- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О попытках правительства Израиля интенсифицировать контакты с Польшей

Министр иностранных дел Израиля Э.Коэн во вторник провел личные переговоры со своим польским контрпартнером З.Рау, ставшие первым раундом общения представителей двух государств за последние два года. В центре внимания сторон оказались вопросы восстановления сотрудничества после кризиса, вызванного очередным витком разногласий по вопросам подходов к исторической памяти. Напомним, что конфликт между государствами обострился после того, как Польша в 2021 г. приняла закон, фактически налагающий жесткие временные ограничения на предъявление претензий по реституции еврейской собственности. Затем, ввиду необходимости обеспечить эвакуацию израильского дипкорпуса с территории Украины, правительство ближневосточной страны пошло на сближение с Польшей в марте прошлого года. Однако уже летом 2022 г. противоречия проявились вновь, когда Иерусалим заподозрил Варшаву в попытках вносить изменения и осуществлять контроль над программами молодежных обменов, в результате последние были заморожены.

По итогам министерской встречи Э.Коэн и З.Рау сообщили, что готовы продолжать диалог, направленный на восстановление прежних связей, прежде всего, разработать механизм постепенного возобновления молодежных обменов. Помимо этого, была выражена готовность провести еще один раунд общения, без упоминания, на каком именно уровне, в ближайшее время в одной из столиц. Наконец, представитель Варшавы отметил, что готов рассмотреть возможность возвращения посла в Израиль, что стало бы символом преодоления прежних противоречий.

Параллельно с этим Польша стала получать широкое и довольно позитивное освещение в израильских СМИ. Так, обращает на себя внимание опубликованное на днях в газете Israel Hayom большое интервью с польским историком Я.Коником и директором музея Варшавского гетто А.Станковски[i] [1]. В беседе с израильским журналистом они фактически предприняли попытку развенчать представление, сложившееся о действиях правительства их страны в Израиле за последние годы.

Во-первых, они утверждали, что борьба, которую долгое время вела Варшава для того, чтобы исключить из употребления такое понятие как «польские лагеря смерти» была в действительности направлена на пресечение попыток «упрощения истории». Более того, Я.Коник и А.Станковски, по сути, намекнули, что такой обновленный подход должен быть близок и самому Израилю, который в противном случае рискует столкнуться с риторикой, сущность которой сводится к тому, что «все израильтяне виноваты, если один израильтянин убил палестинца».

Любопытно, что Я.Коник и А.Станковски не отрицают, что на определенных этапах отдельные представители правительства республики допускали высказывания, способствующие усугублению конфликта с Израилем. Так, возвращаясь к случаям разногласий, связанных с польским коллаборационизмом, а особенно самому известному из них, когда исполняющий обязанности министра иностранных дел ближневосточной страны И.Кац сказал, что «поляки впитывают антисемитизм с молоком матери», они привели в пример слова президента А.Дуды, со своей стороны заметившего, что «слова Каца спровоцировали рост антисемитизма в Польше».

Во-вторых, в отношении упомянутого выше инцидента вокруг программ молодежных обменов, польские специалисты пришли к выводу, что речь идет исключительно о вопросах программы обучения, но не о каких-то глубоких разногласиях идеологического или исторического свойства. Наконец, по их словам, польские исследования в области причастности представителей местного населения к убийствам евреев в годы Второй мировой войны допустимы и не запрещены, но «есть много вопросов и аспектов, которые можно исследовать», что намекает на рекомендацию фокусироваться на иных темах, включая еврейское и нееврейское сопротивление.

В-третьих, крайне важно в оценке данного интервью то, что помимо острых политических вопросов большое внимание в нем отводится работе, которая ведется в республике в сфере изучения и мемориализации Холокоста.

Наконец, применительно к межгосударственным противоречиям, Я.Коник и А.Станковский подчеркнули  значимость усилий по их преодолению, достигнутых благодаря Б.Нетаньяху и М.Моравецкому. Эти политики, напомним, подписали в 2018 г. декларацию, считающуюся одним из основополагающих документов в современных взаимоотношениях двух стран. В ней, в частности, речь идет о взаимном уважении идентичностей польского и еврейского народов, о признании Израилем неправильности термина «польские лагеря смерти», а также о том, что наряду с таким явлением, как «антисемитизм» существует еще и «антиполонизм»[ii] [2]. Помимо напоминания о декларации как таковой, в контексте текущих событий следует учесть то, что польские историки фактически поддержали тезис о том, что действующий глава правительства ближневосточного государства, несмотря на имевшие место сложности, действовал в интересах наращивания взаимодействия, чего нельзя сказать об его предшественнике.

Стремление правительства Б.Нетаньяху активизировать связи с Польшей, как кажется, обусловлено несколькими группами причин.

Во-первых, премьер-министр, судя по всему, рассчитывает использовать прежнюю стратегию в отношениях с ЕС, опору которой составляли отдельные страны и их субрегиональные группы, готовые противостоять консенсусу по палестино-израильской проблематике. При этом важность вернуться к такой дипломатии связана как с растущей критикой Иерусалима со стороны Брюсселя, обусловленной активностью 37-правительства ближневосточной страны, будь то судебная реформа или поселения, так и с наличием уже наработанных контактов.

Во-вторых, премьер-министр явно стремится показать просчеты на международной арене, допущенные при Я.Лапиде. При этом на пользу новому правительсту явно будет то, что портфель главы внешнеполитического ведомства не получил И.Кац.

В-третьих, значимость Польши за последнее время заметно возросла для США. Влияние американской администрации на динамику межгосударственного сотрудничества Израиля и Польши присутствовало всегда. Кроме того, в текущих условиях данный компонент приобрел более существенное значение в силу необходимости для Б.Нетаньяху выстроить коммуникацию с Демократической партией, находящейся у власти в Соединенных Штатах.

[i] [3] Kahana A. “Poland is one of the most progressive countries in Holocaust remembrance” // Israel Hayom. URL: www.israelhayom.com/2023/02/04/Poland-is-one-of-the-most-progressive-countries-in-holocaust-remembrance/

[ii] [4] Якимова Е.А. Государство Израиль и страны Вишеградской группы: сотрудничество с практическим смыслом. М., 2020.  С. 90-91.