- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О роли племенного фактора в военно-политических конфликтах в Йемене. Часть 1

Продолжающийся в течение восьми лет масштабный конфликт в Йемене является одной из главных болевых точек современного Ближнего Востока. Данный конфликт носит многослойный характер.

Во-первых, он отражает борьбу Северного Йемена с Южным при доминировании движения хоуситов на севере страны.

Во-вторых, противоборство Саудовской Аравии и ОАЭ с хоуситским движением за контроль над Йеменом.

В-третьих, региональное соперничество между КСА и Ираном.

В-четвертых, конфликт между центральными властями Йемена и южнойеменскими сепаратистами.

Война в Йемене, продолжающаяся  восемь лет, нанесла огромный ущерб этой беднейшей арабской стране. Ее результатами стали гибель сотен тысяч людей, гуманитарная катастрофа, разрушение йеменской инфраструктуры и экономики. Тем не менее, мирное разрешение конфликта пока не просматривается. Огромную роль в социальной структуре Йемена играет племенной фактор. Без учета роли племен зачастую очень сложно понять меняющиеся альянсы, влияющие на ход конфликта. Таким образом, изучение племенного аспекта приобретает значительную роль. На сайте  Sanaa Center был опубликован доклад йеменской исследовательницы Рим Мугайед «Племена и государства в Йемене», проливающий свет на многие скрытые аспекты этой войны (1).

Йеменский эксперт начинает доклад с исторической ретроспективы изучения роли племен в строительстве йеменского государства. Племенная карта Йемена менялась в ходе истории этой страны. Племенные конфедерации то расширялись, то приходили в упадок или совсем угасали. При этом их отдельные ветви примыкали к другим племенам и федерациям. В настоящее время в Йемене присутствуют пять племенных конфедераций. Наиболее крупными являются Хашид и Бакиль на севере страны. Они населяют территории к северу от столицы Саны, провинции Саада, Джауф, Амран и часть провинции Маариб. Остальные племенные объединения – Мадхадж, Химьяр и Кинда. В стране существуют районы, где племенная идентичность не играет большой роли. Это города Таиз и Аден.

В свою очередь племя (кабиля) подразделяется на субплеменные части (фахд). Например, федерация Хашид состоит из четырех основных племен: Аль-Усаймат, Адхар, Бани-Сурайф и Хареф. Конфедерация Бакиль состоит из 31 племени, в рамках которых выделяются племенные объединения Дахм (8 племен) и Ваэль (7 племен). В рамках федерации Мадхадж основным племенем является Мурад, населяющее провинции Маариб и Аль-Бейда. В свою очередь Мурад подразделяется на ветви Талья, Валид Джамиль и Аль-Хада. Племена различаются по своей демографии, политической, социальной и экономической роли. Значительным фактором раздела являются и религиозные различия по линии: шииты-зейдиты/сунниты-шафииты. Зейдиты проживают в гористых районах провинций Сана, Саада, Хаджа Аль-Джауф, Амран и Маариб. Сунниты-шафииты населяют равнинные местности. Они принадлежат в основном к племенным федерациям Мадхадж, Химьяр и Хадрамаут. Хотя существуют и исключения. Например, столица страны Сана до сих пор является городом с преимущественно суннитским населением.

Османская Империя неоднократно пыталась завоевать Йемен. Второй период османского владычества в Северном Йемене длился с 1872 по 1911 годы. Османские власти контролировали центральные части страны – Тихаму и Таиз, где они ввели налогообложение и призыв в армию. В то же время им не удалось полностью подчинить северные горные регионы, где зейдитские имамы и племена то восставали против турецкой власти, то сотрудничали с ней. В 1904 году имам Яья бен Хамидаддин поднял последнее восстание против османского владычества. Несколько лет вооруженной борьбы изнурили турецкую армию. В 1911 году был подписан договор в Даане. Согласно нему, имамы признали формальную юрисдикцию Османской Империи, а турецкое правительство – власть имама над зейдитами. Было решено установить мир на десять лет, в течение которых должно было создано современное йеменское государство под турецким протекторатом. Однако поражение Османской Империи в Первой мировой войне спутало все карты. На севере страны было создано королевство Мутеваккилей, правителем которого стал имам Яхья. Яхья происходил из семьи Хашимитов и являлся потомком Пророка Мухаммеда (сейидом), что гарантировало его право власти над зейдитами.

Племена поддерживали Яхью в освободительной войне, но затем их отношения стали портиться. Первым поводом к недовольству стало заключение договора в Даане без консультации с племенными шейхами. Вторым аспектом недовольства стало то, что племена рассматривали себя в качестве соратников имама, а не его подданных. В частности, племенные шейхи претендовали на то, чтобы самим собирать налоги на своих землях. Об этом хорошо писал в своих мемуарах шейх Хашид Абдалла бен Хусейн аль-Ахмар (1933-2007 гг.). В своих попытках централизовать страну Яхья нанес племенам ряд военных поражений: над племенем Аль-Макатира в 1920 г, над федерацией Хашид в 1922 г. и над племенами провинции Аль-Джауф в 1925 году. В 1928 г. имам Яхья ввел систему, согласно который каждый фахд (субплемя) должен был посылать к его двору двух заложников, что гарантировало племенную лояльность. После военных побед и введения системы заложников оппозиция имамату пошла на спад. Тем не менее, племена неоднократно бросали вызов монарху. В 1948 г. произошла попытка конституционной революции, в ходе которой были убиты имам Яхья и два его сына. Мятеж подняли военный лидер Абдалла аль-Вазир и шейх племени Мурад Али бен Насер аль-Кардаи. Сыну Яхьи имаму Ахмеду (прозвище – Ахмед Дьявол) удалось подавить восстание, призвав на помощь племена, жившие в окрестностях Саны и враждебные Мурад. После победы столица Йемена была наказана. Яхья на несколько дней отдал Сану на разграбление племенному ополчению, затем столица была перенесена в безопасный Таиз. В 1959 г. последовала вторая попытка переворота. При ее подавлении был казнен знаменитый шейх федерации Хашид Хусейн бен Насер аль-Ахмар. Отголоски этой расправы слышны до сих пор. Они во многом объясняют враждебность по отношению к хоуситам со стороны клана Аль-Ахмар, к которому принадлежат лидер партии «Ислах» шейх Хамид аль-Ахмар и генерал Али Мохсен аль-Ахмар.

Власть Мутеваккилей над Йеменом была шаткой и непрочной. Помимо племенной фронды здесь сыграла свою роль неспособность имамов наладить эффективное управление. В стране отсутствовали современные институты. Министерство финансов было создано только в 1948 г., а Министерство здравоохранения – в 1957 г., причем в нем работали только трое чиновников. 18 сентября 1962 года в Йемене произошла республиканская революция, свергнувшая последнего имама Бадра бен Ахмеда. К власти пришли армейские круги, вдохновлявшиеся идеями Движения свободных офицеров в Египте: насеризма и арабского национализма. Президент Египта Гамаль Абдель Насер оказал йеменским республиканцам всемерную помощь, направив в эту страну военный контингент. Египетские войска участвовали в йеменской гражданской войне 1962-1970 гг. Племена также приняли участие в этом конфликте, причем по обе стороны баррикад. Шафиитские племена, такие как Мурад, присоединились к революционерам. На сторону республиканцев встало и объединение Хашид во главе с шейхом Абдаллой бен Хусейном аль-Ахмаром. Определяющим фактором стала кровная месть за отца. В то же время зейдитская федерация Бакиль развернула вооруженное сопротивление новому правительству, поддержанное КСА. Некоторые племена в ходе войны меняли фронт, вставая на сторону то монархистов, то республиканцев в надежде получить больше денег и оружия.

Племенные отряды стали влиятельной частью республиканской армии. Например, из их представителей была сформирована «Бригада освобождения» численностью в 5 тысяч человек, интегрированная в 1964 г. в состав регулярной армии. Другие сражались в составе племенных ополчений: ополчения Хашид и иррегулярных отрядов племени Аль-Хадда численностью в 1900 человек. Племена играли значительную роль в попытках достичь мирное урегулирование конфликта, используя традиционное право и посреднические усилия. Во время гражданской войны прошли три конференции по национальному примирению. Конференция в Амране, прошедшая в 1963 г., в которой участвовали монархисты и республиканцы должна была определить участие египетской армии в конфликте. Египтяне часто вели себя как оккупанты и пользовались недоброй славой у местного населения. Переговоры в Хамире в мае 1965 г. были направлены на достижение мира между йеменскими фракциями. Конференция в Таизе в августе того же года привлекла к участию монархистов и республиканцев, вступивших в прямые переговоры. Эти мероприятия привели к усилению влияния племен. В числе решений Амранской конференции было формирование Народной армии, которая должна была воевать на стороне республиканской национальной армии и заместить египетский военный контингент. Эта армия численностью в 28 тысяч человек находилась под командованием племенных шейхов. На деле оно способствовало ослаблению регулярной армии, так как бойцы Народной армии подчинялись не офицерам, а племенным авторитетам. Через месяц после революции был сформирован Высший совет племенных шейхов, трансформировавшийся в 1963 г. в Совет Шуры, ставший верхней палатой республиканского парламента. Он оказал большое влияние на составление проекта республиканской конституции 1965 г., который в 1970 г. лег в основу Конституции Йеменской Арабской Республики (ЙАР). Таким образом, гражданская война способствовала усилению влияния племенных шейхов на политику государства.

Со временем в рамках Совета революционного командования (СРК), пришедшего к власти в ходе революции 1962 г., оформились два течения: модернистское и традиционалистское. В модернистское течение входили сторонники левой и националистической идеологии, значительная часть офицерского корпуса и образованного среднего класса. К традиционалистам примкнули исламисты (сторонники движения «Братья-мусульмане»), правые, племенная аристократия, исламское духовенство, феодалы.  Племенным шейхам удалось сначала склонить модернистов к уступкам, а затем и вовсе отстранить их от власти. Высший совет племенных шейхов (другое название – Высший совет национальной обороны), сформированный в октябре 1962 г. включал в себя 180 шейхов племен. В апреле 1963 г. был организован Президентский совет, в котором племенная аристократия также получила представительство. Во время гражданской войны правительство заключило с шейхами соглашение, позволившее последним собирать налоги на своей территории, оставляя 10% на свои нужды. Каждый член Высшего совета получал месячную зарплату в размере 850 йеменских риалов (350 долларов США), неплохую по меркам того времени сумму. Таким образом, племенные шейхи вошли в систему государственного управления не как рядовые, а как привилегированные граждане.

В то же время многие левые революционеры изначально выступали за ограничение власти племенных шейхов, видя в ней «феодальные пережитки». Их лидер фельдмаршал Абдалла аль-Салляль, первый президент Северного Йемена, вынужден был уйти в отставку под давлением традиционалистов осенью 1967 г. Тогда же из Йемена был выведен египетский военный контингент. Новым президентом страны стал судья Абдуррахман аль-Эрьяни. Он исполнял эту должность до 1974 г. Однако консерваторам он показался недостаточно близкой фигурой. В 1974 г. он вынужден был уйти в отставку под давлением традиционалистских элементов, особенно шейха Хашид Абдаллы бен Хусейна аль-Ахмара и шейха Бакиль Синана Абу Лахума. В своих мемуарах шейх Абу Лахум писал о том, что пригрозил аль-Эрьяни: в случае, если он не уйдет в отставку, племенное ополчение будет штурмовать Сану. Особое недовольство у племенной верхушки вызвала близость аль-Эрьяни к левым партиям. Он назначил премьер-министром ЙАР Мохсена аль-Айни, близкого к партии Баас. Новый премьер выступал за централизацию Йемена и ограничение власти племенных шейхов.

 

  1. Tribes and the State in Yemen — Sana’a Center For Strategic Studies (sanaacenter.org) [1]