- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О международном сотрудничестве и развитии производства БПЛА в ОАЭ

Многолетние переговоры с Объединенными Арабскими Эмиратами о закупке дронов MQ-9B SeaGuardian находятся на продвинутой стадии, заявили руководители производителя General Atomics в интервью на выставке вооружений IDEX в Абу-Даби. Дэвид Александер, президент General Atomics Aeronautical Systems, заявил, что отношения, которые его компания поддерживает со страной Персидского залива, остаются постоянными: «Около 10 лет мы тесно сотрудничаем с ВВС Эмиратов, в первую очередь в рамках программы MQ-1, и ОАЭ проявляют интерес к приобретению некоторых других наших платформ, что позволило нам поддерживать с ними прочные и прочные отношения». Однако для таких изделий, как беспилотники MQ-1 или MQ-9B, может потребоваться длительный процесс получения одобрения и разрешения на экспорт. Первые могут собирать разведданные и выявлять угрозы, в то время как вторые рекламируются как ориентированные на море системы, обеспечивающие наблюдение и разведку. «Эмиратцы не могли вечно ждать принятия решений по экспортной политике США, поэтому тем временем они закупали оборудование у китайцев, Турции и других партнеров. Так было всегда. Нас это беспокоит? Я имею в виду, это конкуренция, но мы никоим образом не боимся конкуренции», — сказал Александер.  Два года назад ОАЭ отозвали свое письмо о принятии предложения после того, как администрация Дж.Байдена затормозила соглашение, ранее одобренное администрацией Д.Трампа относительно продажи высокоточного ударного оружия, истребителей F-35 и беспилотных летательных аппаратов MQ-9B. Но компания заявила, что переговоры по беспилотникам никогда не прекращались. «Переговоры с ОАЭ о приобретении MQ-9B SeaGuardians продолжаются и демонстрируют продолжающиеся признаки значительного прогресса», — заявил К.Марк Бринкли, представитель General Atomics. Учитывая значительный объем движения судов, проходящих через территориальные воды ОАЭ, эффективная и постоянная осведомленность о морской сфере имеет решающее значение для их безопасности. Официальные лица General Atomic надеются в этом году добиться прогресса в интеграции своих беспилотных летательных аппаратов с системами спутниковой связи на низкой околоземной орбите, что может снизить эксплуатационные расходы и уменьшить аппаратную нагрузку. Недавно General Atomics провела три успешных пробных полета MQ-9A, оснащенного системой LEO, в оценочной конфигурации. Хотя компания не раскрыла личность поставщика LEO, считается, что это Starlink Space X. «Следующим этапом [для этого] будет обеспечение пути интеграции системы в существующие парки Reaper, чтобы клиенты могли использовать ее в рабочем режиме», — сказал Бринкли, добавив, что представители компании уже предложили этот вариант нескольким клиентам.

От США не отстают и израильтяне. Глава Rafael Advanced Defense Systems Йоав Хар-Эвен присутствовал на церемонии открытия оружейной выставки в Абу-Даби и на конференции IDEX с израильскими и эмиратскими официальными лицами.  «Мы воодушевлены еще одним конкретным шагом в укреплении связей Rafael с ОАЭ. Теперь мы можем сказать, что благодаря этим первым инвестициям мы построили мост в Объединенные Арабские Эмираты и рады продолжать расширять отношения, которые были налажены до сих пор», — заявил Хар-Эвен. Известно, что Rafael Advanced Defense Systems открывает новый завод в ОАЭ. Персидский залив — новый рынок для Израиля после подписания  «Соглашений Авраама», в результате которых еврейское государство улучшило дипломатические отношения с несколькими арабскими странами. Компания также представит на IDEX свое высокоэнергетическое лазерное оружие Iron Beam. Технология, разработанная в Израиле, расширяет возможности системы противовоздушной обороны «Железный купол». Это будет первый раз, когда ОАЭ увидят новую лазерную систему. В прошлом году сообщалось, что ОАЭ стремятся приобрести систему ПВО Rafael Spyder. В компании сообщили, что Spyder получил модернизацию, «чтобы обеспечить возможность противодействия баллистическим ракетам за счет увеличенной дальности ракеты Derby LR».

Одновременно на  международной выставке вооружений IDEX эмиратский  конгломерат EDGE представил 11 новых беспилотных и автономных систем для разведки и нанесения ударов. 20 февраля, в день открытия Международной оборонной выставки и конференции (IDEX 2023), EDGE, в состав которого в настоящее время входят 20 различных технологических и охранных структур, представила большой ассортимент продукции «сделано в ОАЭ», в том числе множество самолетов для доставки грузов. Например, был представлен винтокрылый Airtruck, предназначенный для стратегической логистической поддержки, такой как снабжение войск в отдаленных местах, обеспечение медицинской эвакуации и разведки. Его полезная нагрузка составляет 500 кг, а максимальная дальность полета — 360 км при крейсерской скорости 120 км/час. За последнее десятилетие многие армии, особенно на Западе, в значительной степени заняли выжидательную позицию в отношении логистических дронов, спеша вместо этого покупать беспилотные боевые и разведывательные БПЛА,  но сегодня по-прежнему популярны новые методы пополнения запасов и боевой эвакуации. Теперь ряд новых систем заявляет, что они готовы к развертыванию. За последний год армия США экспериментировала с этой технологией, разработав полностью автономную версию вертолета Black Hawk. В контексте военной операции России на  Украине несколько производителей отправили грузовые беспилотники для поддержки украинских войск. В этом списке есть Великобритания, которая отправила тяжелый квадрокоптер Malloy T150, а американский производитель Aquiline, как сообщается, также поставил 40 поисково-спасательных беспилотников Spartacus Hurricane. Еще одним интересным проектом стал QX6-50, винтокрылый беспилотник. Новейшее дополнение к линейке QX, который производит EDGE — система способна перевозить полезную нагрузку весом 50 кг на расстояние до 200 км. EDGE также продемонстрировал новый боевой БПЛА Jeniah с максимальной грузоподъемностью боеприпаса 480 кг и способный развивать максимальную скорость 1000 км / час. Недавно EDGE приобрела контрольный пакет акций эстонской компании Milrem Robotics, которая представляет собой крупнейшую иностранную инвестицию в оборонную промышленность Эстонии. После этой сделки EDGE продемонстрировал два своих современных беспилотника: THeMIS Combat, который обеспечивает высокоточную прямую огневую поддержку маневренных подразделений, и THeMIS Observe, созданный для тактических разведывательных операций. Еще одна перспективная компания, к которой EDGE проявила интерес, — это  компания Sortie Cargo, базирующаяся в Италии. Стартап разрабатывает и производит беспилотники для быстрой доставки грузов в Италии. Умит Елкен, соучредитель компании, рассказал Defense News в интервью, что ОАЭ обратились к ним с просьбой о возможной покупке RUAV724. Завершается разработка окончательного прототипа этого грузового самолета большой дальности, в надежде, что в этом году он совершит свой первый испытательный полет. Умит Елкен заявил, что уникальность технологий Sortie Cargo заключается в сочетании ракетного двигателя и турбореактивного двигателя в их системах. Что касается оружия, представленного компанией EDGE, он сказал: «Многие из их дронов используют только турбореактивные двигатели, что приводит к более высокому расходу топлива и, таким образом, снижает возможности полезной нагрузки. Некоторым также требуется взлетно-посадочная полоса для взлета или посадки». В отличие от этого, RUAV 724 может быть развернут из любого места, развивая ту же максимальную скорость в 1000 километров в час, что и Jeniah, но с дальностью доставки более 2500 километров». Что касается морских платформ, EDGE в сотрудничестве с Abu Dhabi Ship Building разработала 170-метровый беспилотный надводный корабль (USV) Detector для наблюдения и разведки, а также обнаружения подводных мин. USV с дизельным двигателем может быть сконфигурирован как для пилотируемых, так и для беспилотных операций, работая в течение четырех часов подряд со скоростью до 40 узлов бесшумно в режиме электрической тяги.

Интересно, что во время неожиданного визита на IDEX президент Сербии А.Вучич объявил 21 февраля, что страна будет покупать боеприпасы для беспилотников производства ОАЭ, избегая национальных поставщиков, которые также принимают участие в выставке. А.Вучич встретился с президентом ОАЭ шейхом Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном во время выставки, чтобы обнародовать их партнерство по закупке эмиратских боеприпасов. Лидеры далее совершили ознакомительный визит на четыре стенда  сербских компаний, две из которых демонстрировали беспилотники отечественного производства. Один из поставщиков, базирующаяся в Белграде PR-DC, уже продает их правительствам Сербии и ОАЭ.  Компания производит IКА Вomber , который может быть оснащен 12 60-миллиметровыми авиабомбами, состоящими из минометного снаряда M73 и взрывателя, специально разработанного для операций беспилотников. Мультикоптер работает от литиевых батарей. Йована Евтич, менеджер по маркетингу PR-DC, рассказала Defense News: «Это наша вторая выставка в ОАЭ, первая была на UMEX в прошлом году. В обоих случаях шейх Мухаммед  бен Заид проявил большой интерес к нашей продукции и, в частности, к бомбардировщику IKA, на который он приехал посмотреть». Компания впервые продемонстрировала свою новейшую платформу, входящую в серию IКА Bomber, боеприпас для квадрокоптера, оснащенный минометным снарядом. Официальные лица не раскрывают никаких своих возможностей, заявляя, что беспилотник начнет функционировать примерно через шесть месяцев. Компания рассчитывает произвести 10 000 беспилотников серии IКА Вomber в течение следующих пяти лет. Еще одной сербской фирмой, демонстрирующей свои возможности, был Yugoimport со своим вооруженным беспилотником OBAD, который может быть оснащен различным оружием для штурмовых операций. За последние несколько лет Сербия посвятила большую часть своих усилий созданию мощной промышленной базы, чтобы увеличить мощности по производству военных беспилотников. Когда его спросили, не подорвет ли последнее решение страны сделать выбор в пользу боеприпасов иностранного производства, Йевтич сказал, что у местных поставщиков и так достаточно бизнеса: «Многие страны Персидского залива уже обратились к нам по поводу наших платформ — Сербия и ОАЭ являются давними партнерами, и я не вижу, чтобы это обязательство негативно сказалось на нашем национальном рынке».