- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в зоне Сахеля: декабрь 2022 г.

Верховная администрация Мали по СМИ (HAC) 1 декабря объявила об отмене решения о приостановке работы на два месяца телеканала Joliba TV, принятого в начале ноября после того, как один из журналистов в эфире подверг критике правящую военную хунту. Его комментарий был расценен как «клеветнические заявления и необоснованные обвинения в адрес HAC, ситуации со свободой выражения мнения в Мали и переходных властей». «Нетерпимость набирает обороты в нашей стране. Свобода выражения мнений в опасности вместе с демократией. Мы находимся в условиях диктатуры с единственным мышлением», — заявил Халиду.

Приостановка работы Joliba TV вызвала резко негативную реакцию со стороны малийских журналистов и международных правозащитных организаций.

1 декабря стало известно о гибели накануне 2-х человек, в том числе 1-го военного и 1-го таможенника, в результате «террористической атаки» в приграничном с Мавританией городе Елимане на западе Мали, где до этого подобные атаки были относительной редкостью. Целью атаки были полевой лагерь военных и находящийся близ него таможенный пост. По данным префекта города, атака была отбита малийскими военными.

4 декабря малийская армия сообщила о гибели 9 своих солдат в ноябре в результате трех подрывов на самодельных взрывных устройствах, случившихся в центральной и южной частях страны. При этом 8 солдат получили ранения, были уничтожены 3 автомашины, на которых они перемещались.

4 декабря глава малийской хунты полковник Ассими Гойта отменил свой декрет, согласно которому на время болезни премьер-министра Хогюэля Кокаллы Майги обязанности главы кабинета исполнял полковник Абдулайе Майга, бывший до этого министром территориальных администраций и децентрализации, а также официальным представителем правительства. Это решение открыло дорогу на возвращение премьера на свой пост. 64-летний Хогюэль Кокалла Майга был назначен на пост премьера в июне 2021 г. Однако уже в августе 2022 г. он не смог исполнять свои обязанности из-за болезни.

За время премьерства полковника Майги он не делал резких движений, идя по пути, указанному ему военными, совершившими два переворота в августе 2020 г. и в мае 2021 г. Все заметные решения принимались в это время именно ими, а не правительством. Новым декретом полковник Майга кроме своего министерского поста получил пост госминистра. Ему также поручено исполнять обязанности премьера в случае неспособности главы кабинета исполнять свои обязанности.

5 декабря Хогюэль Кокалла Майга вернулся к исполнению своих обязанностей.

9 декабря вооруженные группы с севера Мали, подписавшие в 2015 г. мирное соглашение с Бамако, осудили центральные власти за его неисполнение и призвали вмешаться международных гарантов с тем, чтобы «избежать окончательного разрыва» с этим соглашением, подписанным в Алжире. Соответствующее заявление прозвучало по итогам прошедшего в г.Кидаль заседания Исполнительного бюро «Координации движений Азавада» (КДА) – альянса групп туарегов и арабских националистов.

22 декабря подавляющее большинство группировок повстанцев, подписавших мирное соглашение с Бамако, объявили о приостановлении участия в нем. Свой шаг они объяснили «отсутствием политической воли» на его реализацию и сохранение со стороны хунты.

15 декабря в Бамако министр обороны ФРГ Кристин Ламбрехт предупредила военную хунту в лице главы военного ведомства Мали полковника Садио Камара, что условиями сохранения германского контингента в Мали до мая 2024 г. являются поддержание его способности выполнять возложенную на него миссию и проведение выборов в стране в феврале 2024 г., которые призваны привести ее к гражданскому правлению. Ранее, 22 ноября Берлин объявил, что намерен вывести германский контингент численностью около 1100 солдат из состава Миссии ООН в Мали (Minusma) до мая 2024 г. Германия стала седьмой страной, принявшей решение приостановить или прекратить свое участие в Minusma, что поставило под вопрос само существование Миссии. К тому же малийская хунта наложила ряд ограничений на деятельность миротворцев. В частности, германскому контингенту было запрещено вести воздушную разведку в интересах Minusma.

16 декабря очередные потери понесли миротворцы из Minusma. В тот день неизвестный атаковал в районе Томбукту патруль полицейских из состава Миссии. В результате нападения погибли 2 полицейских, в том числе женщина, 4 получили ранения.

17 декабря малийские военные запретили работать в Мали базирующейся в Швейцарии гуманитарной организации «Призыв Женевы», известной тем, что она вела диалог с вооруженными группами в интересах защиты гражданского населения. Этот запрет последовал некоторое время спустя после того, как в конце ноября малийские власти запретили работать в стране всем неправительственным организациям, финансируемым или пользующимся поддержкой Франции.

Буркина-Фасо предписала 3 декабря «немедленно приостановить» работу в стране корпункта «Радио Франс Интернасьональ» (РФИ), обвинив его в распространении «послания с угрозами», с которым выступил один из «главарей террористов». Как отмечалось в правительственном коммюнике, распространив это послание, РФИ «способствовало отчаянным маневрам террористических групп, стремящихся устрашить тысячи буркинийцев, мобилизованных на защиту страны». Ранее «Группа поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ, аффилирована с «Аль-Каидой», запрещенной в РФ) распространила видеозапись выступления одного из полевых командиров группировки, в котором тот угрожал атаками на деревни, находящиеся под защитой вспомогательных сил – «Добровольцев в защиту родины» (ДЗР). За предыдущие три недели ДЗР рекрутировали в свои ряды 90 тысяч человек с тем, чтобы оказать поддержку регулярной буркинийской армии.

Буркинийские власти также обвинили французскую государственную радиостанцию в том, что она воспроизвела «ложную информацию, согласно которой переходный президент капитан Ибрагим Траоре сообщил, что против него была предпринята попытка госпереворота». Они приостановили «до новых указаний» трансляцию программ РФИ на всей территории страны, однако как они намерены сделать это технически – сказать сложно.

Буркина-Фасо до этого пережила два военных переворота за 8 месяцев. С 2015 г. страна противостоит атакам джихадистов. Она стала второй страной региона после Мали, запретившей вещание РФИ.

15 декабря президент Ганы Нана Акуфо-Аддо выступил с утверждением, согласно которому соседнее с ней Буркина-Фасо по примеру Мали «заключило сделку» с ЧВК «Вагнер».

16 декабря в Уагадугу были объявлены итоги антиджихадистской операции «Фелехо», проводившейся в период с 1 по 10 декабря на северо-востоке Буркина-Фасо близ границы с Мали. По данным буркинийских военных, в ходе операции были уничтожены 39 «террористов». Погиб 1 военный, 12 получили ранения. Во время боевых действий использовались авиация и артиллерия. Бали уничтожены пять баз джихадистов.

В Нигере 13 декабря стало известно, что власти этой страны прибегли к призыву отставных военных и жандармов с тем, чтобы те оказали поддержку армии, с 2015 г. пытающейся противостоять насилию со стороны джихадистов. В ходе первой фазы призыва предполагалось мобилизовать 1 тысячу отставников, уволенных со службы за последние 5 лет. Их  предполагалось направлять не в зоны боевых действий, а использовать на охране важных объектов для того, чтобы высвободить действующих военных.

Напомним, что в 2020 г. Нигер заявил о своем намерении увеличить за 5 лет численность армии с 25 до 50 тысяч человек. Был повышен возраст выхода на пенсию для кадровых военных с 47 до 52 лет. В борьбе против джихадистов Нигер пользуется всевозможной поддержкой Франции, США, Италии, Германии и Бельгии. Франция и США имеют военные базы в Нигере, Германия – логистическую базу.

 

4 декабря на саммите в Абудже главы стран Западной Африки приняли решение о создании совместных региональных сил с задачами как борьбы с джихадистами, так и использования для восстановления конституционного порядка в случае военных переворотов, которые участились за последние два года. Заявленная цель этого решения – самим решать проблемы региональной безопасности, не прибегая к помощи внешних акторов. Конкретные предложения по условиям формирования региональных сил должны были принять позднее представители национальных армий.

Скорее всего, проект создания совместных региональных сил стран Западной Африки окажется мертворожденным, памятуя о том, к чему пришел совместный контингент пяти стран Сахеля при том, что его становлению активно содействовали Франция и ряд других стран. Первый повод для подобного прогноза – нехватка средств. Второй – недостаточная подготовленность западноафриканских военных и невысокий уровень их оснащенности всем необходимым.