- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Развитие железнодорожной инфраструктуры на Ближнем Востоке. Часть 2

История развития трансграничных железнодорожных перевозок на Аравийском полуострове берет свое начало в начале 20 века, когда в период 1900-1908 гг. была построена Хиджазская железная дорога, соединившая между собой Дамаск и Медину.

После поражения Центральных держав в Первой мировой войне, дорога оказалась на территории нескольких ныне независимых государств и была заброшена, ввиду неспособности последних обеспечивать её функционирование в надлежащем виде.

Спустя почти век, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) разрабатывает и намеривается реализовать новый проект – железнодорожный проект стран Залива, который может стать одной из крупнейших железных дорог в мире. Проект призван соединить все шесть стран Залива, проходя через ключевые города каждого из государств. Проект предполагает, что каждая страна будет развивать свою железнодорожную сеть самостоятельно.

Стоимость проекта оценивается в 250 млрд долл. США. Предполагалось, что проект будет завершен в 2018 году, однако из-за нефтяного кризиса сроки реализации проекта сдвинулись на вторую половину 20-х годов 21 века.

В рамках реализации данного проекта, ОАЭ успешно завершают формирование своей собственной железнодорожной сети.

Премьер-министр ОАЭ Мухаммед бен Рашид и Таейб бен Мухаммед бен Заид Аль Нахайян, председатель Etihad Rail, объявили о завершении строительства железнодорожной сети ОАЭ протяженностью 900 км, которая теперь соединяет семь эмиратов. Церемония прошла в главном центре управления и технического обслуживания в регионе Аль-Файя,
Абу-Даби 23 февраля 2023 года, когда были запущены грузовые поезда, соединяющие всю страну. Таейб бен Мухаммед сообщил об открытии движения грузовых поездов по всей территории ОАЭ с локомотивным парком из 38 единиц и более тысячи вагонов, способных перевозить все виды грузов.

Главная линия железной дороги простирается от Гувейфата, к западу от эмирата Абу-Даби, на границе с Саудовской Аравией, до Фуджейры, на восточном побережье ОАЭ, формируя важное связующее звено глобальной логистической цепи.

Железнодорожная сеть пересекает различные географические зоны и ландшафты, включая 593 моста и переправ всех типов, а также 9 туннелей, протяженностью 6,5 км. Для завершения земляных работ потребовалось выкопать 120 млн куб. м земли, чтобы обеспечить максимально высокий уровень транспортного потока по путям железнодорожной сети. Классическая европейская колея 1435 мм оснащена системой сигнализации ETCS level 2  и спроектирована таким образом, чтобы выдерживать географическую природу, климатические условия, высокие температуры и влажность в регионе, поддерживая высокий уровень пропускной способности, устойчивости сети и её экономичности.

Грузовые поезда способны перевезти по сети до 60 млн тонн грузов в год, при средней скорости движения 120 км/ч. Каждый локомотив имеет 4500 л/с, что эквивалентно 3400 киловатт.

Железнодорожные грузоперевозки призваны соединить между собой четыре важнейших порта и семь логистических центров по всей стране. Промышленный город Абу-Даби (ICAD), порт Халифа, порт Джебель-Али, порт Аль-Гайль и порт Фуджейра являются крупными центрами местной и региональной торговли и логистики, включающими в себя таможенные склады разных типов и услуги по досмотру грузов.

Первая фаза проекта была завершена в январе 2016 года, вторая фаза была начата в 2020 году. Проект оказал позитивное влияние на экономику региона. В нем приняло участие 215 предприятий различных форм собственности и размеров. Проект на 70% состоит из материалов местного производства. Над проектом работали 11 подрядчиков, 25 консультантов и
28 тысяч специалистов.

На ОАЭ приходится 18% от общей стоимости проекта железнодорожной сети Залива, что является вторым показателем после доли Саудовской Аравии.

Помимо технической и экономической стороны проекта, ОАЭ также детально и скрупулезно подошли к решению потенциальных юридических сложностей. ОАЭ разработали структурированный нормативный подход к своим проектам развития железнодорожного транспорта и имплементировали регламенты, регулирующие железные дороги и трамвайные пути в эмирате Дубай.

Правила железнодорожного транспорта определяют железные дороги как «транспортную систему, предназначенную для перевозки пассажиров и грузов по определенным путям. Это включает, но не ограничивается, легкими и стандартными железными дорогами». В них определены роли Управления автомобильных дорог и транспорта (RTA), Органа по безопасности и регулированию (SRA), и Железнодорожного агентства (RTA Agency). RTA назначается железнодорожным регулятором, в обязанности которого входит планирование, проектирование и развитие железнодорожных сетей общего пользования, включая их эксплуатацию и техническое обслуживание в эмирате Дубай. RTA также регулирует строительство, развитие, эксплуатацию и техническое обслуживание частных железнодорожных сетей в Дубае.

Главным нормативным документом сейчас является Резолюция Исполнительного совета №1 от 2017 года, которая основана на Постановлении 5 от 2009 года, с поправками, внесенными Постановлением 4 от 2012 года о регулировании железных дорог в эмирате Дубай. Другие соответствующие инструкции включают Административное решение (68) от 2010 года о введении в действие подзаконного акта (5) от 2009 года, касающегося железных дорог в эмирате Дубай.