- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О причинах, приведших к росту государственного долга Пакистана

Как указывают эксперты Исламабадского университета, в настоящее время Пакистан находится в тяжелой долговой ловушке, которая в декабре 2022 года составляла около 72% ВВП. В настоящее время общий долг и обязательства составляли 60 трлн пакистанских рупий. За последние два десятилетия наблюдался гигантский рост валового государственного долга, который  увеличился на 1500%.  История задолженности начинается в 1950-х годах, когда Пакистан обратился во Всемирный банк и МВФ. С 1950 по 2014 год Всемирный банк предоставил 310 кредитов на 40 млрд долларов США, из которых 39% были целевыми, а 61% — программными. В то время как программа МВФ распределила 4 273 000 млн SDR (специальных прав заимствования) с 1958 года в рамках своих 22 программ, Исламский банк развития предоставил 37 млрд долларов США с 1966 года. Но на сегодня Китай является крупнейшим поставщиком кредитов, на долю которого приходится 30% от общего долга. Основная проблема при этом заключается не просто в получении кредитов, а в пагубной практике практически всех правительств Пакистана брать кредиты ради возврата предыдущих кредитов. Это реальная проблема в Пакистане, где в настоящее время 85%кредитов являются непроектными кредитами, которые фактически препятствуют экономическому росту. Правительство должно выплачивать проценты по этим непроектным кредитам, которые в конечном итоге ставят на карту экономическое развитие страны.

Возникает вопрос, что делать, чтобы выйти из этой долговой ловушки?

  1. Прекратить субсидии и сосредоточиться на целевых субсидиях для бедных. Например, в 2022-2023 финансовом году были предоставлены субсидии в размере 699 млрд рупий. Он включал 490 млрд рупий только для энергетического сектора. За последние 6 месяцев доходы Пакистана от железных дорог составили 28 млрд рупий, а расходы – 53 млрд рупий. Чтобы начать сокращать объемы субсидий, что является главным условием получения 1 млрд долларов США от МВФ, требуется энергичная приватизации таких секторов, как пакистанские железные дороги, пакистанские сталелитейные заводы и другие отрасли, которые находятся в убытке,
    2. Отказ от политики кумовства и кланового представительства элит в государственной системе страны. Этот фактор присутствует в каждом учреждении, и особенно заметен в парламенте как основной группе давления и лоббирования. Клановые интересы не допускают формулирования какой-либо политики’ противоречащей их интересам. Согласно отчету ПРООН, «привилегии элиты» в Пакистане обошлись экономике в 17,4 млрд долларов США. UNDR отмечает, что 20% самых богатых в Пакистане владеют 50% национального дохода, в то время как у самых бедных 20% всего 7%. Далее подсчитано, что 37% государственных расходов приносят пользу только той или иной группе элит. 1% феодальных семей владеет 22% пахотных земель. В то время как ПРООН заявляет, что 6% экономических привилегий государства предназначены исключительно для «кормления» элит за счет «льготной оптимизации» налогов. Эти льготы нанесли ущерб сборам налоговой системы, которые в настоящее время составляют всего 9% от ВВП. Согласно анализу Всемирного банка, Пакистан должен увеличить свой налоговый GDO до 17%, если идет речь об  устойчивом экономическом восстановлении, для чего ужесточение  рамок налогообложения элиты является обязательным условием. В то же время, в 2010-2011 гг. МВФ заявил, что экономика Пакистана имеет потенциал для сбора 22,3% налогов к ВВП. Между тем, несмотря на существующие льготы разным группам населения и элит в размере 17,4 млрд долларов США, пакистанские правительства снова и снова объявляют о налоговых льготах для жилищного и строительного секторов, которые является наиболее важным компонентом налоговой системы страны. Предыдущее правительство Имрана Хана объявило, что тех, кто хочет инвестировать в этот сектор, не будут спрашивать об источнике их денег.
  2. Увеличение экспорта и сокращение дефицита торгового баланса. В настоящее время дефицит торгового баланса страны составляет 49 млрд долларов США. По иронии судьбы, Пакистан, обладающий плодородными землями и известная как сельскохозяйственная страна, ежегодно импортирует продовольственных товаров на 8 млрд долларов. Существует серьезная проблема для решения проблем экспорта, таких как: отсутствие фиксированной цены на энергоносители, законы, связанные с ПИИ, прекращение защищенного рынка для продажи товаров местными компаниями и начало конкуренции между ними и т.д. При наличии такого гигантского торгового дефицита сокращение размера долговой нагрузки останется мечтой.
  3. Демографическая бомба. Население страны увеличивается на 5,5 млн человек каждый год при росте на 2,4%. По оценкам, оно увеличится до 300 млн к 2030 году и 403 млн к 2050 году с нынешнего населения в 208 млн. Этот тренд несет в себе серьезные риски. Перенаселение разрушает всякое экономическое планирование, спрос и предложение, увеличивает потребности в продовольствии и пресной воде, и это вызывает инфляционное давление. К сожалению, у правительства нет стратегии в рамках формирования эффективной политики для контроля над ростом населения. До тех пор, пока  она не будет выработана, страна будет продолжать оставаться в ловушке порочного круга задолженности.
  4. Плохое управление и коррупция. Согласно Transparency international, Пакистан занимает 140/180 место в индексе коррупции. К сожалению, национальный Институт борьбы с коррупцией (NAB) стал фактором политической виктимизации (т. е. сведения счетов между элитами), вместо того, чтобы сосредоточиться на искоренении хищений. Более того, многие проекты развития не завершаются ежегодно и продолжаются годами, что в конечном итоге обходится дороже для бюджета. При этом качество этих проектов оставалось неудовлетворительным. Например, во время недавнего наводнения многие недавно построенные плотины, особенно в провинции Белуджистан, были легко сметены паводковыми водами. Экс-министр финансов Мифтах Исмаил пишет, что на 2 газовых месторождениях в Суи потеря неучтенного газа (UFG) является огромной проблемой, которая приводит к потере 2 млн долларов ежемесячно. При этом даже неизвестно, связаны ли эти потери с банальной кражей или просто утечкой. Он также утверждает, что энергогенерирующие компании не смогли получить оплату 17% счетов. Это означает, что 34% электроэнергии теряется или похищается. Еще одна проблема – дефицит  твердой валюты, в то время как с другой стороны огромные объемы валюты контрабандно вывозится в Афганистан.  Агентство Bloomberg указывает, что каждый день в Афганистан контрабандой вывозится 5 млн долларов.