- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция: выдвижение К. Кылычдароглу от Национальной коалиции в контексте разрешения кризиса с Хорошей партией

6 марта оппозиционная Национальная коалиция официально выдвинула Кемаля Кылычдароглу в качестве кандидата на пост президента. Позже его кандидатуру поддержал лидер Партии изменений в Турции (TDP) Мустафа Сарыгюль. Как ранее нами предполагалось, в рядах Демократической партии народов (HDP) решение оппозиционной коалиции было встречено позитивно.

Этому предшествовало неожиданное разрешение кризиса, связанного с выходом Хорошей партии (İYİ) из Национальной коалиции. Первые позитивные сигналы были отмечены еще 5 марта, однако основные изменения произошли непосредственно перед началом заседания. При посредничестве мэра Анкары Мансура Яваша и мэра Стамбула Экрема Имамоглу была организована встреча между Мераль Акшенер и Кемалем Кылычдароглу. По ее итогам Кылычдароглу принял «формулу Акшенер», согласно которой Яваш и Имамоглу в случае победы оппозиционного кандидата будут назначены вице-президентами Турции и выступят гарантами переходного периода. Кризис завершился подписанием 6 лидерами меморандума, в котором было упомянуто условие Акшенер, и ее согласием с кандидатурой Кылычдароглу.

Для начала мы рассмотрим причину кризиса, с точки зрения Хорошей партии. Явная причина связана с игнорированием позиции İYİ, которая опирается на общественное мнение. Здесь делался акцент на том, что Акшенер навязывали желание других лидеров без проведения прозрачных процедур определения кандидата. В данном случае выражалась линия на жертвование партийных интересов и поиск компромиссов в пользу интересов народа. Все это учитывало существование рисков для возможной победы оппозиции на выборах.

Неявная причина касалась стремления руководства Хорошей партии к повышению своего статуса по итогам парламентских выборов 2023 г. По сути своей, столкновение интересов правоцентристской и левоцентристской партий обозначало рост потенциала İYİ в общенациональном масштабе в случае падения влияния правящей Партии справедливости и развития (AKP) после выборов. Поэтому электоральный провал может сильно повлиять на шансы партии в будущем. Это особенно важно, так как 1) правые составляют около 65% электората, 2) населением чувствовалась нехватка правоцентристской партии. Принципиальность Акшенер в какой-то момент стала восприниматься как проблема. Однако дисбаланс выстроенной оппозицией системы лишал партию реальных гарантий защиты от репутационных потерь.

Кризис был разрешен благодаря «формуле Акшенер», согласно которой мэр Анкары Мансур Яваш и мэр Стамбула Экрем Имамоглу в случае избрания Кылычдароглу становятся вице-президентами. Она непосредственно имеет отношение к причинам кризиса.

Во-первых, снижаются риски для победы лидера кемалистов. По сути, фавориты Акшенер будут вовлечены в предвыборную кампанию. В этом смысле происходит деидеологизация кампании Кемаля Кылычдароглу: на первый план выходит не кандидат, а команда. Это может решить проблему изношенного профиля официального кандидата от Национальной оппозиции, так как размывает нацеленный на него фокус.

Во-вторых, İYİ стремится защитить свое положение после выборов. Хорошая партия действительно была в сложной ситуации. С одной стороны, из-за правоцентристского профиля она является важным элементом для обеспечения эффективности коалиции. Без сильной партии, представляющей этот идеологический профиль, оппозиционная коалиция не может быть успешной. В этом смысле возможное участие Демократической партии народов (HDP) в работе «стола шести» не обладает таким свойством, так как турецкое общество преимущественно является правым. С другой стороны, руководство Хорошей партии не хотело идти на авантюру и принимать решения «на авось». Непосредственно это было связано с особенностью ее стратегии и риторики. Электорат İYİ является разнородным, он объединяет избирателей, ориентирующихся как на идеологию, так и на проблемы. Поэтому она стремится удержать баланс. Необходимость смены системы после выборов является основным запросом, который выражает избиратель Хорошей партии. У Акшенер не было уверенности, что кандидатура Кылычдароглу может решить эту задачу. При этом разочарованность ее собственного электората могла привести к падению рейтингов с последующими кризисами внутри партии.

Как такой контекст выставления кандидатуры Кемаля Кылычдароглу повлияет на развитие событий? Жесткое возражение Акшенер, дошедшее даже до ее выхода из состава коалиции, может иметь отрезвляющий эффект для всей оппозиции. Этот шаг еще раз показал принципиальность выборов. Сценарий поддержки Кылычдароглу другими оппозиционными партиями без выставления ими своих кандидатур является вероятным. Это решение, возможно, изменит ход голосования. Необходимое большинство может быть достигнуто уже в первом туре. В этом смысле выборы президента напоминают выборы мэра Стамбула и Анкары, где большинство партий объединились вокруг двух основных кандидатов.

В итоге необходимо подчеркнуть следующее: