- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О роли племенного фактора в военно-политических конфликтах в Йемене. Часть 4

Важной целью исследования роли племен в йеменской политике является вскрыть племенную динамику в нынешнем затяжном военно-политическом конфликте в этой арабской стране. По мнению обывателей, этот конфликт начался 26 марта 2015 г., когда КСА и ОАЭ начали военную операцию в Йемене. На самом деле йеменская катастрофа готовилась с начала XXI века. Своего рода прелюдией к ней были хоуситские войны 2004-2009 гг. В авангарде шиитского движения в Йемене оказались хоуситы – жители северной провинции Саада, составляющие не более 10% от населения страны. На начальном этапе их требования носили не политический, а экономический и культурный характер. В 1990 году была создана зейдитская «Хизб аль-хакк» («Партия истины»). Основными требованиями были признание культурной идентичности шиитов Саады и прекращение ваххабитской экспансии в регионе, а также развитие экономики и повышение жизненного уровня провинции Саада. Начиная с 1970 года, Саада была наименее экономически развитым и наиболее депрессивным регионом Йемена, куда практически не поступало правительственного финансирования. В 1997 году в партии происходит раскол, в результате которого от нее отделяется более радикальное крыло во главе с Хусейном Бадреддином аль-Хоуси. Его сторонники требуют во внутриполитическом плане прекратить салафитский прозелитизм в провинции и закрыть его главный центр – медресе Даммадж в пригороде Саады. Во внешней политике хоуситы выступили против присоединения президента А.А.Салеха к возглавляемой США антитеррористической коалиции, созданной после событий 11 сентября 2001 года. Лозунгом нового движения, получившего название «Ансар Аллах» («Сторонники Бога») стали «Аллах велик, смерть Америке, смерть Израилю, Ислам победит!».

В 2004-2010 годах произошло шесть вооруженных конфликтов между хоуситами и правительством Йемена (так называемые хоуситские войны). 18 июня 2004 года лидер «Ансар Аллах» Хусейн Бадреддин аль-Хоуси был убит йеменской армией, после чего сопротивление хоуситов возглавил его брат Абдель Малик аль-Хоуси. По мнению французского политолога Лорана Бонфуа, противостояние между хоуситами и центральным правительством Йемена в 2004-2011 годах носило не идейно-политический характер, а скорее было борьбой хоуситов за выживание. Основными требованиями хоуситов были покончить с коррупцией и неэффективным управлением, снизить цены на горючее и прекратить салафитский прозелитизм. В то же время официальная пропаганда режима Салеха назвала хоуситских повстанцев сейидами (потомками Пророка). Официальный дискурс гласил, что хоуситы являются сторонниками восстановления зейдитского Имамата Мутеваккилей, свергнутого революцией 1962 года, и таким образом придавало хоуситскому сопротивлению черты межконфессиональной конфронтации. Министерство по делам вакфов поощряло назначение салафитских проповедников в мечети Саады, закрывало зейдитские религиозные библиотеки. Йеменское руководство провоцировало противостояние не только по конфессиональному признаку (зейдиты/салафиты), но и по социальному, противопоставляя сторонников хоуситского религиозного движения племенным структурам. В период вооруженного конфликта йеменского правительства с хоуситами правительство ЙАР привлекало к военным действиям не только вооруженные силы, но и ополчение племенной федерации Хашид. В 2007 г. шейх Хусейн аль-Ахмар провел совещание в своей родной провинции Амран, в котором объявил хоуситов врагами хашиди и призвал ликвидировать хоуситских лидеров.

Вооруженный конфликт в провинции Саада, затронувший также соседние провинции  Джауф и Амран, прошел шесть стадий: июнь-сентябрь 2004 года, май-июнь 2005 года, ноябрь 2005-март 2006 годов, январь-июнь 2007 года, март-июль 2008 года, август 2009-январь 2010 годов. Повстанцы довольно быстро заняли города Саада, Аль-Джауф и Амран. В Сааде шииты сумели захватить склад вооружений, причем правительственный гарнизон разбежался. В ходе военной операции «Выжженная земля», проводившейся правительственными войсками против шиитов, начиная с августа 2009 года, было убито 3800 гражданских лиц и военных, ранено 16 тысяч. 178 тысяч  мирных жителей стали беженцами. Восстание хоуситов вызвало большую обеспокоенность в Эр-Рияде, где опасались, что оно может перекинуться на спорные районы, отошедшие к Саудовской Аравии.

В 2011 г. в Йемене произошла революция, приведшая к свержению многолетнего (1978-2011 гг.) президента Али Абдаллы Салеха. Как и все политические процессы в Йемене она имела специфические черты. Основными движущими силами, выступившими против Салеха были племенная федерация Хашид, объединившаяся вокруг партии «Ислах», и хоуситы.  Как уже отмечалось ранее, Хашид оказали Салеху неоценимые услуги в период гражданской войны 1994 г. и военных действий против хоуситов. Взамен они требовали большей доли власти и были недовольны тем, что президент планировал передать свой пост своему сыну Ахмеду. Эта революция послужила началом периода нестабильности и хаоса, продолжающегося до сих пор.

Отношения между племенами и движением хоуситов

Рим Мугайед выделяет четыре этапа участия племен в нынешней гражданской войне в Йемене. Первый этап охватывает 2008-2011 гг., когда в стране началась внутриполитическая нестабильность. Этот период характеризовался ростом конфликтного потенциала в отношениях режима Салеха со всеми значительными политическими  силами страны: партией «Ислах», хоуситами и политиками Южного Йемена. На юге страны было создано движение «Аль-Хирак», зонтичная структура, объединившая различные политические силы и движения. Их требования варьировались от восстановления на военной службе офицеров бывшей армии НДРЙ, уволенных в 1994 г., до выхода Южного Йемена из состава ЙАР и восстановления независимого государства. Также была создана оппозиционная коалиция «Лика муштарака» в составе партии «Ислах» и социалистов.

Второй период продолжался с 2011 по 2014 годы. То есть с йеменской революции до захвата хоуситами Саны в сентябре 2014 г.  В это время хоуситы консолидировали свои позиции в провинции Саада и некоторых регионах провинций Амран и Хаджа. Вооруженные формирования хоуситов вступили в бои с племенами в Амране, включая столкновения в населенных пунктах Аль-Асимат, аАль-Ахнум, Кафла, Райда и Бейт аль-Хамри. К июлю 2014 г. хоуситам в союзе с некоторыми субплеменами федерации Хашид удалось нанести поражение семье аль-Ахмар, наиболее влиятельной на тот момент не только в Амране, но и во всем Йемене. В провинции Хаджа в 2011 г. происходили ожесточенные столкновения между вооруженными формированиями хоуситов и племенем Хаджур. Они остались практически незамеченными в остальном мире, так как все внимание было приковано к проходившей тогда революции в Сане. В 2012 г. традиционное посредничество привело к окончанию конфликта. При этом племя изъявило формальную лояльность движению хоуситов, а «Ансар Аллах» согласилось не вмешиваться во внутренние дела племени и оставить его жить на своей территории. В 2013-2014 гг. проходили конфликты в регионах Аахем и Вади Камс провинции Хаджа между хоуситами и племенами, симпатизировавшими партии «Ислах». В этот же период происходили кровопролитные столкновения хоуситов с племенем Архаб на севере провинции Сана.

В провинции Аль-Джауф бои между силами «Ансар Аллах» и местными племенами начались в 2011 г. Особенно ожесточенно сражались против хоуситов племена Дахм, Зу Мухаммед и Зу Хусейн. Однако хоуситам удалось расколоть единый фронт. При этом они опирались на своих единоверцев, а также на влиятельную в регионе семью аль-Ашраф. Ее представители имеются как в зейдитской, так и в суннитской общине. Тем не менее, они считают себя Хашимитами (потомками Пророка) и солидарно выступают по общественно-политическим вопросам. Члены семьи аль-Ашраф проживают в разных районах провинции Аль-Джауф, включая район Аль-Гайль. Эта местность имеет стратегическое значение, так как лежит между районами Аль-Хазм и Аль-Маслюб и регионом Маджизар провинции Мариб. Вместе контроль над ними позволяет господствовать над Саной с высоты горной цепи.