- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в зоне Сахеля: январь 2023 г.

3 января Министерство безопасности и гражданской обороны Мали сообщило об атаке на пост дорожной помощи в Маркакунго на юго-востоке страны на автодороге между Бамако и Сегу. В результате атаки погибли 2 пожарных и 3 гражданских лица. Этот регион считается в Мали относительно безопасным, поскольку террористические атаки там до сих пор были относительно нечастыми.

Сутки спустя ответственность за эту атаку взяла на себя «Аль-Каида» (запрещена в РФ) в лице аффилированной с ней «Группы поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ).

6 января глава военной хунты Мали полковник Ассими Гойта помиловал 49 солдат из Кот-д`Ивуар, арестованных в июле 2022 г. по подозрению в «наемничестве» и осужденных малийским «правосудием» к 20 годам тюрьмы. Этому предшествовали несколько месяцев напряженности в отношениях между Бамако и Абиджаном. Три женщины из состава ивуарийского контингента были освобождены в середине сентября, однако 30 декабря их заочно приговорили к смертной казни. Как сообщил представитель правительства Мали полковник Абдулайе Майга, амнистия касалась всех 49 ивуарийских военных.

Абиджан утверждал, что ивуарийские военные прибыли в Мали с целью обеспечения действий Миссии ООН в этой стране (Minusma). Малийская хунта в связи с этим делом постаралась продемонстрировать свою независимость по отношению к Франции, военных которой попросили на выход, Экономическому сообществу стран Западной Африки и Minusma.

Помилование свершилось неделю спустя после визита в Бамако официальной ивуарийской делегации во главе с министром обороны.

11 января командование малийской армии объявило, что 3 солдата погибли, 5 получили ранения в серии боестолкновений с джихадистами, имевшими место в центральной части страны между городами Мопти и Сегу. По данным военных, им удалось уничтожить 7 джихадистов. Спустя несколько часов после первого сообщения речь шла уже о по меньшей мере 14 погибших и 11 раненых солдатах. Джихадисты потеряли более 30 человек убитыми. Ответственность за участие в боевых действиях против правительственных сил взяла на себя ГПИМ. По ее данным, речь шла о двух атаках из засад. Утверждалось, что во второй из них, устроенной между населенными пунктами Кумара и Масина, были якобы убиты 5 бойцов ЧВК «Вагнер» и 7 малийских солдат. ГПИМ признала гибель 5 джихадистов.

15 января на западе Мали в районе Куала в засаду джихадистов попало подразделение жандармерии. В результате нападения погибли 4 военных, 3 получили ранения. Джихадисты сожгли две автомашины жандармов, еще две с установленными на них пулеметами угнали.

15 января последователи имама Махмуда Дико потребовали объяснений от военной хунты объяснений относительно использования накануне слезоточивого газа против людей, собравшихся встретить эту важную религиозную и политическую фигуру по возвращении из-за границы. Имам Дико был видной фигурой протестного движения, которое предшествовало свержению президента Ибрагима Бубакара Кейты военными в 2020 г. Он открыто выражал несогласие с действиями хунты.

Имам вернулся из Саудовской Аравии, где он получил пост в неправительственной организации Всемирная исламская лига. Его последователи собрались в аэропорте для встречи, когда против них применили слезоточивый газ. Власти не стали объяснить причины, побудившие их сделать это. Со своей стороны имам Дико минимизировал инцидент, заявив, что «сожалеет» в этой связи. Однако «Координация движений, ассоциаций и сторонников имама (CMAS) осудила эту «агрессию». В своем коммюнике она отметила, что «ничто не может оправдать эти действия сил безопасности против верующих мусульман, вышедших прославить ислам».

Возвращение имама совпало с новым праздничным днем, установленным хунтой – «Национальным днем восстановленного суверенитета».

CMAS ранее заявил о себе, потребовав от хунты отказаться от ее проекта новой конституции. Ее одобрение могло дать «зеленый свет» проведению в марте референдума, что дало бы возможность хунте оставаться у власти вплоть до новых выборов, запланированных на 2024 г.

19 января малийские военные получили очередную партию вооружений из России. В ней значились, в частности, штурмовики Су-25, учебно-боевые самолеты L-39 и 2 вертолета Ми-8. В церемонии передачи авиатехники принял участие глава хунты полковник А.Гойта. Аналогичные поставки имели место в марте и августе 2022 г. Малийские власти утверждают, что покупают эту технику. Известно, что она поступает из наличия Минобороны РФ, то есть она стоит значительно дешевле новых образцов.

20 января в СМИ попал проект доклада генсека ООН Антониу Гутерриша, согласно которому Миссия ООН по поддержанию мира в Мали (Minusma) «недееспособна» без увеличения ее численности. Документ содержал идею вывода «голубых касок» из Мали в случае, если они окажутся не в состоянии осуществлять их мандат.

Minusma была создана в 2013 г. с задачами стабилизовать Мали, которому угрожало наступление джихадистов, защищать гражданское население, способствовать усилиям по достижению мира, защищать права человека. Тем не менее ситуация в стране за прошедшее время только ухудшалась. С августа 2022 г. из-за действий хунты она оказалась лишенной зарубежной операционной поддержки, и в частности, со стороны Франции.

В проекте доклада содержались предложения по трем возможным выборам. Первый предлагал усилить Миссию с тем, чтобы она могла полноценно выполнять свой мандат. Предлагалось увеличить численность ее контингента на 2 тысячи человек или на 3680 человек. По состоянию на середину декабря в составе Миссии было 12388 военных (согласно мандату разрешено 13289) и 1598 полицейских (разрешено 1920). Этот выбор мог быть сделан при выполнении ряда условий, и в частности, возвращения к власти гражданских в марте 2024 г. и возвращения миротворцам свободы перемещений по стране.

При невыполнении этих условий предлагался вывод миротворцев и трансформация Minusma в «специальную политическую миссию» с присутствием только в Бамако.

Третий, промежуточный вариант, предусматривает сохранение существующей численности Миссии, но с модификацией ее мандата с закрытием ряда лагерей и сокращением присутствия миротворцев в центральной части страны.

28 января «Координация движений Азавада» (КДА) — альянс некогда повстанческих группировок на севере Мали, который подписал в 2015 г. мирное соглашение с Бамако – объявил, что его представители выходят из комиссии, призванной подготовить окончательный вариант новой конституции.

Напомним, что в декабре 2022 г. КДА приостановила свое участие в механизмах реализации мирного соглашения, аргументировав свой шаг «отсутствием политической воли» со стороны хунты.

 

В столице Буркина-Фасо Уагадугу 20 января несколько сотен человек приняли участие в манифестации против французского военного присутствия в стране. Они также потребовали выдворения из страны посла Франции Люка Халлада и закрытия французской военной базы в Камбвансине, где на тот момент находились 400 солдат из состава сил специальных операций в рамках операции «Сабля», проводимой с 2009 г. в нескольких странах Сахеля.

До этого военные власти несколько раз заявляли о намерении по примеру Мали укрепить отношения с Россией. Париж попытался отреагировать на эти заявления, направив 10 января в Уагадугу госсекретаря при МИД Франции Кризулу Захаропулу. Там она встречалась с переходным президентом Ибрагимом Траоре.

21 января в Уагадугу было объявлено, что Буркина-Фасо потребовало вывести французских военных со своей территории, отведя им на это один месяц. Одновременно было объявлено о денонсации 18 января договора от 2018 года о военном сотрудничестве, обусловившего условия присутствия французских военных в этой стране.

25 января после официального уведомления буркинийской хунты МИД Франции сообщил, что Париж выведет своих военных из Буркина-Фасо в течение месяца с момента получения 24 января письменного уведомления.

В январе 2013 г. французы из контингента «Сабля», переброшенные в Мали, в течение 15 дней вместе с малийскими военными сдерживали продвижение джихадистов на Бамако вплоть до развертывания французского контингента «Серваль», затем «Бархан». После этого французские спецназовцы из контингента «Сабля» занимались главным образом отслеживанием и уничтожением главарей джихадистских формирований в регионе. Они также принимали участие в операциях по освобождению заложников, как это было в Бамако в ноябре 2015 г.

 

24 января в Нигере военные этой страны объявили об уничтожении «11 террористов» и аресте еще 6 боевиков в ходе боевых действий в районе Тиллабери близ границы с Буркина-Фасо. Со стороны военных в серии операций приняли участие солдаты специального антиджихадистского подразделения «Нийя» («Воля»). Оно было создано в феврале 2022 г. и насчитывает свыше 2 тысяч человек.

Обширный и нестабильный регион Тиллабери площадью 100 тысяч кв. км находится в так называемой зоне «трех границ» между Нигером, Буркина-Фасо и Мали. В отличие от соседей Нигер продолжает участвовать в программе «боевого партнерства», в рамках которой в ходе операций нигерских военных поддержали 250 французских солдат.

 

В целом, в связи с демаршем КДА представляется, что Мали ожидает новый политический кризис, причем задуманный извне в ответ на курс хунты на сближение с Россией – французы всегда поддерживали тесные связи с туарегами, которые превалируют в КДА.