- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об основных проблемах, препятствующих внутриполитическому урегулированию в Судане

Заместитель главы Суверенного совета Судана Мухаммед Хамдан Дагло (Хемити) 7 февраля подтвердил свою приверженность рамочному соглашению и заявил, что не отступит от его реализации. Замечания Хемити, очевидно, были ответом на критику, высказанную в адрес соглашения главой Суверенного совета генералом  Абдель Фаттахом аль-Бурханом и другим членом совета, возглавляемого военными, Шамсом ад-Дином Каббаши. Выступая 7 февраля перед высокопоставленными лицами и местными лидерами Северного района Бахри в штате Хартум, он подчеркнул, что рамочное соглашение является гарантом единства страны и ключом к разрешению экономического кризиса, указав на неспособность правительства выплачивать заработную плату государственным служащим. Командующий Силами быстрой поддержки (СБП) далее подчеркнул региональную и международную поддержку.   Он также заявил, что не отступит от рамочного соглашения, сказав: «Клянусь Богом, мы не вернемся». «Я и мой друг будем вне уравнения власти», — добавил он, намекая на главу Суверенного совета. Это заявление командующего СБП, по оценке местных экспертов,  только подтверждает явное несогласие внутри военного компонента суданской власти. Чтобы объяснить свои разногласия с армейскими лидерами, Хемити подчеркнул, что рамочное соглашение было подделано, а его участники были определены теми, кто осуждает его сегодня. Он сказал, что призвал открыть соглашение для бОльшего числа людей, но его просьба была проигнорирована. Вот на этом моменте стоит остановится подробнее, поскольку по этому принципиальному вопросу числа участников соглашения у аль-Бурхана и Хемити и обострились в последнее время разногласия. Для начала напомним, что заявления Хемити прозвучали ровно в тот же день, когда политические силы, участвующие в семинаре, организованном правительством Египта во вторник, объявили о создании нового альянса и подтвердили свою приверженность конституционному документу 2019 года после внесения в него поправок.  Семинар, проходивший в Каире со 2 по 7 февраля, собрал силы, не подписавшие рамочное соглашение, включая Демократический блок и другие группы. Участники обсудили пути политического кризиса для внутрисуданского диалога, прокладывающего путь к политическому урегулированию, которое заменит политическое рамочное соглашение, подписанное Силами за свободу и перемены и военными 5 декабря 2022 года. Согласно заявлению, опубликованному 7 февраля в конце семинара, на встрече собрались 85 деятелей, представляющих 35 партий и движений. В коммюнике было объявлено о создании «Координации национальных демократических сил», новой политической коалиции. Координация далее приняла «Национальный документ, регулирующий переходный период», который предусматривает 15 поправок к конституционному документу. Основные предлагаемые поправки включают исключение Сил за свободу и перемены (ССП) из текста 2019 года и замену их «политическими и гражданскими силами, организациями гражданского общества, комитетами сопротивления и сторонами мирного процесса, которые подписали поправки». Кроме того, предлагаемый текст предусматривает замену названия Суверенного совета. Вооруженные группы, не подписавшие соглашение, всегда отвергали контроль над переходным процессом со стороны групп ССП из-за разногласий между ними по поводу конституционного документа до его подписания в августе 2019. Однако теперь они придерживаются конституционной декларации 2019 года, поскольку в нее были внесены поправки, обеспечивающие их участие в переходном правительстве после подписания мирного соглашения в Джубе. В предлагаемом документе говорится, что правительственные структуры будут состоять из Суверенной власти, Совета министров и Законодательного совета. В то время как уровни правительства являются федеральными, региональными и государственными. Суверенный орган власти должен  будет состоять из семи членов, выбранных подписавшими конституционную декларацию с поправками. Согласно документу, Законодательный совет будет состоять из 300 членов, а кабинет министров будет состоять из 25 министров. Что касается мер безопасности, новая политическая коалиция одобрила интеграцию Сил быстрой поддержки и других вооруженных групп в национальную армию. Кроме того, предусматривается передача Министерству финансов экономических и промышленных компаний, принадлежащих суданским военным, за исключением компаний военной промышленности. То есть, другими словами, египетская инициатива имеет свое целью вывести из политического оборота несговорчивый внутриполитический компонент  в лице  ССП (они по прежнему настаивают на полном дистанцировании суданской армии от власти и экономики, чего  ни Каир, ни сами суданские военные не хотят)  и создать для него некий светский компонент в лице нового альянса. Реакция   лидеров  ССП на каирскую инициативу была оперативной: они отвергли недавние нападки армейских лидеров на политическое рамочное соглашение, обвинив их в стремлении включить больше фиктивных образований, которые позволили бы им иметь покорное правительство. Недавно главнокомандующий суданской армией А.Ф.аль-Бурхан раскритиковал рамочное соглашение, которое было подписано с коалицией ССП и другими политическими и общественными группами, призвав включить больше политических сил. Несколько лидеров ССП отказались отвечать или комментировать то, что они считают «разрывом» рамочного соглашения и «поощрением» усилий Египта, подрывающих восстановление гражданского переходного правительства в Судане. Однако Мухаммед аль-Факи, бывший член Суверенного совета до переворота 25 октября 2022 года, раскритиковал заявления аль-Бурхана, заявив, что военные не хотят отказываться от власти: «Военные хотят подорвать политический процесс и рамочное соглашение с фиктивными организациями, чтобы создать контролируемое правительство». Он подчеркнул, что альтернативы рамочному соглашению нет, предупредив, что в случае его краха хрупкая страна снова вернется к конфронтации.  Глава Суверенного совета, возглавляемого военными, Абдель Фаттах аль-Бурхан и другой член совета, генерал Шамс ад-Дин Каббаши, говорят, что ССП должны открыть рамочное соглашение для большего числа политических групп. В то время как ССП заявляют, что соглашение должно быть зарезервировано для сил революции и политических групп, которые отвергли государственный переворот в октябре 2021 года. Кроме того, они говорят, что только две бывшие повстанческие группы из Дарфура могут присоединиться к ним, потому что они подписали мирное соглашение в Джубе. На прошлой неделе аль-Бурхану не удалось убедить две группы: Суданское освободительное движение Судана (СОД) Минни Миннави и Движение за справедливость и равенство во главе с Джибрилем Ибрагимом присоединиться к рамочному соглашению. В данном случае мы наблюдает явную попытку Каира за счет внутриполитических маневров усилить позиции именно аль-Бурхана, а не Хемити. Но нюанс заключается в том, что этот новый компонент пока явно не дотягивает по уровню своей популярности до ССП, и к тому же не включает в себя несколько очень важных внутрисуданских компонентов. Это собственно и подчеркнул Хемити, фактически тем самым оговорив свои условия поддержки инициативы Каира. Помимо этого, он, конечно, настаивает на сохранении за СБП самостоятельного статуса. Но кого он имеет ввиду под определением «не вошедших в новую коалицию лидеров»?

Одним из них (и «козырем» того же Хемити) является, безусловно,  Дирар Ахмед Дирар, лидер с растущим влиянием в регионе Красного моря Судана, который пообещал использовать оружие для освобождения народа беджа, которые являются коренными жителями Восточного Судана, от «исторической маргинализации» со стороны правительств в Хартуме. Также известный как “»Шайба Дирар», этот лидер и его люди открыто носят оружие в стратегически важном городе Порт-Судан на Красном море, главном морском порту страны, через который проходит около 90% внешней торговли Судана. Конкуренция за ресурсы и контроль над портами широко распространена и жестока в регионе Красного моря, но суданские власти, включая военную разведку, службы безопасности и полицию, не мешают Дирару и его боевикам публично носить оружие. то вызвало закономерные вопросы о том, пользуется ли Дирар поддержкой военного правительства в Хартуме, и к широко распространенному мнению, что судоходство и торговля на востоке Судана теперь находятся во власти этого лидера и его вооруженной группы. В время встречи с Дираром представители СМИ обратились к нему с просьбой об их присутствии  на учениях его ополчения.  Но Дирар извинился и сказал, что ему нужно было поехать в Хартум на встречу, но отказался сообщить, с кем он встречался. В кабинете лидера ополчения были десятки едениц стрелкового оружия и руководств по бомбам, произведенных в Судане, Израиле, России и Китае. Среди оружия был слезоточивый газ, произведенный Военно-промышленной корпорацией (ВПК), государственной оборонной корпорацией Судана. Можно было увидеть небольшой баннер с надписью «генерал-лейтенант Дирар Ахмед Дирар». Он рассказал о растущем влиянии его и Конгресса беджа и о масштабах их деятельности: «У нас есть наши военные лагеря для наших сил на границе между Суданом и Эритреей, в районах Талкука и в других местах вокруг, и у нас есть наши военные полигоны в горах, вдали от глаз властей. У нас есть тысячи военнослужащих из бывшей армии партии Конгресс беджа и других, которые присоединились к нам по разным причинам — в частности, из-за чувства несправедливости, дискриминации и неравенства в отношении народа Восточного Судана». Дирарне раскрыл свои источники финансирования, материально-технического обеспечения или поставок, включая оружие. При этом отметим, что одним из главных контактеров Дирара в Хартуме был и остается все то же Хемити, который в свое время вел с ним консультации об условиях разблокировки логистики в Порт-Судане. На богатом природными ресурсами востоке Судана, где находятся алмазные и золотые рудники, а также жизненно важный Порт-Судан, идет длительная борьба за власть. Так же, как в Дарфуре и других частях Судана, местные группировки долгое время спорили и боролись за реструктуризацию власти, которая передаст им часть  власти из Хартума. Дирар принадлежит к племени амарар, которое является частью этнической группы беджа, считающей себя законным владельцем земель Восточного Судана. В 2006 году повстанцы Восточного Судана, которые были в союзе с бывшими южносуданскими повстанцами и повстанцами из Дарфура, заключили мирное соглашение с правительством тогдашнего президента Омара аль-Башира, который правил Суданом с 1989 года, прежде чем, наконец, был смещен в рамках демократического восстания в 2019 году. Сделка, которая положила конец десятилетию восстания на низком уровне на востоке и положила начало соглашению о разделении власти, была заключена при посредничестве соседней Эритреи и стала известна как Асмэрское мирное соглашение. Сейчас Дирару 60 лет, он был частью делегации Конгресса беджа, которая подписала соглашение с правительством О.аль-Башира. Затем он участвовал в правительстве государства Красного моря. Асмэрская сделка включала программу разоружения, демобилизации и реинтеграции, но сотни комбатантов не были подчинены ей, и они присоединились к силам Дирара. Три источника в Порт-Судане, пожелавшие остаться анонимными по соображениям безопасности, сообщили, что у них есть военные удостоверения небольшой армии Дирара. Они не предоставили дополнительной информации о том, как они были получены: «В настоящее время я полковник армии Шайбы. Мы считаем, что мы должны сделать это как люди беджа… вы видите, что теперь, после подписания мирного соглашения в Джубе, каждая группа людей защищает свой регион, и вы видите, что правительство предоставило много привилегий жителям Дарфура, потому что они носили оружие». Другой источник сообщил, что сотням безработных молодых людей были вручены военные удостоверения: «Он [Дирар] дал нам зарплату, оружие и защиту, так почему бы и нет, поскольку мы ничего не получаем от правительства».  Дирар предупредил, что он в состоянии не просто закрыть порты для экспорта и импорта, но может даже закрыть все три штата Восточного Судана: Красное море, Кассала и Гедареф: «Мы не можем вечно оставаться и видеть, как наши ресурсы разграбляются в центре страны, однажды мы остановим это». Дирар входит в группу племенных лидеров, которые закрыли Порт-Судан в 2021 году, чтобы проложить путь к военному перевороту. Но в декабре прошлого года он снова закрыл порт, поскольку отверг гражданско-военную сделку, заключенную при посредничестве международных спонсоров. Большинство племенных лидеров Восточного Судана также отвергли курс, заложенный в соглашении о Джубе 2020 года, подписанном правительством Судана и пятью основными повстанческими группировками страны, и несколько раз закрывали порты, пытаясь заставить Хартум заморозить соглашение. Кризис в Восточном Судане также является одной из проблем, которые еще предстоит решить в рамках рамочного соглашения, подписанного недавно военными и гражданскими представителями в их попытке проложить путь обратно к чему-то, что напоминает демократическое правительство. Лидеры племен, активисты и военные эксперты не сомневаются в том, что Дирар имеет поддержку от сторонников старого исламистского режима О.аль-Башира или от части военных, которые отвергли соглашение, подписанное в декабре прошлого года между армией и гражданско-политическая коалиции в лице Сил свободы и перемен. Мухаммед Осман Шариф, заместитель лидера племени амарар, полагает, что суданское «глубинное государство» стоит за дестабилизацией Восточного Судана, что проложило путь к более широкой нестабильности ва всем  Судане. «Они стремятся воспрепятствовать демократическому пути в целом через Восточный Судан, как они это сделали в октябре 2021 года», — сказал MEE Амир Хасан, член комитета сопротивления из Порт-Судана. Военные эксперты также предупредили, что использование военной тактики, такой как вооружение племенных групп, будет иметь серьезные последствия: «Это приведет к распространению оружия, неконтролируемой ситуации в области безопасности и хаосу в этом стратегическом районе. Разведывательные службы должны были немедленно пресечь эту тактику саботажа. Политическое участие, а не оружие, является единственным решением проблем Судана, особенно Восточного Судана». Ответ Дирара заключается в том, что он не стремился вызвать хаос, но единственным способом противостоять оружию, используемому центральным правительством на протяжении многих лет, было практика использовать это оружие самостоятельно. Что он, собственно, и делает сейчас, при явной поддержке со стороны тех сил в Хартуме (Хемити), которые не довольны нынешними условиями перехода к светской модели управления ни в формате соглашений в Джубе, ни в формате новой  «каирской инициативы».