- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О модернизационных процессах в ядерных силах Пакистана. Часть 2

Атомная промышленность

Сегодня ядерный потенциал Пакистана оценивается ориентировочно в 165 боеголовок, из которых развернуто порядка 154. Пакистанский арсенал продолжает расти и, по прогнозам экспертов, к 2025 году может преодолеть порог в 200 боеголовок, при условии сохранения текущих темпов наращивания. Официально Исламабад не распространяется о размере своего арсенала, вся имеющаяся информация строится на спекуляциях экспертов, основывающихся на информации из открытых источников, таких как:

– спутниковые снимки;

– открытая информация о пакистанских ядерных объектах, на которых могут производиться расщепляющиеся материалы;

– новости о разработке, испытаниях и развертывании новых средств доставки.

За почти семьдесят лет существования ядерной программы Пакистан сформировал четко организованный комплекс по производству расщепляющихся материалов, которые необходимы для производства ядерного оружия. Комплекс этот продолжает расширяться. В производственный цикл входят заводы по обогащению урана в Кахуте и в Гадвале, активно развивается комплекс Хушаб, где за последние 10 лет ввели в работу три новых тяжеловодных реактора. Также функционирует и расширяется завод по переработке ядерного топлива и извлечению плутония в Нилоре, работает завод по переработке в Чашме.

Эти и другие объекты предоставляют Пакистану оружейные уран и плутоний. По прошлогодним оценкам Международной группы экспертов по расщепляющимся материалам, в распоряжении Пакистана находится около 4900 кг оружейного урана и порядка 410 кг оружейного плутония, чего в теории достаточно для производства от 285 до 342 боеголовок. Однако это только в теории, цифры выходят слишком завышенными, поскольку на практике необходимо учитывать гораздо больший объем факторов, нежели только количество материала, а именно:

– качество материала;

– состояние производственных мощностей, занятых в изготовлении боеголовок;

– тип и структуру боеголовки;

– количество пусковых установок, способных нести ядерное оружие;

– количество пусковых установок двойного назначения;

– изменения ядерной доктрины и стратегии и политические решения;

– темпы и объемы наращивания ядерного потенциала противником.

Широкой общественности мало что известно о производстве боеголовок, однако на протяжении длительного времени эксперты предполагают, что боеголовки производят на одном из заводов боеприпасов, неподалеку от города Вах, к северо-западу от столицы.

Что можно сказать о средствах доставки? В случае Пакистана – это ракеты, способные нести ядерную «начинку», и мобильные пусковые системы. Их производство налажено в Национальном оборонном комплексе, расположенном в Кала Читта Дахр. Предположительное расположение объектов также определяется на основании спутниковых снимков. Так, эксперты по разведке по открытым источникам (OSINT) заключили, что комплекс состоит из двух секций, одна из которых, предположительно, занимается разработкой, производством и испытательным запуском ракет и ракетных двигателей, а вторая – производством подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК).

Спутниковые снимки позволяют сделать ряд предположений о наличии пусковых установок для баллистических ракет серии «Шахин» и крылатых ракет «Бабур». За последние 10 лет участок значительно вырос за счет нескольких новых зданий, предположительно, задействованных в производстве пусковых установок, и расширение продолжается. Прочие объекты, которые гипотетически могут быть заняты в производстве и техническом обслуживании пусковых установок и ракет, возможно, располагаются вблизи Тарнавы и Таксилы.

Что касается политического фактора, важно отметить, что пакистанский арсенал полностью нацелен на сдерживание Индии, поэтому в определенном смысле пакистанская военная ядерная программа находится в прямой зависимости от решений, которые принимают в Нью-Дели. В свою очередь, индийский курс отчасти определяется в Пекине. Принимая во внимание все перечисленные выше факторы, директор проекта ядерной информации Федерации американских ученых Ганс М. Кристенсен и его коллеги предполагают, что в настоящее время при фокусировании всех усилий на производстве Пакистан в состоянии изготавливать  от 14 до 27 боеголовок в год, однако в среднем производит от 5 до 10, по мере необходимости.

Авиация

Основными средствами доставки ядерного оружия в воздушном компоненте триады пакистанских ядерных сил могут послужить самолеты «Мираж» III и V. Считается, что «Мираж» V в случае нанесения ядерного удара будет вооружен ядерными гравитационными бомбами, в то время как «Мираж» III ранее был замечен в испытаниях крылатых ракет «Раад» первой и второй серий.

В отношении дальнейшего развития воздушного компонента триады существует несколько версий, первым и наиболее очевидным вариантом будет переход от устаревающих «Миражей» на китайско-пакистанские JF-17, которые, по оценкам пакистанских экспертов, могут нести как ядерный, так и неядерный боезапас. Изначально предполагалось, что JF-17 должны будут заменить собой американские F-16.

Второй кандидат на замену «Миражей» – это уже упомянутый F-16, который эксперты рассматривают как менее вероятную, но теоретически возможную замену. Официально американский истребитель не предназначен для доставки ядерного оружия, и Пакистану запрещено самостоятельно модифицировать самолеты, поставленные после 1989 года, без уведомления США. Договоренности договоренностями, но уже неоднократно появлялась информация о том, что пакистанские авиаконструкторы предпринимали попытки разработать модификации, позволяющие истребителю нести ядерное оружие. Такой вариант считается маловероятным, но не стоит списывать его со счетов.