- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О продвижении военно-технического сотрудничества КНР и ОАЭ в области техники для ВВС

По данным китайских источников, в рамках выставки IDEX-2023 ВВС Объединенных Арабских Эмиратов подписали с Китайской авиастроительной промышленной корпорацией контракт на поставку 12 учебно-боевых самолетов (далее УБС) L-15AW (модификация для ВВС ОАЭ), оснащенных штангой для дозаправки в воздухе. Выпуск данных самолетов будет организован на Наньчанском авиастроительном предприятии, которое специализируется на изготовлении УТС и УБС для ВВС НОАК.

L-15 – это экспортная версия УБС JL-10, который был принят на вооружение учебных подразделений ВВС и морской авиации ВМС НОАК после 2010 г. Среди китайских летчиков данный самолет получил прозвище «король ближнего боя», поскольку позволяет сформировать у летчика соответствующие навыки, необходимые для противодействия самолетам противника на малой дальности.

Согласно имеющейся информации, в ходе учебно-тренировочных полетов данный самолет позволяет пилотам отработать применение управляемых ракет класса «воздух-воздух» типа «Гром-5Е» и «Гром-9» (предназначены для ближнего боя), ракет класса «воздух-поверхность» TL-10 и управляемых оперенных бомб типа LS-6.

Следует отметить, что ранее система дозаправки не была предназначена для учебно-боевых самолетов по причине их эксплуатации в районах учебных авиабаз с небольшими назначенными воздушными районами, позволяющими отработать пилотаж в маневренном ближнем воздушном бою.  Примечательно, что в 2022 г. китайские источники доводили данную информацию, однако в реальности контракт был подписан только в рамках указанного мероприятия, что было обусловлено несколькими причинами.

Военно-политическое руководство ОАЭ только в конце 2022 г. получило однозначный отказ от официального Вашингтона в поставках 50 малозаметных истребителей F-35A. Необходимость в приобретении учебно-тренировочных самолетов, рассчитанных на подготовку пилотов к полетам на истребителях пятого поколения, отпала полностью.

В данном аспекте отметим, что США также отказались поставлять 18 разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов MQ-9. Суммарная стоимость двух контрактов достигала 23 млрд долл. США.  Такие решения военно-политического руководства США способствовали тому, что официальный Абу-Даби всерьез примет ценовое предложение китайских авиастроителей на достаточно современные учебно-боевые самолеты стоимостью 11 млн долл. США за единицу.

Следует учитывать, что в настоящее время  ни одна страна мира не может поставлять УБС по такой цене, поскольку стоимость необходимых комплектующих значительно выросла в свете сложной экономической обстановки, обусловленной пандемией коронавируса и вооруженным конфликтом на Украине.

Наиболее вероятными конкурентами для китайского L-15AW являлись российский Як-130 и южнокорейский ТА-50, стоимость которых не превышает 15 млн долл. США за единицу, тогда как остальные УБС, в частности М346, от итальянской компании «Леонардо» значительно дороже.

По мнению китайских аналитиков, российские самолетостроители загружены задачами от национальных ВКС и не смогут своевременно выполнить заказ иностранного государства. Согласно имеющейся информации, официальный Абу-Даби отказался финансировать разработку российского легкого истребителя Су-75, т. е. вероятность перехода ВВС ОАЭ на технику российского производства в обозримом будущем крайне мала.

В отношении южнокорейского ТА-50 известно, что в качестве силовой установки на данном самолете используется двигатель американского производства, а это означает сохранение зависимости от ОПК США, тогда как ВВС ОАЭ намерены планомерно снизить влияние американских авиастроителей.

К настоящему моменту на вооружении подразделений оперативно-тактической авиации ВВС ОАЭ находится 223 истребителя иностранного производства, среди которых F-16 E/F Block60, Мираж-2000-5Е и Мираж-2000-9. Как известно, в декабре 2021 г. ВВС ОАЭ подписали контракт с французскими авиастроителями на покупку 80 истребителей Рафаль-F3.

В этой ситуации важно обратить внимание на то, что летную годность сохраняет не более 20 учебно-тренировочных самолетов МВ339 (пр-во Италия) и HAWK100 (пр-во Великобритания), которые не обеспечивают необходимый уровень тренировочных полетов при подготовке летчиков к пилотированию высокоманевренных истребителей 4-ого и 4+ поколения.  Очевидно, что соотношение боевых самолетов к учебно-тренировочным достигает 22 : 1, что полностью не устраивает командование ВВС ОАЭ, которое осознает, что такое количество учебных самолетов не позволяет своевременно готовить необходимое количество боевых пилотов.

В случае успешной реализации полного контракта с китайскими авиастроителями (первая партия 12 самолетов и опцион еще на 36) на вооружении ВВС ОАЭ окажется 48 достаточно современных УБС, и тогда соотношение с боевыми самолетами составит уже 4,6:1, что вполне приемлемо для ВВС вполне состоятельного государства.

Китайские источники отмечают, что контракт с ВВС ОАЭ на поставку указанного количества УБС L-15 станет серьезным испытанием для ОПК КНР, поскольку данные самолеты были спроектированы под турбореактивный двигатель АИ-222К-25Ф (пр-во «Мотор Сич», Украина). Однако в современных условиях китайские авиастроители лишены возможности приобретать данные двигатели, поскольку сначала США вмешались в ВТС между Киевом и Пекином, а затем в рамках СВО были разрушены сборочные мощности указанных силовых установок.

В этой ситуации китайские авиастроители будут вынуждены пойти на риск и комплектовать самолеты, поставляемые на экспорт, двигателями WS-17 «Миньшань», которые разработаны в 624-ом НИИ Китайской авиапромышленной корпорации на основе моторов серии Аи-222-25. Китайским специалистам удалось обеспечить сопоставимую мощность мотора, однако остались проблемы с его ресурсом. Следует отметить, что в КНР постоянно повышают требования к авиационному керосину с целью понизить загрязнение окружающей среды, однако сверхчистое топливо приводит к досрочному выходу двигателя из строя.

Конструкторы и исследователи 624-ого НИИ вели работу над  WS-17, поскольку данным мотором комплектуют малозаметный разведывательный БПЛА большой продолжительности полета  под обозначением WZ-7, однако скоростные режимы данного аппарата несравнимы с пилотируемой авиацией.

В дополнение к вышесказанному отметим, что в отличие от европейских поставщиков ВВТ, официальный Пекин никогда не ставит политических условий иностранным государствам в отношении применения того или иного вида вооружений, что в современной ситуации становится решающим доводом для аравийских монархий, чьи ВС оказались ограничены в поставках по  различным политическим причинам. Кроме того, по некоторым данным, ВВС ОАЭ рассматривают возможность приобретения в КНР малозаметных истребителей типа FC-31, заинтересованность в которых высказал официальный Каир. Поставки истребителей 5-ого поколения для ВВС иностранных государств будут свидетельствовать о выходе ОПК КНР на новую ступень развития.