- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О некоторых гуманитарных и политических последствиях землетрясения в Турции и Сирии

В Турции и Сирии продолжаются поиски под завалами зданий, обрушившихся после двух землетрясений. Число их жертв уже превысило 18 тыс. человек, и эта цифра, похоже, будет расти. Раненых – более 70 тыс. человек. В Турции общенациональный траур объявлен до 12 февраля, приспущены государственные флаги. Президент Р.Т.Эрдоган объявил трехмесячный режим чрезвычайного положения в 10 провинциях. По данным турецких властей, непосредственно в спасательной операции принимают участие более  100 тыс. человек. Однако британские СМИ утверждают, что и этого недостаточно: все еще остались здания, в которых спасательных работ пока не проводилось.

Власти Сирии вернулись к призывам о необходимости пересмотра введенных против них санкций на фоне последствий землетрясения, затронувшего как правительственные, так и мятежные районы. Вместе с тем Дамаск обвинил западные столицы в избирательном подходе к пострадавшим, проявившемся, по его оценкам, в более лояльном отношении к оппозиционным анклавам. США и их союзники, напротив, считают, что одним из препятствий на пути снабжения нуждающихся стал сам президентский дворец и его иностранные союзники, противящиеся открытию ряда КПП по периметру границы.

Пресс-служба Еврокомиссии проинформировала 9 февраля, что европейское сообщество начало отправку в Сирию помощи для ликвидации последствий землетрясения. Италия и Румыния уже сделали первые предложения, включая палатки, спальные мешки, матрасы, кровати, продукты питания, зимнюю одежду. Несмотря на отсутствие дополнительных подробностей, можно предположить, что процесс снабжения будет реализовываться через неправительственные гуманитарные организации.

На фоне землетрясения в Турции и Сирии правительство Израиля выразило готовность предоставить поисково-спасательную помощь, а также иные формы поддержки в виде отправки гуманитарных грузов и приема пострадавших на лечение. При этом если в отношении Анкары сообщения такого рода были опубликованы официально на сайте дипломатического ведомства, то применительно к Дамаску аналогичное заявление было сделано Б.Нетаньяху в беседе со СМИ.

Южная Корея отправит военную авиацию для отправки спасателей и медикаментов в Турцию в рамках оказания помощи после землетрясения. Для доставки планируется привлечь самолет-заправщик KC-330. Южная Корея направит в Турцию гуманитарную помощь на сумму 5 млн долл. США и поисково-спасательную команду из 110 человек для ликвидации последствий землетрясений.

Правительство Китая приняло решение об оказании экстренной помощи Турции и Сирии, пострадавшим в результате землетрясений.  Анкара получит помощь в размере 40 млн юаней, включая отправку поисково-спасательных групп, медицинских бригад и предоставление необходимого оборудования для ликвидации последствий стихийных бедствий. Китай направил чартерным рейсом из города Пекин в Турцию поисково-спасательную команду из 82 человек и четырех собак для оказания помощи в ликвидации последствий землетрясения.

Узбекистан объявил о планах направить в Турцию 60 спасателей и три автомобиля для оказания помощи в ликвидации последствий землетрясений.

Индия направила в Турцию два военно-транспортных самолета С-17 для доставки поисково-спасательных отрядов (не менее 50 человек), медицинской бригады (не менее 89 сотрудников), спасательного оборудования, материалов и лекарств в рамках оказания помощи после землетрясений. Медбригада состоит из медицинских специалистов и оснащена рентгеновскими аппаратами, аппаратами искусственной вентиляции легких, кислородными установками, кардиомониторами и сопутствующим оборудованием. В районе бедствия будет развернут полевой госпиталь на 30 койко-мест.

Минобороны РФ сообщило, что землетрясение в Сирии не повлияло на боеготовность авиабазы Хмеймим и других объектов российской группировки войск, дислоцированных в Сирийской Арабской Республике, личный состав выполняет задачи по предназначению, разрушений и повреждений на российских военных объектах нет. Министром обороны РФ генералом армии Сергеем Шойгу даны указания командующему российской группировкой войск (сил) в Сирии об оказании помощи в ликвидации последствий произошедшего на территории республики землетрясения. В рамках оказания помощи российским Центром по примирению враждующих сторон оперативно развернуты и приступили к работе в городах Алеппо, Хама, Латакия и населенных пунктах Джебла, Стаму и Бустан-Эль-Баша шесть пунктов выдачи пострадавшим гуманитарной помощи – продуктовых наборов и предметов первой необходимости. Сформированы десять сводных отрядов из числа военнослужащих группировки ВС РФ в Сирийской Арабской Республике, которые приступили к выполнению задач по разбору завалов, поиску пострадавших и оказанию им медицинской помощи в районах, подвергшихся наибольшему разрушению. К работам привлечено свыше 300 военнослужащих и около 60 ед. военной и специальной техники. На авиабазе Хмеймим создана и находится в постоянной готовности к оказанию помощи мобильная группа российских военных медиков, развернуты четыре пункта приема донорской крови, а также совместный оперативный штаб для координации действий сил и средств, привлекаемых к оказанию помощи сирийской стороне.

В заключение отметим, что обстоятельства сложились как нельзя хуже. Первое землетрясение произошло рано утром, когда жители спали у себя в домах. Оба землетрясения имели эпицентр рядом с населенными районами и проходили на близком к поверхности расстоянии (около 17 км), что и сделало их особо смертоносными. Холодная погода усугубила эти сложности. В ночь на вторник в центре Турции произошло еще одно мощное землетрясение, но оно таким разрушительным не было. Особо отметим следующие политические моменты, связанные с ликвидацией последствий ЧС в рассматриваемом регионе:

  1. Остро складывается ситуация в Сирии. Дело в том, что на контролируемые Б.Асадом территории спасательные миссии со всего мира не едут. Из-за этого поддержка пострадавших сирийцев остается куда более ограниченной. Впрочем, Дамаск и сам не запрашивал о помощи, и урон от землетрясений там все же не такой разрушительный. Но деньги ему Пекин в качестве помощи все же отправил. Также гуманитарные грузы направил в Сирию Израиль. Россия же участвует в помощи непосредственно. Сирийский официоз сетует на избирательность, с которой международное сообщество подходит к устранению последствий природной катастрофы на территории САР, поскольку бОльшая часть денежных средств, все оборудование были отправлены в Турцию из Европы и из США. А в Сирию из Европы почти ничего. Запад волнует ситуация только тех анклавов, которые контролируются враждебными Дамаску военизированными формированиями.
  2. Турции помогают почти все: и западные страны, и Россия, и Китай. О готовности помочь заявил даже министр иностранных дел Армении А.Мирзоян, а ведь, мягко говоря, о сложных отношениях Еревана и Анкары общеизвестно. Власти Турции столкнулись с критикой на фоне землетрясения, в результате которого погибли сотни человек. Сейсмологи напомнили руководству страны, что неоднократно предупреждали его о рисках катастрофы, однако их игнорировали на разных уровнях. Не менее серьезное предвыборное звучание произошедшей трагедии придало то, что оппозиция в Великом национальном собрании (парламенте) Турции раньше пыталась создать основу для предупреждения таких бедствий, но безрезультатно. Эксперты говорят, что произошедшее путает расчеты президента Р.Т.Эрдогана.
  3. За время гражданской войны тема поддержки мирного населения Сирии редко выходила за пределы политики. По мере восстановления контроля над территорией страны президентский дворец в Дамаске все уверенней настаивал на том, чтобы вопрос гуманитарной помощи разрешался централизованно, через него. США и их союзники, в свою очередь, отказывали сирийскому правительству не только в праве заниматься решением таких проблем, но и в самой способности распределять грузы прозрачно и справедливо. В связи с этим в рамках западного дискурса о гуманитарном транзите все отчетливее был заметен перекос в пользу неправительственных районов, существующих в полуавтономном режиме.
  4. На фоне приближающихся всеобщих выборов политическую плоскость трагедии придает то, что в течение последних лет парламентская оппозиция в лице Народно-республиканской партии и представляющей интересы курдов Партии демократии народов пыталась провести законодательную инициативу о формировании специальной комиссии по землетрясениям. Представители оппозиции особо подчеркивали, что после катастрофы 1999 года были собраны большие средства, но не было сделано ничего для укрепления инфраструктуры. Более того, критики власти апеллировали к тому, что при ее молчаливом согласии возникают самовольные, нелицензионные постройки, которые не отвечают базовым правилам техники безопасности. За это время оппозиции ничего добиться не удалось. Соратники Эрдогана препятствовали и ссылались на то, что отказ носит процедурный характер и что землетрясения не могут быть инструментом политической борьбы.
  5. Произошедшее может повлиять на решение Р.Т.Эрдогана по поводу старта сухопутного этапа специальной военной операции в Сирии. Землетрясение не отменяет полностью такую возможность, но оно может заставить Р.Т.Эрдогана передумать, потому что сейчас самое главное – преодолеть последствия катастрофы. Для юго-востока Турции и соседних с Сирией районов главное не проблема терроризма или курдских формирований, а разрешение гуманитарного кризиса. Если Анкара инициирует крупномасштабную специальную военную операцию, то это может негативным образом повлиять на настроения людей не только в зоне землетрясения, но и всего общества, которое сконцентрировано преимущественно на ситуации у себя дома. Р.Т.Эрдогану это политически невыгодно: сухопутная операция в Сирии могла бы мобилизовать националистов, но вместо этого турецкому лидеру теперь придется формулировать планы экономической помощи.