- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты о перспективах сотрудничества между США и КСА в области ядерной энергетики

В феврале с.г. Исследовательская служба Конгресса (CRS) опубликовала доклад в отношении перспектив американо-саудовского сотрудничества в области ядерной энергетики. В нем констатируется, что  118–й Конгресс может привлечь администрацию Дж.Байдена к обсуждению политики США в отношении Национального проекта по атомной энергии КСА и потенциала будущего двустороннего сотрудничества  в области ядерной энергетики. В мае 2022 года Саудовская Аравия представила технические предложения, связанные с планируемым строительством двух ядерных реакторов, а в январе 2023 года саудовский министр вновь заявил о намерении королевства использовать свои внутренние ресурсы урана для производства низкообогащенного урана (НОУ) в качестве ядерного топлива. Конгресс и сменяющие друг друга администрации добивались от КСА обязательства отказаться от наиболее чувствительных к распространению ядерных объектов – тех, которые предназначены для обогащения урана или переработки отработанного ядерного топлива для получения плутония, — а также принятия Саудовской Аравией усиленных международных гарантий в отношении своей ядерной программы. Предыдущие администрации связывали перспективы соглашения о ядерном сотрудничестве между США и Саудовской Аравией с этими условиями, и Конгресс ограничил использование определенных средств для поддержки возможного ядерного экспорта США в Саудовскую Аравию, если королевство не возьмет на себя такие обязательства. В зависимости от их характера и масштабов, возможное будущее сотрудничество США и Саудовской Аравии в ядерной области может потребовать разрешения Министерства энергетики  и / или одобрения Конгрессом американо-саудовских соглашений.

Ядерные планы и политика Саудовской Аравии

В июле 2017 года Саудовская Аравия одобрила Национальный проект в области атомной энергетики, включающий планы строительства больших и малых ядерных реакторов для производства электроэнергии и опреснения воды. Проект является частью более широких усилий правительства Саудовской Аравии по диверсификации экономики королевства и расширению использования энергии, не основанной на ископаемом топливе. Саудовская Аравия владеет 16% мировых доказанных запасов сырой нефти, занимает четвертое место в мире по запасам природного газа и занимает второе место по потреблению электроэнергии на Ближнем Востоке. Нефть и природный газ вырабатывают примерно 39% и 60% электроэнергии королевства соответственно. Власти Саудовской Аравии работали над созданием необходимой правовой и нормативной базы при поддержке МАГАТЭ. Должностные лица Агентства завершили обзор ядерной инфраструктуры в Саудовской Аравии в 2018 году и опубликовали окончательный отчет в январе 2019 года. В марте 2018 года королевство учредило Комиссию по ядерному и радиологическому регулированию, а в марте 2022 года создало Саудовскую ядерную энергетическую холдинговую компанию (SNEHC) для разработки и эксплуатации запланированных ядерных объектов. В 2017 году правительство Саудовской Аравии запросило маркетинговую информацию у потенциальных международных компаний–партнеров по строительству реакторов, но не уложилось в первоначальные сроки для начала официального процесса торгов. В мае 2022 года официальные лица Саудовской Аравии попросили технические заявки от компаний из России, Китая и Южной Кореи, связанные с планируемым строительством двух ядерных реакторов мощностью 1,4 гигаватта (ГВт) в Хор-Дувейхине, прибрежной зоне между границами королевства с Катаром и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ). По словам официальных лиц, королевство намерено развивать мощности по производству ядерного топлива с использованием внутренних ресурсов. В 2019 году министр энергетики Абдельазиз бен Сальман Аль Сауд сказал: «Даже если мы увеличим [ядерную энергетику] … мы хотим перейти к полному циклу, к производству урана, обогащению урана». В январе 2023 года министр далее заявил, что Саудовская Аравия намерена использовать свои значительные внутренние ресурсы урана для производства НОУ. Саудовская Аравия является государством–участником Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который требует от правительства принятия гарантий Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) на любых ядерных объектах. Гарантии МАГАТЭ представляют собой значительное препятствие для разработки ядерного оружия. Саудовская Аравия не заключила дополнительный протокол к своему соглашению о всеобъемлющих гарантиях с МАГАТЭ. Такой протокол повысил бы способность МАГАТЭ расследовать незаявленные ядерные объекты и деятельность за счет расширения полномочий  по инспектированию определенных объектов, связанных с ядерной деятельностью, и запрашивать информацию. Другие международные механизмы предназначены для ограничения распространения чувствительных ядерных технологий, включая технологии обогащения.

В 2020 году власти Саудовской Аравии опровергли сообщения СМИ со ссылкой на неназванных западных чиновников, утверждавших, что Саудовская Аравия с помощью Китая построила завод по измельчению оксидной урановой руды. Соглашение Саудовской Аравии о гарантиях МАГАТЭ требует, чтобы правительство заявило Агентству о таком объекте. В других сообщениях СМИ обсуждался еще один возможный незадекларированный объект. Угрозы безопасности критически важной инфраструктуры КСА могут вызвать обеспокоенность по поводу безопасности саудовских ядерных объектов. Правительство США отмечает угрозы безопасности в Саудовской Аравии со стороны террористических групп и враждебных региональных игроков, включая  ракетные удары по энергетической инфраструктуре Саудовской Аравии и правительственным объектам, которые официальные лица США приписывают Ирану или поддерживаемым Ираном группам. Продолжающееся сотрудничество США и Саудовской Аравии в области безопасности направлено на смягчение этих и других угроз.

Американо-саудовское ядерное сотрудничество

В 2008 году Соединенные Штаты и Саудовская Аравия подписали Меморандум о взаимопонимании (MOU), в котором говорится о двустороннем намерении сотрудничать в ядерной деятельности в области медицины, промышленности и производства электроэнергии. В необязывающем меморандуме  говорится о намерении Саудовской Аравии «полагаться на существующие международные рынки услуг по ядерному топливу в качестве альтернативы обогащению и переработке». Администрации Б.Обамы и Д.Трампа обсудили с королевством перспективы достижения двустороннего соглашения по гражданской ядерной энергетике, в том числе путем официальных переговоров по тексту предлагаемого «Соглашения 123» (см. ниже) в 2012 и 2018 годах. В 2020 году Управление подотчетности правительства (GAO) сообщило, что правительства «не добились значительного прогресса в заключении соглашения о ядерном сотрудничестве из-за сохраняющихся разногласий … по поводу условий нераспространения, включая США настаивание на том, чтобы Саудовская Аравия заключила дополнительный протокол с МАГАТЭ и согласилась на ограничения на обогащение и переработку». В августе 2020 года Госдепартамент заявил, что Соединенные Штаты будут «придавать большое значение» продолжающемуся соблюдению Саудовской Аравией ДНЯО и будут стремиться к соглашению «с сильной защитой от нераспространения, которое позволит ядерной промышленности Саудовской Аравии и США сотрудничать». Согласно электронному письму Госдепартамента от февраля 2023 года, администрация Дж.Байдена «не в состоянии охарактеризовать статус или содержание» таких двусторонних дискуссий и «по-прежнему привержена» давней цели США «ограничить распространение технологий обогащения урана и переработки отработавшего топлива по всему миру, учитывая их потенциальную техническую применимость к производству расщепляющихся материалов». С 2017 по 2019 год Министерство энергетики США предоставило семь разрешений «Часть 810» (согласно 10 C.F.R. 810) для американских компаний на участие в гражданских ядерных обсуждениях, включая маркетинг, с Саудовской Аравией в ответ на запрос королевства о маркетинговой информации в 2017 году. В 2022 году официальные лица США и Саудовской Аравии подписали Меморандум об обмене технической информацией и сотрудничестве в вопросах ядерной безопасности.

Требования к ядерному сотрудничеству США

Раздел 123 Закона об атомной энергии 1954 года с поправками (AEA, 22 U.S.C. 2011 и далее) требует соглашений о ядерном сотрудничестве для значительного ядерного сотрудничества с иностранными правительствами. Такое сотрудничество включает передачу определенных ядерных материалов американского происхождения, подлежащих лицензированию, для коммерческих, медицинских и промышленных целей; экспорт реакторов и критически важных компонентов реакторов; и других товаров, подпадающих под полномочия Комиссии по ядерному регулированию по лицензированию экспорта. Так называемые «Соглашения 123» должны включать условия, сроки, продолжительность, характер и масштабы сотрудничества, а также соответствовать нескольким критериям нераспространения. Президент должен принять письменное решение о том, «что выполнение предлагаемого соглашения будет способствовать общей обороне и безопасности и не будет представлять собой необоснованный риск». AEA требует, чтобы Конгресс рассмотрел «Соглашение 123» в течение двух периодов времени общей продолжительностью 90 дней непрерывной сессии. Если президент не освободит соглашение от каких–либо ограничений согласно требованиям раздела 123 (a), он вступает в силу в конце второго периода, если в течение этого времени Конгресс не примет совместную резолюцию, не одобряющую соглашение, и резолюция не станет законом. Раздел 57 (b) (2) AEA допускает ограниченное сотрудничество, связанное с «разработкой или производством любого специального ядерного материала за пределами Соединенных Штатов». Для такого сотрудничества не требуется «Соглашение 123», которое в основном предполагает передачу несекретных ядерных технологий и услуг в соответствии с «разрешениями Части 810». Такие разрешения не подлежат пересмотру Конгрессом.

Соглашения по разделу 123 не требуют от правительств стран–получателей отказа от обогащения или переработки. Тем не менее, оно содержит положения, призванные препятствовать программам обогащения и переработки на Ближнем Востоке. Соглашение 2009 года между США и ОАЭ № 123 предоставляет Соединенным Штатам право прекратить ядерное сотрудничество с этой страной, если ОАЭ «обладают чувствительными ядерными объектами на своей территории или иным образом занимаются деятельностью на своей территории, связанной с обогащением урана или переработкой ядерного топлива». В согласованном протоколе к этому соглашению говорится, что его условия «должны быть не менее благоприятными по объему и эффекту, чем те, которые могут быть предоставлены» другим странам Ближнего Востока. Это также объясняет, что, если США правительство заключает более выгодное «Соглашение 123» с другим региональным правительством, Соединенные Штаты по просьбе ОАЭ проведут консультации с правительством «относительно возможности внесения поправок» в «Соглашение 123» на столь же выгодных условиях. Для экспорта иностранными компаниями в Саудовскую Аравию ядерных материалов, содержащих технологии американского происхождения, может потребоваться согласие США.

 

Конгресс и политика США

Поскольку КСА рассматривает свои варианты партнерства в области ядерной энергетики, 118–й Конгресс может рассмотреть вопрос о том, следует ли предпринимать шаги для ограничения рисков распространения, содействия ядерной безопасности или продвижения коммерческих интересов США в этом контексте. Начиная с 2020 финансового года Конгресс ежегодно запрещает использование выделенных средств для поддержки экспортно–импортного банка для ядерного экспорта в Саудовскую Аравию до тех пор, пока королевство не «введет в силу» «соглашение 123»; т. е. «примет обязательство отказаться от обогащения и переработки урана на своей территории в соответствии с этим соглашением»; и «подпишет и выполнит» Дополнительный протокол с МАГАТЭ [последний для 2020 финансового года в разделе 7041 (i), раздел K, П.Л. 117-328]. В 117–м Конгрессе законодатели внесли законопроекты, которые запрещали бы определенные продажи оборонных товаров США Саудовской Аравии, если королевство сознательно импортирует технологии обогащения или переработки в отсутствие определенных обязательств по нераспространению. С 2018 года некоторые законодатели внесли законопроекты, которые потребовали бы одобрения совместной резолюции Конгресса, прежде чем «Соглашение 123» с Саудовской Аравией могло вступить в силу. В 2020 году Постоянный специальный комитет Палаты представителей по разведке представил законопроект с положением, которое обязывало бы разведывательное сообщество отчитываться перед Конгрессом о ядерной деятельности Саудовской Аравии.