- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об усилении дискуссий в ФРГ относительно продолжения миссии Бундесвера в Мали после голосования в ГА ООН по антироссийской резолюции

Согласно информации германских СМИ, федеральное правительство всерьез задумывается над пересмотром развертывания вооруженных сил страны в Мали, для чего вновь были инициированы консультации между министерствами обороны и иностранных дел. В прошлый раз аналогичные дебаты внутри коалиции на этот счет разгорелись в связи с планами экс-главы оборонного ведомства К.Ламбрехт досрочно вывести Бундесвер в связи с возросшей угрозой безопасности военнослужащих. Однако внутри правительства МИДу удалось отстоять промежуточный вариант, предполагающий постепенное сворачивание присутствия в африканской стране к маю 2024 г. При этом в ближайшее время планировалось, что соответствующий запрос на продление мандата до указанного срока будет направлен в Бундестаг.

Поводом для нового раунда обсуждений малийской проблематики послужило состоявшееся на минувшей неделе голосование Генеральной Ассамблеи ООН по резолюции, призывающей Россию «немедленно, полностью и безоговорочно вывести свои вооруженные силы с территории Украины», как сказано в тексте. В поддержку проекта документа высказалась 141 страна при 32 воздержавшихся и 7 выступивших против. Итоги обсуждения резолюции министр иностранных дел ФРГ А.Бербок, лично отправившаяся в Нью-Йорк для того, чтобы принять участие в подготовке к голосованию в ГА ООН, назвала свидетельством того, что «мир хочет мира», а также «ясным сигналом» для Москвы.

Вместе с тем стремление четко продемонстрировать существующую, с точки зрения главы внешнеполитического ведомства Германии, дипломатическую изоляцию России в итоге сыграло с ней злую шутку, показав параллельно слабость собственных позиций ФРГ в Африке. В частности, как отмечают обозреватели немецких СМИ, существует серьезная разница между четким голосованием «против» и более нейтральной позицией воздержавшихся. При этом Мали находится в первом лагере, то есть среди тех, кто готов однозначно солидаризироваться с Россией, оказавшись таким образом в одном ряду с Беларусью или Сирией. Это, в свою очередь, может рассматриваться как важный знак, характеризующий отношения Москвы и Бамако.

На этом фоне у миссии MINUSMA в Берлине обнаруживается все больше противников.

Во-первых, даже после того, как в Бундестаге были отвергнуты предыдущие предложения по прекращению развертывания в Мали, усилия для продвижения своих позиций продолжает предпринимать главная оппозиционная сила – ХДС. Так, к уже высказанному ранее тезису парламентской фракции о том, что силы Бундесвера фактически заблокированы в Мали и не имеют возможности выполнять возложенные на них задачи, добавилось предупреждение о «затруднительном положении», которое создается из-за крепнущих малийско-российских контактов. Последнюю мысль в частности на днях высказал представитель ХДС Х.Отте, с точки зрения которого, «если федеральное правительство не найдет приемлемого решения, мы (депутаты – авт.) больше не можем согласиться с мандатом в мае».

Во-вторых, пока ХДС работает над тем, чтобы заблокировать развертывание через Бундестаг, голоса в поддержку окончания участия в миссии MINUSMA слышны также внутри партий, образующих коалицию «светофор», включая членов правительства. К примеру, по-прежнему скептически настроен министр обороны Б.Писториус (СДПГ), по мнению которого, позиция делегации Мали в ООН «говорит сама за себя». Хотя он и утверждает, что план вывода военнослужащих ФРГ не зависит напрямую от актуальных событий, политик от старшей коалиционной партии все чаще ссылается на «настроения в войсках», чем во многом повторяет риторику своей предшественницы К.Ламбрехт. Кроме того, глава оборонного ведомства подчеркивает невозможность использования беспилотников, а также ограниченность патрулирования территории, которая, по словам представителей Бундесвера, участвующих в миссии, как цитирую их СМИ,  сводится исключительно к контролю над лагерем в Гао, то есть охране самих себя, а не решении задач, возложенных на них мандатом.

В рядах СДПГ это далеко не единственный пример сторонников прекращения операции. Представитель партии по внешней политике М.Рот, председательствующий в Комитете по иностранным делам Бундестага, рассматривает «сомнительным, может ли страна, которая так явно отворачивается от всех принципов ООН, все еще рассчитывать на поддержку Германии». При этом, справедливости ради он считает важным, не покидать Мали слишком быстро, дабы не спровоцировать тем самым еще большее укрепление России в Сахеле. Впрочем, предложений о том, как именно Берлину следует строить свою стратегию в регионе, он пока не вносит.

Вопрос о БПЛА всерьез волнует и младшую коалиционную партию СвДП. Ее председатель, министр финансов К.Линдер еще в начале февраля удивил всех поездкой в африканскую страну, казалось бы, остающуюся за рамками  компетенций вверенного ему ведомства. В действительности, согласно источникам в ФРГ, политик выполнял в Мали две задачи. Первая из них – контроль над расходованием средств, что критически важно при принятии решения относительно целесообразности развертывания до мая 2024 г. Для этого он хотел на месте убедиться в том, на что идут финансы и какова перспектива трат федерального бюджета на участие в MINUSMA до ранее заявленной даты. Во-вторых, он встречался с малийским предпринимательским сообществом, что выдает попытку Берлина найти альтернативные возможности для сохранения контактов и поддержки африканской страны, но уже без военных. В целом поддерживает уход и глава парламентского комитета по обороне М.-А. Штрак-Циммерман, также представляющая СвДП.

По сути, сторонниками миссии остаются лишь «Зеленые». Представитель партии по оборонной политике, по совместительству курирующая фонд укрепления вооруженных сил Германии С.Нанни считает, что ФРГ «работает не на правительство в Бамако, а на народ Мали», а потому не должна ориентироваться на действия первого, в том числе на голосование в ООН. Впрочем, основной мотивацией здесь, как кажется, является не борьба за международное и региональное влияние федеральной республики, а собственное стремление «Зеленых» за счет контроля над внешнеполитической сферой обеспечить укрепление позиций партии. При умелом использовании различных инструментов и просчетах со стороны СДПГ это создает возможность партии в будущем побороться за право сформировать уже собственную коалицию.

В целом риторика заметного большинства политиков в ФРГ, представляющих как коалицию, так и оппозицию, позволяет утверждать, что правительство О.Шольца склоняется к завершению участия в миссии в Мали, поскольку она требует больших затрат и создает повышенные риски для военнослужащих. Однако для вывода Бундесвера есть два серьезных препятствия.

Первое из них – отсутствие готовности взять на себя ответственность за шаг, который в том числе способен спровоцировать обострение ситуации в африканской стране. Это особенно болезненно, если принять во внимание неудачный опыт миссии в Афганистане, и весьма опасно, поскольку нынешняя старшая партия СДПГ имеет к последнему прямое отношение.

Вторая сложность – неимение вариантов новой стратегии в Сахеле. Связано это с тем, что переориентация на экономические меры поддержки Мали при передислоцировании миссии, например, в Нигер и обновлении задач мандата не решают ключевых проблем региона. Более того, такой поворот рискует усилить непосредственную опасность для Европы, так как новые просчеты в том же Нигере при нарастании напряженности в Мали приведут к дестабилизации на границах с Алжиром и   Ливией.