- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об отношениях Израиля с Грецией на фоне изменений международной обстановки

Продолжая развитие европейского вектора израильской дипломатии, премьер-министр ближневосточной страны Б.Нетаньяху и министр иностранных дел Э.Коэн на днях провели переговоры с главой внешнеполитического ведомства Греции Н.Дендиасом. В повестке дня встречи были традиционные аспекты взаимодействия, а именно межгосударственные контакты на двустороннем уровне и сотрудничество с акцентом на энергетике в треугольнике Иерусалим-Афины-Никосия. Желая активизировать последние, Б.Нетаньяху поручил председателю Совета национальной безопасности Ц.Анегби в ближайшее время подготовить саммит на высшем уровне.

Впрочем, материалы, опубликованные израильским МИДом, свидетельствуют о довольно существенном изменении приоритетов страны в отношении Греции. Так, помимо указанного выше, глава правительства ближневосточного государства обратил внимание Н.Дендиаса на три ключевые для его кабмина внешнеполитические темы, а именно продолжение процесса нормализации с умеренными региональными режимами, борьбу с комплексной иранской угрозой и совместную работу в ООН. Необходимость диалога по последнему вопросу явно была мотивирована результатами состоявшегося в конце прошлого года голосования в Генеральной Ассамблее ООН по резолюции о передаче израильского досье в Международный уголовный суд (МУС). Тогда делегация Афин, несмотря на давние дружественные связи с Иерусалимом, приняла решение воздержаться. При этом важно, что Греция имела все шансы открыто встать на сторону Израиля, не боясь осуждения наднациональных институтов ЕС, так как ряд стран-участниц Евросоюза высказался против данного документа. В их числе оказались как соседи по Средиземноморью, а именно Италия, так и влиятельные центрально-европейские игроки в лице Австрии или Германии. Помимо этого, разумеется, позицию своего ближневосточного союзника разделили в США.

Тема нормализации, казалось бы, довольно отдаленная от приоритетов греческо-израильских контактов, могла возникнуть с учетом того, что в работе Газового форума государств Восточного Средиземноморья принимают участие ОАЭ, что дает возможность расширить их сотрудничество с Израилем на площадке данного объединения. Кроме того, в целом,  пусть и в меньшей степени, чем Негевский форум, но указанная площадка тоже рассматривается в качестве механизма поддержки сотрудничества Иерусалима с арабскими государствами, причем подобный вывод делают не только сами власти ближневосточной страны, но и США. Исходя из этого, можно предположить, что Б.Нетаньяху видит в Греции еще один канал коммуникации, способный внести вклад в достижение приоритетной внешнеполитической цели его текущей каденции,  рассчитывая, что усилия Афин, так или иначе, будут поддержаны Вашингтоном.

Наконец, Эр-Рияд, являющийся для Б.Нетаньяху главной страной региона, с которой он хотел бы установить официальные отношения, высказал предложение совместной заявки КСА, Египта и Греции на проведение Чемпионата мира по футболу в 2030 г., пообещав своим коллегам профинансировать возведение спортивных объектов. Помимо повышения международного престижа Греции, это будет хорошим вкладом в развитие ее инфраструктуры и экономики, включая возможное позитивное воздействие на рынок труда. Таким образом, Афины сами становятся напрямую заинтересованы в наращивании взаимодействия с Эр-Риядом, в том числе многостороннего. Это способствует сближению течек зрения руководства государств по более широкому спектру тем, а также открывает перспективы для их партнеров присоединиться к новым формам взаимодействия.

В том, что касается упоминания иранской угрозы, основное внимание израильских представителей на встрече с Н.Дендиасом было сосредоточено на Корпусе стражей исламской революции. В настоящий момент правительство работает над тем, чтобы КСИР оказался под запретом в Европе, для чего пытается поднимать данную тему с делегациями стран-членов ЕС на различных уровнях. Греция здесь не стала исключением. Кроме того, есть вероятность, что власти ближневосточной страны хотят убедиться, что их греческие контрпартнеры не будут допускать послаблений в отношении ИРИ в целом. Риски развития событий по противоположному сценарию могут быть обусловлены событиями лета прошлого года, когда суд Греции отменил решение США арестовать иранский танкер у своего побережья для освобождения собственных моряков, захваченных ИРИ в качестве ответной акции в Персидском заливе.

В целом заметно, что Греция все больше приобретает для Израиля не региональное, а международное значение, что связано, впрочем, не с ростом влиятельности этой средиземноморской страны, а с особенностями актуальной ситуации на мировой арене.

Во-первых, ввиду усиливающегося давления палестинцев и внешней критики конфигурации 37-го правительства Израиль нуждается в максимальной поддержке союзников, особенно в ООН, а потому настаивает, что позитивные достижения на двустороннем уровне должны получать продолжение в более ярко выраженной солидарности на международных площадках. Кроме того, изменение паттерна голосования Афин окажет положительный эффект на тот же аспект взаимодействия Иерусалима и Никосии. Это в случае вынесения на голосование антиизраильских резолюций принесет стране уже не один, а два голоса.

Во-вторых, значение треугольника Израиль-Греция-Кипр, судя по всему, снижается для США, что заставляет Б.Нетаньяху учитывать данный фактор при расстановке приоритетов в рамках данного вектора дипломатии. Свидетельством указанной тенденции может являться, к примеру, то, что намеченный на конец текущего месяца визит американского госсекретаря Э.Блинкена в Афины будет сосредоточен на вопросах двустороннего сотрудничества и снижении напряженности между Грецией и Турцией. Если верить СМИ, возможность приурочить к визиту саммит трех средиземноморских государств и Соединенных Штатов Белый дом не заинтересовал. Немаловажно, что Брюссель и Вашингтон все меньше склонны поддерживать экспортный канал поставок израильского газа в Европу через Грецию и Кипр, предпочитая делать ставку на Египет как региональный хаб. Это повышает значимость более широких форматов регионального взаимодействия, в том числе Газового форума государств Восточного Средиземноморья.