- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии отношений между Катаром и Бангладеш

Бангладеш и Катар постоянно сотрудничают в нескольких двусторонних аспектах, включая трудовую миграцию ( тысячи бангладешских рабочих в Катаре и их денежные переводы в размере 1,3 млрд долларов США), сотрудничество в области энергетики (15-летнее соглашение G-2-G по сжижению природного газа) и постоянную помощь беженцам-рохинджа. При этом Бангладеш, по  словам премьер-министра, имеет дело с 1,2 млн насильственно перемещенных рохинджа из Мьянмы, и это тема не имеет немедленного решения.  Бангладеш продолжает закупать сжиженный природный газ у Катара и Омана по долгосрочным контрактам и импортирует около 4 млн  тонн  в год. Срок действия соглашения с Катаром истекает в 2032 году, а с Оманом — в 2029 году.  Бангладеш уже 15 лет заключает с Катаром межправительственное соглашение по поставкам сжиженного природного газа, однако украинский кризис, западные санкции в отношении России и последующее повышение цен на энергоносители привели к энергетическому кризису в стране, которая в настоящее время с трудом справляется с растущим спросом на природный газ из-за сокращения его добычи  на местных газовых месторождениях и повышения цен на СПГ на  международном рынке. В июне 2017 года Бангладеш подписала соглашение с катарской компанией RasGas о получении 2,5 млн тонн СПГ ежегодно в течение следующих 15 лет.

При этом Катар активно использует трудовые кадры из Бангладеш, поскольку для поддержки своей экономики страна в значительной степени зависит от иностранной рабочей силы: 89,5% жителей Катара являются иностранными гражданами. Напротив, Бангладеш является одной из крупнейших стран-экспортеров рабочей силы в мире и в Катаре сейчас работают около 400 000 бангладешских экспатриантов, что составляет 12,5% от общего числа жителей Катара. Важно отметить, что приток денежных переводов из Катара за последние пять лет достиг отметки в 1 млрд долларов.

В этой связи Дакка серьезно рассчитывает на помощь Дохи в рамках купирования энергетического кризиса.

Премьер-министр Шейх Хасина уже обратилась с просьбой к эмиру Катара шейху Тамиму бен Хамаду Аль Тани предоставить еще один миллион тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год во время встречи 5 марта в Национальном конференц-центре Катара (QNCC) в кулуарах 5-й конференции Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам

. Доха ответила согласием, о чем министр иностранных дел Бангладеш Ак Абдул Момен сообщил  журналистам на брифинге. В настоящее время Бангладеш ежегодно импортирует около 40 контейнеров топлива из Катара, то есть от 1,8 до 2,5 млн тонн, а для устойчивого энергобаланса необходимо  на один миллион тонн больше, т. е. на 16-17 контейнеров больше. Причем речь идет о предоставлении кредита на поставку  по относительно более низкой цене, и Доха на это согласилась. Но не просто так, а за преференции в рамках расширения инвестиций  в энергетический сектор Бангладеш, терминалы хранения сжиженного газа и  инфраструктурный сектор. Катар также готов сотрудничать в наращивании потенциала в секторе нефтепереработки. Членство в ОИС и мусульманская идентичность могут помочь Бангладеш в этом отношении. Между тем, эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани очень заинтересован в развитии двусторонних отношений, и он принял приглашение от президента Бангладеш совершить визит в Дакку. По оценке местных экспертов, такой визит станет  знаковым событием в истории двусторонних отношений между Бангладеш и Катаром, ведущим к укреплению связей, особенно в торговле, инвестициях и экономическом сотрудничестве. Планируется, что во время визита будет также подписано большое количество двусторонних меморандумов и соглашений, что значительно укрепит связи между двумя странами и проложит путь катарским инвестициям в Бангладеш. Известно также, что Дакка обратилась к Дохе с просьбой закупки серьезного объема государственных облигаций страны  с целью облегчения нагрузки на золотовалютные резервы страны. В данном случае этот момент является ключевым для важнейшей экспортной отрасли страны – швейной, поскольку она во много субсидируется государством через центральный банк. При этом любой кризис в самой многолюдной швейной отрасли грозит очень серьезными  социальными катаклизмами.

Обратим внимание на то, что будущие и нынешние соглашения между странами охватывают не только сферу энергетики, но и вопросы благотворительности (на сегодня в Бангладеш работает несколько катарских фондов и школ, и их количество будет серьезно увеличено) и безопасности.   Правительство Бангладеш недавно одобрил проект соглашения об отправке 1129 военнослужащих в Катар в качестве постоянного контингента.

Соглашение будет автоматически продлено после истечения пятилетнего срока его действия. Вооруженные силы двух стран подпишут окончательное соглашение о всех аспектах  сотрудничества в области обороны и безопасности во время предстоящего визита катарского эмира. В общем, надо констатировать, что  Бангладеш — страна возможностей для такой страны, как Катар. Бангладеш производит лекарства международного стандарта, в то время как Катар импортирует лекарства из-за рубежа, и заинтересован в прямых поставках продуктов фармацевтики. Отказ от патентов, предоставленный в соответствии с Соглашением ТРИПС, позволил Бангладеш удовлетворить 98% фармацевтических потребностей на местном уровне и создает  оптимальные возможности для экспорта. Катар в свою очередь имеет огромные возможности для инвестиций в углеводородные и сервисные секторы, что облегчается решением правительства Бангладеш снизить налоги на прибыль за счет корпоративных налогов. В цифровом пространстве Бангладеш также набирает обороты, и Катар также собирается инвестировать в ИТ-сектор Бангладеш. В данном случае речь идет больше о привлечении местных кадров к совместным проектам в области цифровой безопасности.