- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Индийские эксперты об участии пакистанской армии в наркоторговле в Кашмире

Как указывает последний по времени анализ индийских экспертов в области терроризма, Межведомственная разведка (ISI) Пакистана «достигла совершенства» в области организованной торговли наркотиками в Кашмире. Эта практика имеет серьезную историю еще со времен кураторства торговли наркотиками в рамках совместных операций   с ЦРУ США во время войны  против советских войск в Афганистане.   В докладе Конгресса США под названием «Участие Пакистана в наркотерроризме», опубликованном 3 октября 1994 года, упоминается отчет о расследовании Washington Post, основанный на интервью с бывшим премьер-министром Пакистана Навазом Шарифом. Во время этого интервью Шариф «утверждал, что через три месяца после его избрания премьер–министром в ноябре 1990 года генерал Дж.Аслам Бег, тогдашний начальник штаба армии, и генерал-лейтенант Асад Дуррани, тогдашний глава ISI, сказали ему, что вооруженным силам нужно больше денег для тайных зарубежных операций, и они хотят получить их за счет крупномасштабных сделок с наркотиками».  Услышав, что «у нас есть готовый план для вашего одобрения», Шариф утверждает: «Я категорически запретил им начинать какие–либо подобные операции, а через несколько дней я снова позвонил [генералу] Бегу, чтобы сказать, что я не одобряю план ISI по поддержке контрабанды героина». Шариф, однако, признал, что у него «нет источников», чтобы подтвердить, были ли выполнены его указания, и хотя он считает, что этот предосудительный план не был выполнен, факты на местах не поддерживают его оптимизм. Хотя генерал-лейтенант Дуррани (ожидаемо) отрицал это, западный дипломат, который имел «случайные отношения» как с тогдашним командующим пакистанской армией, так и с начальником разведки и находился в Исламабаде, когда состоялась эта предполагаемая встреча, высказал мнение: «Не исключено, что они могли придумать подобный план». Несмотря на такие компрометирующие доказательства причастности ISI к наркоторговле, исходящие ни много ни мало от бывшего премьер–министра Пакистана, Вашингтон предпочел этого не замечать, что логично, поскольку  ISI в данном контексте работало совместно с ЦРУ, а последнее имело большой опыт в такого рода операциях еще со времен Вьетнама. При этом высшее руководство пакистанской армии предсказуемо не смогло контролировать этот процесс, и в наркоторговлю уже по собственной инициативе были вовлечены многие пакистанские офицеры  по цепочке сверху вниз. В этой связи индийские экперты обращают внимание на позицию по вопросу нынешнего катастрофического распространения наркотиков в Кашмирской долине   доверенного лица ISI в лице Конференции всех партий Хуррият [APHC], которая пропагандирует мотивированную пакистанскую кашмирскую повестку дня. Формально эта ассоциация обращает внимание на растущую наркоманию в Кашмирской долине, но при этом ее члены не принимают никаких внятных и главное эффективных усилий для публичного разоблачения торговцев наркотиками. Эта пассивность тем нагляднее, если сравнить усилия APHC в формирвоании и управлении т. н. «отрядами бдительности», которые создаются для обеспечения принудительного выполнения требований APHC о прекращении работы тех или иных предприятий, даже если это приведет к репрессиям со стороны индийских органов правопорядка.  Во время своего пятничного выступления на собрании прихожан в Джамиа Масджид в июле 2019 года лидер APHC Мирваиз Умар Фарук сказал: «Представители разных слоев общества информировали меня [и] я получаю большое количество писем, в которых говорится, что угроза наркомании распространяется повсюду в Сринагаре и по всей долине, особенно среди молодежи, включая девочек». Хотя он посоветовал родителям не давать «легких денег» своим детям и посоветовал учителям, духовенству и членам комитетов махаллы и мечети «осознать эту реальность», он не предложил никакого конкретного плана действий, который APHC смог бы предпринять бы для борьбы с этой угрозой. Старший лидер APHC покойный  Джилани тоже был красноречив по этому вопросу, заметив, что «угроза наркотиков, похоже, является последним гвоздем в крышку гроба, и прежде чем это зло разрушит основы нашей культуры, идентичности, веры и социальной сети, с ним нужно бороться сильной рукой». Но, как и Мирваиз, хотя он тоже говорил о настоятельной необходимости решения этой проблемы на бытовом, деревенском, махаллинском, районном и государственном уровнях, но необъяснимым образом удерживал APHC от активной борьбы против наркотиков. Неспособность (и нежелание) APHC действовать против злоупотребления наркотиками является четким свидетельством того, что на его решения серьезно влияет позиция ее кураторов из ISI. Хотя рискнем добавить от себя, что на данную позицию, помимо этого, может влиять и ряд других факторов. Прежде всего, это серьезная вовлеченность местного населения в выращивание опийного мака и нежелание APHC «распылять» силы, ввязываясь в явно серьезную борьбу с местными сетями наркоторговцев.  Что касается  ISI, то по данным индийской разведки, она  фактически узаконила контрабанду наркотиков еще три десятилетия назад в качестве одного из средств финансирования своей подрывной деятельности в Индии. При этом серьезные шаги  Нью-Дели по ликвидации некоторых иных каналов  финансирования терроризма и нестабильное финансовое положение Пакистана только усилили зависимость ISI от доходов от торговли наркотиками для подпитки терроризма в Индии. Однако, благодаря эффективной системе наблюдения вдоль международной границы и линии разграничения, использование террористов и их сторонников для контрабанды наркотиков стало довольно затруднительным.

Как отмечают индийские эксперты, испытывающее нехватку денежных средств ISI в настоящее время серьезно активизировало свои позиции в  APHC для распространения наркотиков, а также использует контрабандистов для переправки оружия и боеприпасов террористам в Джамму и Кашмире. Продолжающийся захват грузов наркотиков и военных складов, которые контрабандой ввозятся в Индию из Пакистана с использованием подземных туннелей, наземных средств и даже беспилотных летательных аппаратов, ни у кого в индийской разведке не оставляет сомнений в том, что незаконный оборот наркотиков из Пакистана в Индию облегчается и контролируется ISI. Работая с исключительной синергией, индийская армия, а также военизированные и полицейские силы в Джамму и Кашмир эффективно смогли сдержать контрабанду наркотиков, и 4598 случаев контрабанды наркотиков, зарегистрированных в этом регионе с 2017 по 2021 год, указывают на серьезность этой проблемы. Кроме того, силы безопасности работают с правительством и НПО над повышением осведомленности общественности о злоупотреблении наркотиками и реабилитацией наркоманов с помощью комплексных программ по борьбе с наркоманией. Хотя это чрезвычайно кропотливая и сложная задача, она, безусловно, будет иметь большое значение для снижения наркоугрозы в Кашмире. И наоборот, поскольку наркоторговля является отличным источником легких денег, он будет продолжать пользоваться благосклонностью Равалпинди, а поскольку Пакистан теперь исключен из серого списка Целевой группы по финансовым мероприятиям, ISI определенно  кратно увеличит свои операции по контрабанде наркотиков в среднесрочной перспективе.