- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О выходе Хорошей партии из турецкой оппозиционной коалиции. Часть 1

В пятницу, 3 марта лидер турецкой националистической Хорошей партии Мераль Акшенер объявила о том, что не достигнута договоренность о том, кто будет объединенным кандидатом от оппозиции на пост президента страны. Напомним, что по итогам очередного заседания 6-партийной оппозиции 2 марта было объявлено о том, что имя объединенного кандидата согласовано и будет объявлено 6 марта в понедельник.

Однако, возвращаясь к началу предыдущего параграфа, 3 марта Мераль Акшенер прямо и публично опровергла это. Она указала, что пять из шести оппозиционных партий выразили единство в назначении кандидатом главу Народно-республиканской партии Кемаля Кылычдароглу. В свою очередь, Мераль Акшенер, в своем выступлении, указала, что они, как Хорошая партия Турции, опираются на данные социологических опросов, которые были ими повсеместно проведены в Турции. И их, строго рациональный подход, привел их к тому результату, что только два кандидата могут в президентской гонке – 2023 победить действующего президента страны Р.Т.Эрдогана. Речь, предсказуемо, идет о мэре Стамбула Экреме Имамоглу, и о мэре Анкары Мансуре Яваше. Однако, как с разочарованием заметила Мераль Акшенер, оставшиеся пять оппозиционных партий – партнёров по коалиции, не продемонстрировали столь рационального подхода к выбору своего кандидата, руководствуясь совсем иными соображениями.

В итоге, лидер Хорошей партии (ХП) Мераль Акшенер объявила, что ХП отделилась от шестипартийного оппозиционного альянса, заявив, что решение Народно-республиканской партии (НРП) выдвинуть Кемаля Кылычдароглу кандидатом в альянс оказалось предметом разногласий. Акшенер сказала, что альянс пяти других партий выступил против предложенных ХП кандидатов — либо мэра Стамбула Экрема Имамоглу, либо мэра Анкары Мансура Яваша. Она призвала любого мэра баллотироваться в президенты на пресс-конференции после заседания в главном офисе партии в Анкаре.

Пресс-конференция Акшенер была короткой, но ее риторика была жесткой. «Хорошая партия была загнана в угол. Она оказалась между молотом и наковальней. Но она не будет печатью этой политики (оппозиционного альянса; в контексте того, что Хорошая партия не собирается автоматически «штамповать» ранее подготовленные решения – И.С.)», — заявила Мераль Акшенер.

В своей речи председатель ХП подчеркнула, что «они будут продолжать выступать против правительства Партии справедливости и развития (ПСР) и что их позиция не изменилась».

Цитируем Мераль Акшенер: «Мы неустанно работали, чтобы голос людей в оппозиции был слышен, чтобы донести их ожидания от оппозиции. На вчерашнем заседании пять партий выдвинули Кылычдароглу, а мы предложили Мансура Яваша и Экрема Имамоглу. К сожалению, наше предложение было отклонено».

«На данный момент, в своих решениях «стол шести» (так называется в Турции оппозиционный альянс – И.С.) не отражает волю людей в своих решениях. Это больше не платформа общего мнения. Так что мы больше не будем частью этой азартной игры или нотариальной конторы (где штампуются решения – И.С.)», — сказала Акшенер.

Мераль Акшенер после своего выступления позвонила по телефону Экрему Имамоглу и Мансуру Явашу.

«Вы хорошо выполнили свою работу, и наши люди восхищаются вами. Мы призываем вас выполнить вашу задачу сегодня, чтобы открыть новую страницу. Пришло время выполнить свою задачу, чтобы выиграть выборы. Нация призывает вас выполнить этот долг», — заявила Мераль Акшенер.

После пресс-конференции Мераль Акшенер турецкие СМИ сообщили, что Народно-республиканской партии созвала внеочередное собрание.

Первая реакция Кемаля Кылычдароглу на замечания Акшенер была краткой: «Не волнуйтесь, все встанет на свои места», — цитируют турецкие СМИ лидера НРП, который, по их сообщениям, находился в фотостудии примерно в то же время, когда Мераль Акшенер выступала, «для того, чтобы позировать для своих предвыборных плакатов».

Мэр Анкары Мансур Яваш и мэр Стамбула Экрем Имамоглу, в свою очередь, буквально отклонили призыв председателя Хорошей партии Мераль Акшенер баллотироваться на пост президента на предстоящих выборах, «присягнув на верность» председателю крупнейшей оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемалю Кылычдароглу.

В заявлении, опубликованном поздно вечером в пятницу 3 марта, два мэра заявили, что «уважают решение оппозиционного блока», состоящего из пяти партий (с учетом особого мнения Мераль Акшенер и Хорошей партии), выдвинуть Кылычдароглу своим кандидатом в президенты.

«Как биологический ребенок НРП и мэр от Национального альянса, я не сомневаюсь, что альянса будет расти дальше с г-ном Кылычдароглу, который представляет нас за столом альянса единым образом, желаемым нашей нацией», — отметил мэр Стамбула Экрем Имамогул в своем заявлении.

Со своей стороны, мэр Анкары Мансур Яваш заявил, что уже ранее выражал свою позицию, которая состоит в том, что он «не будет действовать вопреки авторитету Кылычдароглу». Мэр Анкары отметил, что, по-прежнему, придерживается этой точки зрения и надеется, что Национальный альянс продолжит добиваться своих целей со всеми своими членами (имея в виду, что Хорошая партия не выйдет из Национального альянса, а сам он останется шестисторонним – И.С.).

Обратимся к тем реакциям, которые последовали на заявления и на шаги Мераль Акшенер со стороны различных турецких политиков.

Начинаем снова с главы НРП Кемаля Кылычдароглу: «Я не изменюсь после этого часа, я буду объединяться, я буду продолжать объединяться. Политическим играм, грубости и языку Эрдогана (следует понимать это, как то что Мераль Акшенер заговорила на языке Р.Т.Эрдогана, что, разумеется, в глазах оппозиции комплиментом считаться не может – И.С.) не должно было быть места за этим столом. Вот так рассаживались те, кто сел за этот стол, а тот, кто встает, только по этой причине встанет (ну, то есть, за оппозиционным столом есть «правила приличия», нарушив которые можно оказаться исключенным – И.С.). Я надеюсь, что мы будем спокойны с осознанием того, почему мы собрались вместе и пригласим всех за этот стол».

Лидер Партии счастья Карамоллаоглу: «Как мы договорились на нашей встрече, мы соберемся вместе в понедельник, 6 марта, организованной нашей Партией счастья. Пусть наш народ покоится с миром! Мы поддерживаем наше обещание нашей нации! Мы продолжаем свой путь с той же верой и решимостью».

Лидер Партии демократии и прорыва Али Бабаджан: «Обвинительные заявления, которые не отражают вежливости и правды и не основаны на здравом смысле, неверны. Мы поддерживаем усилия, которые мы приложили для того, чтобы восторжествовало полностью демократическое понимание правительства, которого заслуживает наша нация. В этом историческом процессе на всех нас лежит большая ответственность. Мы продолжим работать изо всех сил, чтобы вывести Турцию из этой мрачной картины, в которую она попала, и спасти ее от авторитарного понимания».

Лидер Партии будущего Ахмет Давутоглу: «Пока наш народ страдает от великого бедствия, в соответствии с нашей исторической ответственностью мы будем решительно продолжать свой путь, не думая о какой-либо политической выгоде».

Лидер Демократической партии Уйсал: «Мы еще раз заявляем и обязуемся продолжать нашу работу в качестве Национального альянса с решимостью и верой в достижение мира, благосостояния, справедливости и демократии для каждого из наших граждан в нашей стране».

Мухаррем Индже, председатель Партии родина (Memleket Partisi): «Должны быть созданы новые альянсы. Правила игры изменились. Я согласен. Чего они хотели? Беспристрастный президент. Хорошо… Давайте разберемся со страной. Мы тонем. Акшенер хотела быть премьер-министром. Пусть будет премьер-министром. Я согласен. Я — кандидат в президенты».

Председатель Партии победы Умит Оздаг: «Это происходит в борьбе между волей турецкого народа и переговорами политиков. Теперь пришло время публике пригласить на поле Мансура Яваша. В воскресенье, 5 марта, в 15.00 я призываю турецкий народ сделать воззвание к столичному муниципалитету Анкары: «Мэр Мансур — на должность»».

Мустафа Сарыгюль, председатель Партии перемен Турции: «В политике возникают новые условия, трудности, и в то же время возникают новые возможности и решения. Турция их преодолеет. Поток найдет свой путь».

Председатель Партия большого единства: «С самого начала Хорошая партия и её председатель Мераль Акшенер заявляли, что г-н Кылычдароглу является кандидатом, который не победит. Они всегда заявляли, что нужно выдвигать кандидата в президенты, который победит. Их заявление показывает, что Хорошая партия больше не входит в «стол шести». Мы будем рады, если они либо продолжат свой путь, либо будет действовать вместе с Народным альянсом (властный альянс в составе Партии справедливости и развития и Партии националистического движения, входят также представители Партии большого единства – И.С.). Я уже говорил, что очень заинтересован в расширении Народного альянса».

Председатель Партии родина (Vatan Partisi) Догу Перинчек: «1. «Стол шести» распущен. 2. План выборов США зашел в тупик. 3. Теперь, когда команда Байдена вышла из гонки с Тайипом Эрдоганом, они начали гонку между собой. Эта гонка включает в себя все виды борьбы ногами и предательства. 4. Все партии шестипартийной оппозиции находятся в кризисе и проявляют признаки раскола. 5. Турецкая нация прокладывает путь. 6. Вопрос «что теперь будут делать США» имеет историческое значение. 7. Турции следует задуматься над реакцией США на это развитие событий».

Итак, как мы можем видеть из приведенных выше комментариев, ни один из партнёров Хорошей партии по шестипартийной оппозиции не поддержал председателя Мераль Акшенер в её призывах к тому, чтобы выдвинуть, в качестве кандидата на пост президента, либо Экрема Имамоглу, либо Мансура Яваша. Более того, эту идею не поддержали и сами мэры Стамбула и Анкары, которые озвучили свою лояльность председателю Народно-республиканской партии Кемалю Кылычдароглу.