- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Государственный бюджет на 2023–2024 годы утвержден правительством Израиля

24 февраля, было объявлено, что правительство Израиля утвердило государственный бюджет и закон о регулировании народного хозяйства на 2023–2024  годы. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху поблагодарил министров за участие в сложном процессе обсуждения.

«Я хочу поблагодарить министров, юридических советников и министерские группы, и в первую очередь – министра финансов. Я занимал эту должность, она очень тяжелая, и вам удалось выдержать давление и не допустить прорыва бюджетных рамок. Это очень важно», – сказал Нетаньяху, обращаясь к министру финансов Бецалелю Смотричу.

Государственный бюджет на 2023 год составит около 484 млрд шекелей, а на 2024 год – около 513 млрд шекелей, включая индексацию на 5,3% в соответствии с уровнем инфляции за 2022 год.

Проект бюджета предусматривает увеличение бюджета Минпроса до 84 млрд шекелей. 6 млрд будет стоить введение бесплатного образования для детей от 2 до 3 лет.

23 марта госбюджет должен быть утвержден Кнессетом в первом чтении. 30 апреля планируется начало рассмотрения бюджета в комиссиях Кнессета. 29 мая он должен быть утвержден окончательно во втором и третьем чтениях.

На 282 страницах государственного бюджета изложены инициативы 57 реформ в различных сферах деятельности, разделенных на шесть групп. Проект закона о регулировании народного хозяйства Израиля на 2023–2024  годы (краткое изложение):

Часть I: 1) Интеграция недопредставленных групп населения на рынке труда, укрепление человеческого капитала, технологическая мобильность; 2) Ускорение инфраструктурных проектов и рынок жилищной недвижимости.

Часть II: 3) Усиление конкуренции и снижение централизации рынка; 4) Сокращение бюрократии и регуляции для коммерческого сектора и для населения.

Часть III: 5) Повышение эффективности работы государственного сектора; 6) Борьба с нелегальным капиталом.

Обсуждение проекта госбюджета, проходившее 23–24  февраля, сопровождалось бурной дискуссией, так как многие министры были недовольны тем, что он не предусматривает выполнения в полной мере параграфов коалиционных соглашений.

Министр туризма Хаим Кац не пришел на голосование по бюджету, протестуя против включения в Закон о хозяйственном регулировании отмены льгот по НДС для туристов.  Ранее он заявлял, что не намерен присутствовать на «похоронах своего министерства», а сегодня – что «коэнам нельзя присутствовать на похоронах».

Министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир в знак протеста явился на вчерашнее заседание с четырехчасовым опозданием. Он требует, чтобы данные ему в коалиционных соглашениях обещания, включая 7 млрд шекелей надбавки к бюджету полиции, были выполнены в полном объеме. В итоге Итамар Бен-Гвир «выбил» прибавку к бюджету Министерства национальной безопасности. На эти деньги он планирует создать «национальную гвардию, набрать тысячи дополнительных полицейских и тюремщиков, увеличить штат пожарно-спасательной службы на несколько сотен человек». 400 млн шекелей пойдут на увеличение зарплаты полицейских, 150 млн — на прибавки к зарплате тюремщиков.

Зато бюджет Министерства здравоохранения, согласно представленной Минфином смете, планировалось урезать на 5 млрд шекелей. После окончания «борьбы с пандемией» здравоохранение вернулось на свое прежнее, последнее место в системе приоритетов правительства Нетаньяху.

В то время как другие партии хвастаются «рекордными» ассигнованиями, полученными их министрами, ШАС предпочла не называть цифры бюджета Министерства здравоохранения и умолчала о том, исполнено ли ее предвыборное обещание увеличить бюджет Минздрава на 5.8 млрд шекелей. Вместо этого пресс-служба партии объявила о «значительных достижениях», полученных «благодаря личному участию Арье Дери» в переговорах по бюджету. И хотя министр от партии ШАС протестовал против сокращения бюджета, Минфин согласился уменьшить секвестр до 4 млрд, и ШАС проголосовал за утверждение проекта.

Министр экологии Идит Сильман также не явилась на заседание, протестуя против передачи «Фонда чистоты», в котором аккумулируются штрафы за нарушения в сфере экологии (более 3 млрд шекелей), в ведение Министерства внутренних дел. Арье Дери, остающийся де-факто министром внутренних дел, требовал передать МВД «Фонд чистоты», в котором накапливаются акцизные сборы за захоронение отходов на свалках. В итоге министр экологии Идит Сильман отстояла фонд, он остается в распоряжении Министерства экологии. Ведомство, правда, не в состоянии использовать накопленные в фонде миллиарды — для этого требуется принять и реализовать стратегическую программу утилизации и вторичной переработки отходов,  а ее как не было, так и нет.

Министр культуры Йоав Киш заявил, что не будет голосовать за бюджет, добиваясь отмены закона о независимом статусе Национальной библиотеки.

Министр транспорта Мири Регев также угрожала не голосовать за бюджет, требуя профинансировать объявленную ею без согласования с Минфином реформу тарифов общественного транспорта.

Пока Минфин отстоял большинство своих позиций по Закону о хозяйственном регулировании — политические законы об урезании финансирования корпорации общественного вещания «Кан» и о подчинении Национальной библиотеки министру просвещения в него не включены.

В ходе заседания правительства главный экономист Минфина Шира Гринберг представила новый прогноз, согласно которому ожидается заметное сокращение налоговых поступлений в госказну в ближайшие два года, а председатель Банка Израиля Амир Ярон напомнил министрам, что произошло в Великобритании, когда премьер-министр Лиз Трасс анонсировала проведение крайне популистских шагов.

Минфин снизил прогноз экономического роста на 2023 год, поэтому объем бюджета на этот год составит 484 миллиарда шекелей, меньше прежних ожиданий. При этом коалиционные запросы религиозных партий, стоят, по оценкам СМИ, 8–10  млрд. К 2024 году, по прогнозу Минфина, в распоряжении правительства появятся уже 513 миллиардов шекелей.

В итоге Нетаньяху убедил партнеров по коалиции проголосовать за проект Минфина, а оставшиеся разногласия разрешать позже «в рабочем порядке» — если бы правительство не утвердило закон, ему пришлось бы менять еще один основной закон, чтобы отодвинуть «дедлайн» по утверждению бюджета.

Вскоре после официального сообщения о том, что правительство утвердило государственный бюджет и закон о регулировании народного хозяйства на 2023–2024  годы, было объявлено, что заседание кабинета министров 26 февраля, не состоится.

Возможно, это связано с тем, что министры «переработали», обсуждая госбюджет, или с тем, что многие министры разными способами выражали свою недовольство, опаздывая или вовсе пропуская заседания, на которых велось обсуждение.

В принципе у министров еще время, чтобы «в рабочем порядке» что-то «выбить» для своего министерства, так как проект бюджета только 30 апреля начнет рассматриваться в комиссиях Кнессета.