- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Водная проблема ставит по угрозу достижение продовольственной безопасности в Алжире

Усиление проблемы обеспеченности пресной водой ставит вопрос относительно способности Алжира добиться регионального лидерства. Зима 2023 года преподнесла ему новые неприятные сюрпризы, свидетельствующие о необходимости принятия более эффективных мер для минимизации водного кризиса.

Недостаток дождей зимой 2023 года свел на нет усилия алжирского руководства по решению усугубляющегося водного кризиса. Так, в январе осадки почти отсутствовали даже в северных приморских провинциях, прежде более благополучные в данном отношении.

Среди заметно пострадавших – вилайя Буйра. Она и соседние с ней провинции являются одними из ключевых в планах алжирского руководства по достижению продовольственной безопасности. Выпавшие в начале февраля дожди и снег уменьшили ущерб от январской засухи, но их резкое прекращение и заморозки вновь нанесли сильный удар по сельскому хозяйству данной провинции. Поэтому селяне бьют тревогу – сбор их урожая оказался под угрозой.

И хотя синоптики успокаивают их относительно ожидаемых новых дождей, их хозяйства уже испытали невосполнимый урон – недостаток влаги и заморозки как минимум сильно уменьшат объем сборов выращиваемых культур.

Они указывают, что дефицит воды огромен и для недопущения гибели урожая потребуются очень сильные дожди. Причем их отсутствие скажется не только на влаголюбивых растениях, требующих обильного полива, но и засухоустойчивых.

В частности, алжирские крестьяне уже предупредили о том, что в текущих условиях можно забыть о мечтаниях алжирских лидеров относительно достижения продовольственной безопасности. Так, например, урожай зерновых в 2023 г. по их данным может быть в полтора, а то и два раза ниже от ожидаемого.

Бьют тревогу и животноводы. Отсутствие дождей приводит к исчезновению кормовой базы для овец и коров. Это вызывает снижение производства молока, недостаток которого отмечается в Алжире. Кроме того, это и ведет к уменьшению набора веса животными и соответственно, уменьшению продаж мяса в стране.

О том, насколько в Буйре и соседних провинциях не хватает осадков, свидетельствует и недостаток питьевой воды. Как ожидается, в ближайшем будущем местные власти введут здесь строгое нормирование ее потребления.

Заметим, что речь идет о вилайях с особенно плодородными землями со значительной территорией, имеющих большое значение в обеспечении Алжира продовольствием. Здесь выращивают не только зерновые культуры, в частности твердую и мягкую пшеницу, но и овощи, плодовые деревья.

Для обеспечения нужд аграрного сектора здесь построены три крупные плотины и водохранилища, предназначенные для накопления объемов воды достаточных для преодоления длительных засушливых периодов. В первую очередь, формируемых атмосферными осадками.

Оптимисты указывают, что пока ничего катастрофичного нет, поскольку страна успешно пережила даже самую серьезную засуху 1999 года.

Тогда это привело к тому, что власти ограничили подачу воды из водохранилища в Вади-Лакхале на 2000 гектаров на равнине Аррибс (Айн-Бессем), отведенных под выращивание картофеля.

Следствием произошедшего стал раздутый СМИ скандал. Однако поскольку журналисты тогда были в основном на прикорме властей, они обвинили в произошедшем не своих патронов, а картофелеводов. Дескать, они решили использовать для спасения своего урожая очень сильно загрязненную водопроводную воду.

Теперь же подобное не может, по мнению оптимистов повториться, поскольку в 2008 — 2009 годы местные власти ввели в эксплуатацию две крупные мега-плотины. Среди них Кудиет-Асердун в коммуне Маала (Дайра-де-Лахдария) с водохранилищем объемом 64 млн куб. м, вторая по данным показателям в стране и якобы вторая на континенте. Его запасов хватало в последнее время и для обеспечения потребностей еще трех соседних вилай – Медеи, М’силы и Тизи Узу.

Кроме того, имеются еще два водохранилища с запасами воды в почти 27 млн куб. м, и стало быть, по данным алжирских властей, в данном районе отмечается избыток пресной воды.

Пессимисты же, которых становится все больше, на это указывают, что в 1999 году в стране было гораздо меньше населения, а теперь требуется гораздо больше воды, чем тогда.

Кроме того, они утверждают, что ближайшие месяцы в случае отсутствия необходимых объемов осадков могут побить прежние антирекорды, поскольку уровень заполнения некоторых водохранилищ составляет порой ниже критической отметки в 27%. Тогда как для того, чтобы нормально пережить реально засушливые лето-осень требуется заполняемость не ниже 45%.

Кроме того, скептики указывают: что толку от этих объемов, если их нельзя пустить на спасение гибнущего урожая?

Представители местных властей на это указывают, что благодаря наличию данных водохранилищ фермеры и так поливают свои участки, в частности, на равнине Аррибс и даже картофельные поля. Кроме того, согласно их утверждениям. благодаря строительству водохранилища Кудиет-Тильздит объемом 17 млн куб. м площадь орошаемых участков в данном районе была расширена.

На это фермеры замечают, что имеющихся объемов воды уже недостаточно для гарантирования урожая в тех объемах, на которые они рассчитывали. И в любом случае водный дефицит в летние месяцы еще больше обострится.

В этой связи они опасаются того, что им не хватит даже питьевой воды и повторится история с 2000-ми годами, когда в некоторых муниципалитетах до осени, пока не начались сильные дожди, вода в водопроводах была желтого цвета и считалась непригодной для питья.

Причем по данным очевидцев, прошлым летом указанные выше водохранилища были вычерпаны до дна, и население этих провинций с большим трудом пережило водный кризис.

Во всяком случае, цель, поставленная алжирскими  властями относительно ежегодного увеличения сельскохозяйственного производства на 180 тысяч тонн при таком уровне водоснабжения является недостижимой.

А это, в свою очередь, ставит вопрос относительно эффективности программы алжирских властей по увеличению доли потребления опресненной воды и замены ей воды из артезианских скважин и водохранилищ.

Ее, как считают скептики, в ближайшее время не хватит пока даже для бытовых нужд постоянно увеличивающегося населения, не говоря уже об использовании ее для полива.

И дело даже не только в том, что на производство одного такого кубометра уходит около одного евро, и она будет поистине «золотой» и непригодной для массового использования при поливе, а в том, что Алжиру придется пустить колоссальные объемы вырабатываемой им энергии и газа на нужды опреснения.

То есть планы на многократное наращивание добычи газа, как и достижение продовольственной безопасности в условиях продолжающегося демографического роста и ухудшения климата пока представляются слишком амбициозными для их выполнения.

Соответственно, мало реалистичными выглядят и мечтания алжирского руководства, неспособного решить первоочередные задачи, на региональное лидерство.