- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Популизм как основа стратегии Р.Т.Эрдогана: фактор землетрясений в южных и юго-восточных провинциях Турции

Последствия двух землетрясений в Турции, случившиеся 6 февраля, могут изменить политическую ситуацию. До этой природной катастрофы положение напоминало весы в состоянии равновесия: осенью они имели небольшие постоянные отклонения то в одну сторону, то в другую. Фактор землетрясений может стать для одного из центров силы реальным шансом для убеждения электората. В данной статье эту ситуацию мы рассмотрим с точки зрения позиций Р.Т.Эрдогана и Партии справедливости и развития (AKP).

Мы предполагаем, что последствия природной катастрофы могут активизировать популизм правящей партии. Перед тем как рассмотреть этот сценарий, мы обратимся к самому понятию. Необходимость связана с тем, что мы используем такое содержание термина, которое отличается от бытового представления. Мы понимаем популизм как политическую технологию и картину мира, которая активизирует культурный, социальный, политический, экономический раскол между «элитами» и «народом». Традиционно последние два участника указываются в кавычках, так как имеют новое прочтение в условиях популизма. Под первым понятием понимают как совокупность личностей, институтов, организаций, которая нацелена на защиту существующего политического порядка, так и систему ценностей, поддерживающую его. Второе понятие рассматривается как часть общества, которая оказывается обделенной и даже пострадавшей от функционирования этого порядка. На эту трансформацию указывает появление ранее непроявляющихся расколов с участием новых партий и ранее неактивных в политическом смысле сегментов общества. Популизмом не является обычное воззвание к населению и направление обещаний в его адрес, потому что это явление в современном смысле меняет классическое значение терминов и создает новое концептуальное ядро.

В практическом смысле это оказывается важным фактом, так как этот сдвиг определяет изменение политического мышления электората. Рождается новый тип политиков, которым удается установить контакт с разочарованной частью общества. В свою очередь, во многих государствах, в том числе и в Турции, отмечается тотальное изменение системы, которое невозможно связывать только с традиционной для всех политиков реализацией функции коммуникации.

Мы считаем Реджепа Таййипа Эрдогана популистом именно в этом смысле, так как он создал новое содержание турецкой политики. Популизм исторически является ядром коммуникации президента Турции. Благодаря ему были сформированы основные характерные черты его политики. Именно популизм позволил Партии справедливости и развития связать между собой электорат трех популярных в 1990-х партий: исламистской Партии благоденствия, светской Партии верного пути и популистской Партии отечества. Эффект политики Эрдогана проявляется в том, что существует высокая степень наличия электората, привязанного только к AKP. Важность этой характеристики выражается тем, что это снижает издержки негативных трендов: рейтинг правящей партии падает не так быстро, как это могло бы быть при наличии политика другого типа.

Мы ожидаем, что ситуация после землетрясений может создать плодотворную основу для популизма Эрдогана. Его схему можно продемонстрировать следующим образом: защита уязвимого населения, социальная составляющая, выражение исламских ценностей, предоставление льгот для ядерного электората. Зона землятресения позволяет использовать эти инструменты, так как 7 провинций из 10 являются электоральной базой Народной коалиции. Даже несмотря на тренд снижения поддержки Партии справедливости и развития суммарный рейтинг в большинстве провинций либо превышает 50%, либо находится в этом районе. Это указывает на то, что 1) население в этом регионе привыкло к этому курсу, 2) ожидает от правящей партии именно такого характера политики. Из-за масштабности разрушений процесс приобрел психологическое содержание. Это же идеальная среда для популизма Эрдогана, который нацелен на эмоции.

Эрдогану важно наличие условий, в которых он может продемонстрировать свои лидерские качества. В такой ситуации, когда необходимо наличие личного доверия между политиком и обществом и когда экстраординарное положение требует экстраординарных решений, Эрдоган выгодно отличается от оппозиции. Последняя по разным причинам не имеет такого единоличного лидера как нынешний турецкий президент. Поэтому в этом смысле мы видим наличие уникального шанса для типа харизматичных политиков. Однако мы отмечаем риски для использования этого козыря. Они связаны с тем, что до 6 февраля доверие к Эрдогану в обществе уже было пошатнувшимся. Поэтому есть риск того, что неэффективное управление этой ситуацией помешает формированию устойчивого образа героя и спасителя.

Таким образом, на основе вышеизложенного мы пришли к следующим выводам.