по спасению Каира и МВФ на сумму 3 млрд долларов откроет инвестиции из стран Персидского залива на сумму 6,7 млрд долларов в течение следующих трех финансовых лет. Еще неизвестно, будут ли выполнены эти обещания. Одним из условий сделки было сокращение доли военных предприятий в египетской экономике. Сделка с МВФ была третьей с тех пор, как к власти пришел президент Сиси. Сделки заключались на фоне дефицита иностранной валюты и растущих долгов. Внешний долг Египта вырос с почти 40 млрд долларов в 2012 году до почти 155 млрд долларов в 2022 году. Египетский фунт потерял половину своей стоимости с марта прошлого года, поскольку Каир девальвировал валюту, чтобы удовлетворить требования МВФ. При этом речи не идет о каком-то разрыве Эр-Рияда и Абу-Даби с Каиром не идет; уместнее говорить о корректировке условий размещения инвестиций аравийских монархий в это стране и дистанцирования от этого процесса  египетских военных. «Хотя теория о том, что страны Персидского залива откажутся от режима ас-Сиси, может показаться логичной, в конечном счете она остается спекулятивной. Несмотря на разочарование и гнев по отношению к ас-Сиси среди его сторонников в Персидском заливе, маловероятно, что они откажутся от него, поскольку он по-прежнему представляет ценный актив с точки зрения защиты их интересов в Египте и регионе. Замена Сиси может привести к замешательству и хаосу, что негативно скажется на регионе и, в конечном счете, также поставит под угрозу их собственные интересы. Более слабый ас-Сиси все еще может рассматриваться как предпочтительный вариант, поскольку он позволяет больше манипулировать и эксплуатировать для достижения наибольшей выгоды в интересах стран Персидского залива», — недавно написал Халил аль-Анани, египетский политолог.