- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О роли племенного фактора в военно-политических конфликтах в Йемене. Часть 6

В провинции Аль-Бейда экспансия хоуситов вызвала сопротивление с стороны двух племен из региона Кифа – Зуэйб и Аввад. Племя Аввад в 2015 г. не разрешило пройти через свою территорию ни хоуситам, ни силам правительства Хади. В июне 2020 года боевиками хоуситов в местечке Таффа была изнасилована и убита женщина из этого племени Джихад аль-Асбахи. Хоуситы отказались выдать племени убийцу. Шейх Ясир аль-Аввади, до этого симпатизировавший хоуситам, разорвал с ними с ними связи и объявил о собрании племенного схода (накаф). Согласно йеменскому традиционному праву, убийство женщины является «черным позором», который можно смыть только кровью. Потенциально это могло бы привести к большому военному столкновению между племенем и хоуситами. Однако боевики «Ансар Аллах» воспользовались внутриплеменными разногласиями и в июне того же года полностью подчинили себе племя Аввад. В сентябре 2020 г. хоуситы начали четвертое наступление против племени Зуэйб и к октябрю 2021 г. завладели всей провинцией.

В провинции Аль-Джауф племенные лидеры отказались от дальнейшего сопротивления хоуситам после того как последние взорвали дома нескольких шейхов. В начале 2020 г. отряды «Ансар Аллах» овладели столицей провинции городом Аль-Хазм. Вскоре они заняли также стратегическое местечко Аль-Гаиль. После этого вооруженные формирования хоуситов начали наступление в провинции Мариб. Наиболее сильными племенами здесь являются Мурад, Абида, Джахм, Аль-Джадаан и Бани Абед. Племя Мурад при режиме А.А.Салеха было опорой правящей партии ВНК в провинции. Несмотря на это, в 2015 г. оно не пропустило вооруженные формирования хоуситов и просалеховские части йеменской армии через свою территорию и развернуло бои против них. Руководство «Ансар Аллах» воспользовалось старой враждой между Мурад с одной стороны, Абида и Джахм с другой и привлекло эти племена на свою сторону. Интересно, что и Мурад и Джахм являются суннитами-шафиитами в отличие от зейдитов из «Ансар Аллах».

Последняя по времени информация свидетельствует о том, что хоуситы продолжают планомерно ограничивать власть племенных шейхов на контролируемой ими территории, не гнушаясь репрессиями и насилием. В марте 2021 года журналисты телекомпании Bilqis TV сняли об этом репортаж. По их данным около 40 шейхов, ранее поддерживавших хоуситов, потом были ими уничтожены. Шейх Муджахид Кушайра из Амрана был в свое время главным союзником хоуситов и облегчил им захват провинции. Тем не менее, позже он вступил с ними в конфликт. В июле 2019 г. он был убит, а его тело проволокли через весь город. Эти кадры попали  в интернет. В мае 2019 г. шейх племени Бани Сурайх из Амрана Ахмед аль-Сакни был убит мушрифом (контролером) хоуситов. Он осуществлял посредничество между контролером  и местным жителем в споре за участок земли. Когда между шейхом и контролером разгорелся спор, последний убил его. В феврале 2021 г. аналогичный конфликт из-за земли возник между хоуситами и шейхом племени Архаб в Сане Радже Абу Наштаном. Командир хоуситов убил шейха и нескольких членов его семьи, включая детей и одну женщину. Правда, потом он был наказан своими боевыми товарищами за это преступление.

Йеменские племена и «Аль-Каида»

Политические процессы последних двадцати лет на Ближнем Востоке показывают, что племена как правило вступают в конфликт с радикальными и террористическими группировками, такими как «Аль-Каида» и «Исламское государство» (запрещены в России). Жесткие салафитские нормы, навязываемые радикалами, вступают в противоречие с традиционным правом племен. На севере Сирии и Ирака значительна часть арабских суннитских племен уже в 2014-2015 гг. вступили в противоборство с «Исламским государством» (ИГ). Те же племена, которые вначале поддержали ИГ, позже перешли на сторону антитеррористической коалиции во главе с США. Тем не менее, в Йемене многие племена поддержали «Аль-Каиду». Достаточно интересно было бы разобраться в причинах этого феномена.

Данная террористическая группировка была создана в Йемене в 1990-е годы моджахедами, вернувшимися из Афганистана. Основными регионами ее деятельности стали провинции Абъян, Аль-Бейда и Шабва. Сближению части племен с «Аль-Каидой на Аравийском полуострове» (АКАП) способствовали две причины.

Во-первых, недовольство низким уровнем жизни и коррумпированным правительством.

Во-вторых, систематические бомбардировки населенных пунктов американскими беспилотниками, сопровождавшиеся жертвами среди местного населения. Американские специальные силы получили базу в Йемене в 2001 г. по соглашению с президентом Салехом. В их задачи вошла борьба против терроризма. Со стороны правительства Йемена этот альянс с американцами объяснялся желанием получить военную помощь и кредиты.

В качестве примеров можно привести гибель вице-губернатора провинции Мариб Джабера аль-Шабвани в мае 2010 г. и массовое убийство в местечке Аль-Маджалла провинции Абъян 17 декабря 2009 г. В тот день в ходе удара ВВС США отряду с 14 боевиками «Аль-Каиды» погиб 41 мирный житель, включая 22 женщины и 14 детей. Эти преступления американцев побуждали племена в провинциях Шабва и Аль-Бейда заключать альянсы с «Аль-Каидой». Еще одним фактором усиления радикалов в Абъяне было то, что здесь «Аль-Каиду» возглавлял Тарик аль-Фадли, потомок правящей семьи султаната Фадили.

Очень часто АКАП заключала альянсы с членами правящих семей, ущемленными своими родственниками и соплеменниками. Например, в районе Кифа младшие сыновья шейха аль-Захба вступили в союз с АКАП потому что были лишены наследства и ущемлены старшими сыновьями. Старшие сыновья забрали их земли и лишили лидерства в племени. В этом регионе экстремисты работали с младшими потомками семьи аль-Захб – Тариком и Набилем. Позже Тарик стал шейхом племени, прославился мудрым решением конфликтов и получил легитимность. В то же время многие племена сотрудничали с международно признанным правительством и изгоняли террористов со своих территорий. В 2012 г. племенные шейхи способствовали уходу  боевиков АКАП из провинции Абъян. В 2016г. племенное посредничество в городках Зинджибар и Джаар способствовало изгнанию оттуда террористов. Йеменская исследовательница Надва аль-Даусари считает, что племена «прирожденно» противостоят террористам и экстремистской идеологии. Таким образом, с террористическими группировками взаимодействуют не племена в целом, а их отдельные члены. Тем не менее, иногда с джихадистами сотрудничают и племенные шейхи. Йеменский политолог Хусам Радман считает, что племенная аристократия иногда сотрудничает с АКАП для того, чтобы получить выгоду от контрабандной торговли оружием и другими товарами. Некоторые шейхи считают, что альянс с террористами усилит их позиции в противостоянии с другими племенами.

Война, идущая в Йемене с 2015 г., оказала деструктивное влияние на йеменское общество. В целом она способствовала ослаблению племенного фактора в этой стране. Многие племена оказались разделены на сторонников различных партий и группировок. Религиозная, политическая идентичность и экономические интересы часто оказываются сильнее племенной солидарности. В нынешнем конфликте занять ту или иную сторону часто оказывается вопросом жизни и смерти. Этому способствует с одной стороны преследование хоуситами своих политических противников, с другой, отсутствие поддержки со стороны «законного» правительства Йемена. В результате многие шейхи занимают нейтральную позицию. Внешне они выражают лояльность хоуситам, хотя и не разделяют их политическую повестку.

Рим Мугайед считает нынешний военный конфликт «величайшей опасностью, с которой когда-либо сталкивались местные племена». Племена Северного Йемена вынуждены ради выживания воевать на стороне хоуситов, что ведет к эрозии традиционного общества. Что касается племен провинций Мариб и Шабва, то они воюют против хоуситской экспансии, оставив в стороне прежние противоречия с другими племенами и правительством. В то же время их шейхи и рядовые общинники все чаще жалуются, что правительство в Адене, КСА и ОАЭ используют их в качестве «пушечного мяса». Военный конфликт разоряет их земли и истощает силы. Среди многих племен Мариба и Шабвы чувствуется усталость от войны. На конференции, прошедшей в Стамбуле в январе 2021 года, один из племенных шейхов из Мариба жаловался: «С начала войны мы потеряли 3500 мужчин из нашего племени. Когда я говорю о мире, я говорю об этом от имени своего племени, иначе мои братья перестанут мне доверять».

Разрыв между шейхами и рядовыми членами племен стал проявляться еще во времена режима Салеха. Тогда шейхи из представителей интересов своих племен перед правительством становились представителями правительства в племенах. Однако сейчас этот раскол все больше углубляется. Традиционная племенная аристократия оттесняется от власти «новыми шейхами», полевыми командирами или ставленниками хоуситов, Южного переходного совета или партии «Ислах». Любая война заканчивается миром. Несомненно, рано или поздно, мир будет установлен и в Йемене. Мы пока не можем предугадать контуры послевоенного общественного и политического устройства Йемена. Ясно только, что новая социальная структура этой древней арабской страны создается кровавым и жестоким путем.