Уникальная система датчиков обнаружена на новом турецком истребителе-невидимке. На фотографиях первого прототипа стелс-истребителя TF-X видны отдельные встроенные инфракрасные системы поиска и слежения, а также электрооптические системы наведения[i] [1]. В носовой части истребителя TF-X установлена более полная конструкция с гранеными корпусами для, по-видимому, специальной инфракрасной системы поиска и слежения, или IRST, прямо перед кабиной пилота, и многоцелевой электрооптической системы наведения, или EOTS, под носовой частью фюзеляжа. Ни один другой перспективный истребитель, находящийся на вооружении или в разработке, не имеет подобной конфигурации с полностью раздельными встроенными системами IRST и EOTS.
Основная информация, предоставляемая типичными системами IRST, – это пеленг потенциальной цели. Одиночный самолет может определить, насколько далеко находится объект, используя другие средства, но это, как правило, трудоемкий и сложный процесс. Объединение IRST на нескольких самолетах в сеть – возможность, которой может обладать и турецкий TF-X – предлагает один из вариантов более быстрой триангуляции данных для определения дальности, а также обеспечивает более качественное отслеживание цели.
До сих пор не совсем ясно, какие двигатели будут использоваться на истребителе. Заявленный план предусматривал использование двигателей Pratt & Whitney F110, версии которых собираются по лицензии в Турции, по крайней мере, для первоначальных прототипов, но охлаждение американо-турецких отношений в последние годы создало потенциальные препятствия. В конечном итоге турецкие авиастроители планируют использовать двигатели отечественной разработки.
Несмотря на то, что TF-X впервые взлетит в этом году, что будет огромным достижением, это лишь одна часть процесса разработки. Предстоит еще много работы по интеграции и испытанию различных систем самолета, включая IRST и EOTS, а также огромное количество кода программного обеспечения и других компонентов, необходимых для реализации таких ключевых возможностей, как объединение датчиков.
Как бы ни продолжалась разработка TF-X, теперь стало ясно, что в конструкции будет использована новая комбинация систем IRST и EOTS, и будет интересно узнать больше о том, как они, по крайней мере, должны функционировать как по отдельности, так и вместе.
Анализ турецких СМИ показывает, что в целях разработки истребителя 2023 году инициировано восемь новых проектов в области НИОКР военно-воздушной сферы. Разрабатываемые системы будут использоваться в критически важных системах оборонной промышленности[ii] [2]. Приведем список данных систем:
- Проект CAGIN по разработке технологии протонообменной мембраны PEM Fuel Cell.
- Проект QUANTUM LIDAR для разработки революционной РЛС LIDAR, которую нельзя ослепить, обмануть и чье присутствие невозможно обнаружить с помощью революционной квантовой технологии, выявляющей невидимые цели.
- Проект QUANTUM RADAR для разработки радара, способного обнаруживать цели, которые не могут быть обнаружены обычными радарами, для обеспечения безопасности страны.
- Проект SUPERÖRGÜ по разработке на месте комплектов инфракрасных детекторов Superwire, в которых полупроводниковые слои используются последовательно, для систем разведки и наблюдения, работающих в среднем и длинном инфракрасном диапазоне волн.
- Проект MIRA по разработке инерциальной навигационной системы с инерциальными датчиками для использования на военно-морских платформах, требующих высокоточных навигационных систем.
- Проект YONCA по разработке многоядерного микропроцессора с целью создания национального процессора с уникальным ядром, локализации периферийных интерфейсов и расширения экосистемы в этой области.
- Проект KARINCA по обеспечению инфраструктуры связи V2X для гражданских и военных транспортных средств.
- Проект GÖKSU по обеспечению относительного позиционирования для роевых систем с ультраширокополосной связью и формированию роя.
В заключение отметим, что Турция планирует запустить свой истребитель-невидимку в 2023 году, но он еще далек от завершения. Турция также считает, что строящийся отечественный истребитель-невидимка пятого поколения TF-X, также известный как MMU, может совершить свой первый полет в этом году – столетии страны. Даже если Анкара уложится в этот амбициозный срок, у нее впереди еще много лет работы, прежде чем она сможет даже надеяться выпустить действительно самолет пятого поколения или даже полностью функциональный прототип.
Полет прототипа TF-X до конца 2023 года будет иметь большое символическое значение для правительства и оборонного сектора Турции. С другой стороны, аналитики подчеркнули, что наличие летающего прототипа для демонстрации публике не означает, что Турция даже близка к завершению функционального истребителя пятого поколения: главное, что хотелось бы подчеркнуть, это то, что существует огромная разница между созданием формы, похожей на истребитель пятого поколения, который будет летать в качестве прототипа, и фактическим производством и серийным производством боевого самолета, который работает как истребитель пятого поколения в бою.
[i] [3] https://www.thedrive.com/the-war-zone/unique-sensor-setup-emerges-on-turkeys-stealthy-new-fighter
[ii] [4] https://www.youtube.com/watch?v=MPY0In2coN4&feature=youtu.be