- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О переговорах Саудовской Аравии с йеменскими хоуситами при посредничестве Омана. Часть 1

В феврале с. г. Abaad Studies & Research Center (Йемен) опубликовал доклад, в котором  рассматриваются переговоры Саудовской Аравии с йеменскими хоуситами при посредничестве Омана и шансы успеха в свете новых изменений в рядах поддерживаемого Саудовской Аравией международно-признанного правительства и степени их значимости для усилий ООН и США по прекращению войны в Йемене.

В апреле 2022 года Организации Объединенных Наций удалось заключить перемирие между хоуситами, правительством Йемена и арабской коалицией, возглавляемой Саудовской Аравией. Перемирие длилось шесть месяцев и истекло 2 октября, когда попытки возобновить его потерпели неудачу. Недавние попытки, более того, успехи, были непредсказуемы и неочевидны для наблюдателей за ситуацией в Йемене. Впервые с 2015 года хоуситы согласились на прекращение огня, даже несмотря на то, что они не предприняли никаких практических шагов с точки зрения укрепления доверия с международно-признанным правительством, единственной просьбой которого является открытие главных дорог, ведущих в город Таиз. Чтобы согласиться на возобновление перемирия, хоуситы выдвинули несколько необоснованных и запоздалых требований, таких как выплата заработной платы работникам государственной службы, включая ополченцев этой вооруженной группы. С тех пор неофициальное прекращение огня соблюдалось без объявления официального перемирия. Боевые действия и авиаудары прекратились. Международный аэропорт Саны и порт Ходейда также функционируют. Хотя нет никаких сообщений о ракетных атаках или атаках беспилотников по всей границы с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, боевые действия время от времени вспыхивают на большинстве линий фронта в Йемене, но в меньшей степени, чем масштабы боевых действий в период до перемирия, даже если принять во внимание сообщения о нападениях хоуситов на нефтяные танкеры в странах-экспортерах нефти и порты на юге Йемена. Тем не менее, Йемен входит в число 10 конфликтных зон, требующих международного внимания.  Боевые действия не расширились после перемирия. По словам спецпосланника ООН по Йемену, «с тех пор, как перемирие впервые вступило в силу 2 апреля прошлого года, было совершено 97 рейсов туда и обратно и перевезено почти 50 000 пассажиров между Саной и Амманом, причем с момента истечения перемирия 2 октября 2022 года было выполнено 46 рейсов. Аналогичным образом, судно с топливом зашло в порт Ходейда, из которых 29 судов зашли с момента истечения перемирия.  Хуситы воспользовались продолжением неофициального перемирия, чтобы добиться прогресса в своих предварительных переговорах с КСА. Переговоры между двумя сторонами начались до объявления перемирия в апреле 2022 и значительно возрос после перемирия. Саудовская Аравия, которая возглавляет коалицию против хоуситов с 2015 года, стремится выйти из войны в Йемене и уберечь страну от иранского влияния. Однако эта последняя цель далека от безрисковой из-за отсутствия инструмента для измерения степени удаленности хоуситов от их иранских покровителей.

Предпосылки консультаций между Саудовской Аравией и хуситами (2015-2021)

Неспособность возобновить перемирие при посредничестве ООН вызвала волну разочарования среди йеменцев, особенно жителей Таиза, которые надеялись, что переговоры снимут осаду, в дополнение к выплате заработной платы работникам государственного сектора в стране, которые годами не получали зарплату в районах, контролируемых хоуситами. Специальный посланник генерального секретаря ООН по Йемену Ханс Грундберг отмечает, что переговоры будут продолжены, несмотря на неудачу с возобновлением перемирия. Возможно, отказ хоуситов возобновить перемирие под эгидой ООН продиктован желанием расширить рамки закулисных переговоров с саудовцами под эгидой Султаната Оман. Однако консультации Саудовской Аравии с хоуситами не являются беспрецедентными. На протяжении всей войны, между саудовцами и хоуситами существовали открытые каналы связи, которые в разное время колебались между активностью и пассивностью. Масштабы этих консультаций варьировались от обмена пленными до обеспечения спокойствия на границах. Обе стороны ранее договорились в «Соглашении Дахран аль-Джануб» в 2016 году в попытке ослабить напряженность на границах и достигли перемирия, которое длилось три месяца. Эти консультации стали первыми прямыми переговорами между саудовцами и хоуситами, которых обвиняют в получении поддержки от Ирана, чтобы создавать напряжение  Саудовской Аравии вдоль ее границы. Саудовцы принимали непосредственное участие в военной кампании йеменского правительства против хоуситов во время наступления 2009 года, которое было последним по времени из серии правительственных военных кампаний, периодически проводившихся в период с 2004 по 2010 год. Аналогичным образом, прямые переговоры между хоуситами и международно-признанным правительством были проведены в Кувейте. Для хоуситов «Соглашение Дахран аль-Джануб» было лучшим соглашением, заключенным с марта 2015 года, когда были начаты операции арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией против них. Несмотря на крах «Соглашения Дахран аль-Джануб», взаимные контакты между двумя сторонами не прекращались, поскольку каждая из них «держала открытое окно» для диалога. В 2019 году хоуситы и саудовцы вновь вступили в контакт после более чем двухлетнего застоя после нападений хоуситов на нефтяные объекты в Абкаике и Хурайсе,  в которых был обвинен Иран, в то время как хоуситы взяли на себя ответственность. Вскоре после этих атак хоуситы освободили около 300 задержанных, в том числе трех саудовцев, в то время как возглавляемая Саудовской Аравией коалиция объявила о приостановке своих воздушных налетов. Переговоры в то время касались предварительных вопросов, таких как возобновление работы международного аэропорта Саны, который был закрыт коалицией во главе с КСА в 2016 году, беспрепятственный импорт топлива через порт Ходейда и создание буферной зоны вдоль йеменско-саудовской границы в районах, контролируемых хоуситами.  В начале 2021 года Саудовская Аравия выступила с инициативой, которая предусматривала возобновление политических переговоров между поддерживаемым Саудовской Аравией правительством президента Абд Раббо Мансура Хади и хоуситами под эгидой Организации Объединенных Наций, коалиция во главе с Саудовской Аравией обязалась разрешить заход нефтяных танкеров в порт Ходейда на западе Йемена и возобновление работы главного аэропорта страны в Сане для конкретных направлений. Хоуситы отвергли эту саудовскую инициативу, которая была выдвинута при посредничестве Султаната Оман, и потребовали полного открытия аэропорта Саны и порта Ходейда. Инициатива Эр-Рияда была продиктована опасениями по поводу массированного военного наступления хоуситов на стратегическую мухафазу (провинцию) Мариб на востоке страны, которую они надеялись контролировать, но к концу года и в начале 2022 года правительству и лояльным силам удалось обезопасить мухафазу, сведя на нет большую часть завоеваний хоуситов в течение 2021 года. Эти сражения сильно истощили хоуситов в военном и финансовом отношении, помимо подрыва их популярности среди населения. В апреле 2022 года хоуситы согласились на поддержанное ООН перемирие, которое предполагало прекращение огня, открытие аэропорта Саны для определенных направлений, разрешение захода нефтяных танкеров в порт Ходейда и снятие хоуситской осады города Таиз. Перемирие подразумевало, что выплата заработной платы работникам государственного сектора в районах, контролируемых хоуситами, должна быть обсуждена на более позднем этапе. Исходя из вышесказанного, представляется, что переговоры не выходят за рамки вопросов, обсуждавшихся на секретных переговорах, которые были начаты в 2016 году и продолжались до 2022 года, однако они либо охватывали новые вопросы, либо ограничивались старыми вопросами, а именно: создание буферной зоны на саудовско-йеменской границе, прекращение пересечения- нападения на границе, отмена запрета на полеты в международный аэропорт Саны, неограниченные поставки топлива в порт Ходейда без применения мер контроля и инспекции ООН и выплата заработной платы государственным служащим.

Буферная зона и гарантии в отношении оружия.

Хоуситы утверждают, что саудовские переговорщики подняли вопрос о создании буферной зоны и что саудовцы указали, что 10-километровая буферная зона была предусмотрена демаркацией границы в рамках соглашения в Таифе и потребовали, чтобы оно было увеличено до 30-километровой буферной зоны. По словам хоуситов, на более позднем этапе саудовцы также потребовали долгосрочных гарантий относительно статуса тяжелого и дальнобойного оружия хоуситов и введения краткосрочных ограничений на численность сил.

Выплата заработной платы государственным служащим.

Государственным служащим выплачивается заработная плата в соответствии с платежными ведомостями за 2014 год. У хоуситов были свои собственные списки, в которые входили их собственные силы, но позже они согласились на оплату в соответствии с платежными ведомостями за 2014 год.

Повторное открытие дорог.

Ведутся разговоры об открытии всех дорог в несколько этапов. На втором этапе должны быть предоставлены гарантии ненападения для повторного открытия только прифронтовых дорог.

Политическое направление.

Ведутся дискуссии относительно национального диалога с участием йеменских партий под эгидой ООН, без указания того, какие партии будут участвовать или их уровня представительства. Как сообщается, диалог должен начаться после завершения вышеуказанных процедур. Диалог должен основываться на трех исходных положениях. Скорее, стороны должны договориться о точках отсчета, регулирующих диалог. Следует продвигать новую резолюцию Совета Безопасности ООН, поддерживающую этот путь, и она должна стать основой для консультаций. Такая новая резолюция не будет повторять тезис резолюции 2216, которая обязывает хоуситов сдать оружие и уйти из главных городов. Саудовская инициатива обещает включить хоуситов в переходный период, который должен заканчиваться проведением всеобщих выборов. Сами хоуситы отказались рассматривать  это предложение Саудовской Аравии.

В качестве посредника в этих непростых консультациях выступает Маскат.    Почему именно Султанат Оман? Султанат Оман выступал в качестве посредника между странами ССАГПЗ, европейцами и американцами в отношениях с вооруженной группировкой хоуситов, представительство которых находится в Маскате. Он также спонсировал секретные консультации между саудовцами и хоуситами. Дипломатическая роль Омана в Йемене восходит к ранним этапам операции «Решающий шторм», когда в мае 2015 года в Маскате состоялись мирные переговоры между американскими дипломатами и представителями хоуситов.  Помимо Ирана, Оман — единственная страна, имеющая отношения с группировкой хоуситов и, возможно, ограниченное влияние на нее. Руководство Омана рассматривает конструктивное взаимодействие с хоуситами как критически важное для его усилий по достижению успеха в качестве миротворца в Йеменн. На протяжении многих лет оманцы вели переговоры с хоуситами об освобождении удерживаемых ими западных заложников и предоставляли им  платформу для проведения переговоров с американскими дипломатами в Маскате.  Оман обычно брал на себя роль закулисного посредника с момента своего создания. Однако склонность Маската к сдержанному стилю ведения своей внешней политики в мягких тонах не следует неправильно понимать, как незаинтересованность страны в геополитических делах. Напротив, Оман внимательно следит за развитием событий в своих ближайших окрестностях и является активным игроком в региональной игре за власть — особенно в двух ключевых региональных конфликтах (Иран и Йемен), которые, вероятно, разразятся в 2023 году. Он оказывает прямое и косвенное влияние на вопросы, связанные с юго-восточными мухафазами вблизи его границ.

Взгляды действующих лиц на оманское посредничество

Мнение местных участников о посредничестве Омана: для хоуситов роль Омана в Йемен приветствуется до тех пор, пока он остается в рамках требований вооруженной группировки и предварительных условий для переговоров, особенно с учетом того, что Маскат служит штаб-квартирой специального отделения хоуситов и является пунктом назначения, куда эвакуируются для лечения их лидеры, получившие ранения в бою. Идентичные мнения были высказаны во время визита султана Хайтама бен Тарика в Эр-Рияд, в частности, о продолжении усилий обеих стран «по поиску всеобъемлющего политического решения йеменского кризиса на основе Инициативы Персидского залива 2011 года и дополнительного механизма реализации, результатов всеобъемлющей йеменской Конференции по национальному диалогу (2013), резолюции № 2216 Совета Безопасности ООН и инициативы Саудовской Аравии по прекращению йеменского кризиса». С тех пор военные и экономические отношения между двумя странами неуклонно укреплялись, а их общие интересы сближались. Однако Эр-Рияд и Маскат далеки от одинаковых взглядов по всем вопросам. На самом деле две монархии Персидского залива придерживаются различных взглядов на ситуацию в мухафазе Аль- Махра, расположенной на дальнем востоке Йемена. Маскат чувствителен к последствиям йеменских беспорядков перед объединением Йемена в 1990 году и их распространению на оманский Дофар. Саудовская Аравия держит войска в Аль-Махре, которые, как утверждают в Эр-Рияде, являются гарантами безопасности границы. В то время как администрация президента США Д.Трампа почти не использовала оманскую дипломатию в Йемене, а была больше сосредоточена на оказании помощи КСА в достижении его целей военным путем, администрация Дж.Байдена обращается к Оману как к миротворцу в Йемене. В 2016 году Маскат и администрация Б.Обамы совместно работали над объявлением инициативы по урегулированию в Йемене, известной как «Инициатива Керри», объявленная тогдашним госсекретарем США Джоном Керри, но она была отклонена йеменским правительством.