- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О переговорах Саудовской Аравии с йеменскими хоуситами при посредничестве Омана. Часть 2

 Новые переменные, влияющие на результаты переговоров между Саудовской Аравией и хоуситами

Переговоры между Саудовской Аравией и хоуситами проходят в контексте местных и региональных беспорядков и событий, которые способствовали ускорению этих переговоров. Напряженность в рядах Президентского руководящего совета является почти неизбежным результатом разногласий внутри коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией; т.е. напряженность между Саудовской Аравии и ОАЭ, что побудило президента Йемена Абд Раббо Мансура Хади передать свои полномочия Президентскому руководящему совету (ПРС) во главе с Рашадом аль-Алими. Сама структура ПРС отражает тот факт, что он был создан для урегулирования споров между различными силами, выступающими против хоуситов, а не для их окончательного разрешения. Большинство членов ПРС оставались в Эр-Рияде, когда его председатель Рашад аль-Алими вернулся во временную столицу Аден в конце января с. г. в сопровождении только одного члена ПРС Абдул Рахмана аль-Махрами (Абу Зараа). Учитывая требования хоуситов продлить перемирие, они считают, что ПРС настолько разрознен, что он не может избежать раскола.

Хоуситы восприняли отстранение президента Абд Раббо Мансура Хади от должности и формирование ПРС как явный признак того, что Эр-Рияд пытается снизить свои потери в Йемене за счет формирования этой структуры. Это объясняет упорный отказ хоуситов выполнить единственную просьбу йеменского правительства о снятии осады Таиза. Нынешнее перемирие — это соглашение между международно-признанным правительством  и коалицией во главе с Саудовской Аравией, с одной стороны, и хоуситами — с другой. Однако война в Йемен гораздо сложнее, чем двусторонний конфликт. Поддерживаемый ОАЭ контроль Южного переходного совета (ЮПС) над Аденом и соседними мухафазами укрепляется, и этот оказывает большее влияние на имидж Саудовской Аравии и перспективы окончания войны в Йемене. Вспыхнувшие в прошлом году боевые действия между «Силами обороны Шабвы», связанными с ЮПС выявили давнюю проблему, а именно, что даже постоянное соглашение между международно-признанным правительством и хоуситами не будет достаточным, чтобы положить конец насилию в Йемене, не говоря уже о «воссоединении» страны. ПРС настолько разрознен, что не может избежать разделения.

Формирование новых вооруженных сил ПРС под командованием  Рашада аль-Алами также свидетельствует о масштабах трудностей, с которыми сталкивается реинтеграция военизированных формирований при министерствах внутренних дел и обороны Йемена. ЮПС, который доминирует в Комитете по реструктуризации, возглавляемом Хайтамом Касемом (лояльный ОАЭ), отказывается от реорганизации своих сил и попытался быстро установить контроль над богатыми нефтью районами долины Хадрамаут. Создание КСА «Сил национального щита», которое началось в середине 2022 года, показало неспособность как Эр-Рияда, так и международно-признанного правительства сдерживать вызовы сил, лояльных ОАЭ. Несмотря на то, что Эр-Риядское соглашение 2019 года и Соглашение о передаче власти в апреле 2022 года предусматривают роль Саудовской Аравии в качестве лидера коалиции в мухафазе Аден с возможностью командовать этими военизированными формированиями ЮПС,  множественная лояльность и отсутствие народной поддержки, особенно в восточных провинциях, поставила эту роль под большой вопрос. Поэтому Саудовская Аравия прибегла к поддержке формирования новой военной силы для восстановления баланса. Вопреки обвинениям, выдвинутым против Саудовской Аравии, о том, что «Силы национального щита» создаются на основе салафитской идеологии, большинство членов из этих сил в основном набираются из племенных районов и йеменской общины в целом. «Силы национального щита» состоят не менее чем из 9000 бойцов, что составляет примерно 8 бригад. Предполагается, что в связи с продолжающимися операциями по найму их число достигнет 15 бригад. Войска тренируются в пустыне Хадрамут и в саудовских лагерях недалеко от границы с Йеменом. Эти силы состоят из бывших членов связанных с ЮПС формирований «Бригады гигантов» и «Бригады счастливого Йемена», появившиеся на сцене впервые в конце 2021 г. и начале 2022 г. в боях против хоуситов в Шабве и Марибе. Сотни бойцов для них   также вербуют в Лахдже, Шабве, Хадрамуте и других районах. Этим новым формированием командует Башир аль-Мадраби ас-Субайхи, назначенный главой ПРС Рашадом аль-Алими. Аль-Субайхи — известный салафит, воевавший с хоуситами с 2015 года. Командиры бригад:

Мажди аль-Субайхи, командир 1-й бригады. Бригада дислоцирована в Лахдже;

Тауфик Аббуд аль-Машвали, командир 2-й бригады, дислоцированной в Абьяне;

Абд Раббо Насир аль-Ракаби, командир 3-й бригады, дислоцированной в Абьяне и Аль- Байде;

Абд аль-Халик Али бен Али аль-Калули, командир 4-й бригады, дислоцированной в Лахдже;

Фахд Салем Бамамин (Абу Исса), командир 5-й бригады, дислоцированной в Хадрамауте;

Мухаммед Абу Бакр аль-Казми (Абу Хамза), командир 6-й бригады, дислоцированной в Абьяне и Адене;

Али аль-Шаутари (Абу Абд ар-Рахман), командир 7-й бригады, дислоцированной в Эль-Дали;

Усама аль-Радфани, командир 8-й бригады, которой еще не назначен район развертывания.

Эти бригады уже начали вытеснять силы ЮПС. В декабре 2022 года подразделения, входящие в состав «Сил национального щита», взяли на себя задачи по обеспечению безопасности стратегического района авиабазы Аль-Анад, где они  заменили силы, связанные с ЮПС, и суданские военные подразделения, которые дислоцировались там в течение многих лет.   Решение о формировании этих сил показывает, что они подчиняются непосредственно главе ПРС Рашаду аль-Алими. Они направлены против хоуситов и ЮПС, а согласно официальному заявлению  эти силы были «созданы для защиты религии, родины и чести, а также противостояния персидскому проекту, нацеленному на сущность нации». Но в общем, формирование «Сил национального щита» — рискованная мера, которая может подтолкнуть к объединению правительственных сил, сил, связанных с ЮПС, проэмиратовской «Бригады гигантов» и Объединенных бригад во главе с Тариком Салехом. Альтернативно, они могут оказаться новой конкурирующей силой, которая может столкнуться с силами ЮПС, который питал к ним неприязнь с момента их прибытия в Аден и поспешил конкурировать с ними за районы дислокации в Адене и даже проводить военные учения возле их лагерей в Адене в феврале 2023 г.

По аналогии с расчетами США перед выходом из Афганистана, Эр-Рияд сейчас оказался в затруднительном положении. Борьба с хоуситами обошлась дорого в военном и экономическом отношении с учетом атак беспилотников на жизненно важную инфраструктуру Саудовской Аравии, тем самым подрывая доверие нынешних и потенциальных инвесторов в КСА и его амбициозную экономическую концепцию до 2030 г. Международная репутация Саудовской Аравии также уже пострадала от продолжающейся войны в Йемене. Поэтому Эр-Рияд стремится выйти из войны, но при реализации своих целей по обеспечению безопасности своей границы и поиск формулы будущих отношений с хоуситами; отсюда и интерес к консультациям с хоуситами в свете раздробленности международно- признанного правительства Йемена. В отличие от участия США в Афганистане, Саудовская Аравия не считает себя и не рассматривается ООН как сторона конфликта в Йемене. Кроме того, саудовские военное участие в Йемене сведено к минимуму. Таким образом, Эр-Рияд использует  гибкую политику, диктуя условия и сроки своего участия без заключения какого-либо официального соглашения с хоуситами.

        Приостановка саудовско-иранских переговоров

Диалог между Саудовской Аравией и Ираном включал в себя  шесть трудных раундов, которым предшествовали робкие предварительные шаги. Преодоление пропасти разногласий и разрешение спорных вопросов отнимали большую часть их усилий и ресурсов.Заявления обеих сторон и официальный характер переговоров являются признаками прогресса в этих консультациях. Согласно заявлениям министров иностранных дел КСА и Ирана, две страны намерены повысить представительство на переговорах до уровня министров иностранных дел в шестом раунде. Очередной раунд переговоров состоялся в столице Иордании Аммане, после того как переговоры были приостановлены на несколько месяцев в 2022 году. В этом последнем по времени  раунде приняли участие министры иностранных дел двух  стран. К сожалению, за этим и трудностями в налаживании отношений стоит администрация США. Хоуситы и их иранские союзники интерпретировали политику администрации Байдена – такую как устранение хоуситов из списков террористических организаций и прекращение продажи оружия арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией — не как знак доброй воли США, а скорее как признак слабости. Такой подход придал хоуситам смелости добиваться военной победы и усилил угрозу, которую они представляют для Саудовской Аравии, ОАЭ и Йемена. Аналогичным образом в Тегеране истолковали эту политику как американское подобострастие, указывающее на просьбу пойти на аналогичные уступки, чтобы вернуться к иранскому ядерному соглашению. Это стало одной из причин непримиримости Ирана к навязыванию новых условий в обмен на возвращение к соглашению. Тегеран обычно использовал трансграничные атаки через Йемен в качестве инструмента давления на Соединенные Штаты и европейские государства всякий раз, когда переговоры по иранской ядерной сделке заходили в тупик. Отказ Саудовской Аравии увеличить добычу в рамках ОПЕК+ четко опровергает утверждения иранской пропаганды о том, что саудовцы не обладают независимой политикой.

      Потребности Саудовской Аравии и новый региональный порядок

В течение последних двух лет кажется стало очевидным, что Саудовская Аравия начала работать над снижением региональной напряженности и пересмотром альянсов, сдвиг, который наиболее очевиден в государствах-членах ССАГПЗ, «Соглашении Ула», сближении с Пакистаном и Турцией и переговорах с Ираном. Этоа тенденция усилилась после того, как Россия начала военную операцию  на Украине в феврале 2022 года и растущих опасений, что регион будет разделен между великими державами, что сильно влияет на национальную безопасность Саудовской Аравии, особенно в Красном море и Индийском океане, жизненно важном районе, который больше всего влияет на энергетику и торговые пути. Эти события произошли в контексте отказа вернуться к ядерному соглашению с Ираном, который увеличивает обогащение урана и отправляет беспилотники-смертники в Россию для применения в боевых действиях на Украину, и растущие опасения, что такие действия приведут к негативным последствиям.

Вывод

Исходя из вышеизложенного, потенциальные результаты переговоров Саудовской Аравии с хоуситами могут быть следующими:

Конец войны с точки зрения хоуситов. Судя по всему, урегулирование, одобренное хоуситами, напоминает мир победителя. Они настаивают на собственном видении прекращения войны, как указано в их всеобъемлющем документе о мирном решении, представленном в 2020 году. Хоуситы требуют от КСА выплачивать компенсации, оживлять экономику и платить зарплату бюджетникам, в то время как  хоуситы не должны нести никакого финансового бремени от доходов, которые они зарабатывают на подконтрольных им территориях, которые составляют более 2 млрд долларов ежегодно. Хоуситы представляются лидерами йеменского государства и ведут переговоры в его имени. Однако они отказываются быть партнерами временной власти на переходный этап до проведения всеобщих выборов. Они считают это внутренний вопрос, касающийся только их самих, как победителей в войне. Монополия хоуситов на государственную власть с помощью грубой силы стала препятствием для справедливого, политического урегулирования путем переговоров. Баланс сил необходим, чтобы подтолкнуть хоуситов к принятию участия в национальном диалоге. Монополия хоуситов на власть может уменьшиться, если им будет противостоять более сплоченная коалиция. К сожалению, разногласия внутри ПРС создают трудности, поскольку ЮПС пытается заменить любой консенсус в сэтом органе. Саудовцы надеются, что присутствие «Сил национального щита» может уравновесить монополию ЮПС на военную силу и объединить различные составляющие, чтобы уравновесить монополию хоуситов на власть.

Возвращение на войну — сложный вариант. Переговоры подтвердили тот факт, что ни одна из сторон не может выдержать возобновление боевых действий. Вопреки своим угрозам, хоуситы понимают, что возобновление боев в мухафазе Мариб или через саудовскую границу обойдется очень дорого, так как они были сильно измотаны в своей кампании по захвату Мариба и потеряли большую часть своих бойцов, боевой техники и финансовых средств в этих боях. Набор новых бойцов для усиления Марибского и пограничного фронтов стал очень трудным. Разногласия внутри хоуситов также становятся более очевидными, чем в прошлые годы. То же самое относится и к разделившемуся ПРС. Следовательно, даже если переговоры проваливаются, возвращение к войне будет плохим вариантом для всех сторон. Хоуситы будут продолжать поддерживают нынешнее состояние отсутствия войны, несмотря на их публичную демонстрацию обратного. Одновременно непостоянная стабильность, возникающая в результате этой ситуации, позволяет хоуситам обновить свои запасы баллистических ракет и беспилотников. Они уже сделали это во время перемирия которыое началось в апреле 2022 г., и этот сценарий напоминает тот, который возник после переговоров в Кувейте в 2016 г. С сентября 2020 г. хоуситы продемонстрировали новые средства сдерживания, к которым относятся наземные и морские мины, а также береговой ракетный комплекс. Кроме того, они расширили свои военные цели.  Недавние нападения на нефтяные танкеры в Шабве и Хадрамуте, целью которых является предотвращение экспорта йеменским правительством нефти и газа, и оказание давления на ПРС, чтобы он выплатил зарплату силам группы.

Диалог без участия йеменского правительства. Хоуситы часто подчеркивают необходимость прямого соглашения с саудовцами, а не с международно-признанным правительством.  Переговоры хоуситов с Саудовской Аравией могут решить некоторые проблемы и обезопасить некоторые из их требований. Однако проблема в том, что хоуситы считают, что компромисс с саудовцами должен уничтожить их противников навсегда. Таким образом, они не отрицают необходимости диалога со своими оппонентами, но они оговаривают, что это должно произойти после того, как Саудовская Аравия прекратит любую военную, политическую и экономическую поддержку своим йеменским союзникам. Это ставит ООН и международное сообщество в безвыходное положение. По-видимому, хоуситы рассматривают переговоры с саудовцами как возможность продвинуть свою концепцию мира — соглашение с КСА, которое исключает все другие йеменские фракции, что противоречит плану ООН по многосторонним переговорам, ведущим к урегулированию. Это то, что больше всего боятся международно-признанное правительство и лояльные ему силы. Соглашение между хоуситами и саудовцами может быть достигнуто при посредничестве Омана. но этого будет недостаточно, чтобы закончить войну. В свете этих переговоров основное бремя ложится на политические партии и другие влиятельные местные силы.   Новые консультации с хоуситами должны исходить из прекращения насилия, введения контроля силой оружия и участие в политическом процессе в соответствии с конкуренцией, гарантированной конституцией и законом, без обращения к военной силе. Кроме того, ПРС и его покровитель Саудовская Аравия должны прийти к соглашению, которое служит интересам Йемена и объединяет тыл коалиционного лагеря в рамках  создания устойчивого баланса сил против хоуситов как в мирное, так и в военное время.