- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об активизации борьбы правительства Сомали с террористической организацией «Аш-Шабаб»

Через три месяца после возвращения на президентский пост в Сомали Хасан Iейх Махамуд решил если не искоренить «Аш-Шабаб» полностью, то, по крайней мере, кардинально минимизировать потенциал этой террористической организации. Новая администрация сформировала единый фронт, включающий местных игроков, федеральные государства-члены, религиозных лидеров и внешних игроков, чтобы противостоять «Аш-Шабааб» по военным, религиозным и финансовым направлениям. Наступление этой коалиции заставила «Аш-Шабаб» перейти к обороне на фоне неких недавних тактических успехов правительственных войск. При этом отметим, что говорить о каком-то фатальном поражении исламистов пока рано. Это не первый случай, когда «Аш-Шабаб» терпит военное поражение. В 2011 году она оправилась от военного поражения и расширила свою власть в стране. В данном конкретном  случае надо отметить, что основной причиной некоторого прогресса на фронте стало недовольство налоговой системой исламистов со стороны местных племен на фоне жесткой засухи. Это открытое восстание племен против «Аш-Шабаб» особенно проявилось в Хиираане, штат Хиршабель, который больше всего и пострадал от засухи.  В этом контексте  государство просто поддержало это восстание в военном отношении. Местные ополченцы получили военную поддержку оружием от правительства, в свою очередь предоставляя информацию правительственным силам. Это говорит о том, что многие силы, противостоящие «Аш-Шабаб», согласовали свои цели и усилия, что имеет решающее значение для успеха правительства. Совместное военное наступление распространилось на другие районы в штатах Галмудуг, Юго-Запад и Джубаленд, что еще больше поддерживает наступательную динамику правительства. Одновременно Могадишо  также предприняло усилия в финансовой и религиозной сферах в попытке ослабить влияние «Аш-Шабаб». На религиозном фронте Мухтар Робоу, бывший высокопоставленный член «Аш-Шабаб», которого правительство назначило министром по делам религии, ведет переговоры с учеными и религиозными авторитетами о том, как противостоять экстремистской идеологии «Аш-Шабаб».  В этой связи отметим, что эти попытки с использованием Робоу с подачи США (это их проект) предпринимал в свое время и бывший президент Формаджо, но вскоре от этого плана отказался в силу того, что Робоу начал поддерживать сепаратистские течения ряда племен. Правительство также заявляет, что заморозило 250 банковских счетов, используемых экстремистами для ограничения их финансовых источников. Другие партнеры, такие как Соединенные Штаты  и Турция, поддержали военную операцию, предоставив поддержку с воздуха и военную технику. Джибути, Эфиопия и Кения, соседи Сомали, в феврале договорились сотрудничать с Могадишо в разработке единого плана обеспечения безопасности. Международные партнеры также выразили свою поддержку в улучшении координации глобальной безопасности и помощи в стабилизации в недавно освобожденных районах. К ним относятся Катар, Сомали, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания и США.

Разнонаправленное наступление, проводимое в течение последних шести месяцев, показывает, что, в отличие от предыдущей администрации, новое правительство серьезно намерено ослабить «Аш-Шабаб».  Тем не менее, группировка активно сопротивляется. Участились нападения на сотрудников службы безопасности, военные объекты и правительственные здания. В октябре 2022 года у Министерства образования взорвались два заминированных автомобиля, в результате чего по меньшей мере 121 человек погибли и более 300 получили ранения. Во время борьбы с «Аш-Шабаб» в 2011 году Миссией Африканского союза в Сомали, Кении и Эфиопии «Аш-Шабаб» была ослаблена, но в последующие годы она возродилась. При предыдущей администрации организация стала еще сильнее, обладая возможностями для продвинутого управления и проникновения в аппарат государственной безопасности.

Как полагают американские эксперты, текущее наступление правительственных сил должно быть расширено на другие территории, контролируемые «Аш-Шабаб», а освобожденные районы должны быть стабилизированы. Если с этим не справиться должным образом, сторонники «Аш-Шабаб» могут перегруппироваться и снова отвоевать территорию. В конечном счете, силы «Аш-Шабаб» должны быть ослаблены в военном отношении, а ее идеология и оперативная эффективность подорваны. Этого можно добиться, поставив под угрозу ее способность управлять, нанеся ущерб ее судебным решениям и сбору налогов. Наступление правительственных войск началось и распространилось на места, где имелось локальное сопротивление «Аш-Шабаб». Это ограничивает наступательные действия в регионах с небольшим местным сопротивлением. Непоследовательное наступление может дать «Аш-Шабаб» возможность ослабить местное сопротивление и отразить усилия правительства. Если проще – если исламисты смогут купировать недовольство племен путем реформирования своей налоговой системы, то есть все шансы того, что наступление может вскоре захлебнуться.   Скоординированные на местном уровне усилия, которые сыграли значительную роль в достигнутых на сегодняшний день успехах, также могут оказаться недолговечными из-за непоследовательной стратегии и возможностей местных союзников. Использование кланового ополчения может оказаться неподконтрольным как федеральным, так и местным структурам управления, что приведет к непоследовательной стратегии. Поражение «Аш-Шабаб» в 2011 году было преодолено ей прежде всего из-за пробелов в местной политике правительства Сомали. Это ослабило его стратегию, позволив «Аш-Шабаб» воспользоваться этими пробелами и восстановить свой боевой потенциал. Запланированный вход Переходной миссии Африканского союза в Сомали (ATMIS) – нынешней миссии по поддержанию мира в стране – также вызывает обеспокоенность по поводу ее поддержки операции. ATMIS поручено ликвидировать угрозу «Аш-Шабаб», передать ответственность национальным силам безопасности Сомали и завершить свою миссию в декабре 2024 года. Запланировано поэтапное сокращение численности войск. Поддержка миссии нынешней операции неоднозначна, поскольку ее внимание разделено между выполнением стратегии ухода и поддержкой процесса обеспечения безопасности Сомали. Другая проблема касается способности государства создавать эффективные структуры управления для замены существующих структур «Аш-Шабаб» и поддержания стабильности в освобожденных районах. Правительственные войска и местные ополченцы отбивают у боевиков районы, в том числе порты, которые являются источниками доходов и оружия для повстанцев. Эти освобожденные районы нуждаются в государственном потенциале для надлежащего управления, что имеет решающее значение для преобразования военных успехов операции в долгосрочные политические решения. В этом контексте важно уделять приоритетное внимание планам с быстрой отдачей, которые создают видимое присутствие правительства и запускают процесс восстановления легитимности государства. Мобилизация ресурсов для гуманитарных нужд в этих освобожденных районах также имеет важное значение. Возможности правительства могут быть разделены в среднесрочной перспективе из-за напряженности, связанной с предстоящими выборами в федеральных государствах-членах в этом и следующем году. Во многом именно политические волнения и нестабильность, связанные с федеральными и общенациональными выборами во время правления администрации бывшего президента Мохаммеда Абдуллахи Мохаммеда (Формаджо), подорвали эффективность управления, режим безопасности и потенциал борьбы с «Аш-Шабаб». Вероятны спорные выборы, поскольку между федеральным правительством и государствами-членами сохраняется ряд нерешенных политических вопросов. Уже есть признаки стресса, такие как конфликт между центром и Пунтлендом из-за реформы Конституции Сомали. Кризис в Лас-Аноде, который стравливает Сомалиленд и Зулбаханте, поддерживаемых Пунтлендом, может создать еще одно поле для маневра и мирной передышки.  Политические разногласия и связанная с ними напряженность будут усиливаться по мере приближения выборов, отвлекая внимание правительства и международных союзников от стабилизации и более масштабной цели борьбы с «Аш-Шабаб». Для успеха правительственной борьбы с «Аш-Шабаб» необходима постоянная координация между местными и правительственными силами, а также между внешними партнерами. Одновременно необходимо разработать надлежащий план стабилизации освобожденных районов. Без этого «Аш-Шабаб» довольно быстро может восстановить свой контроль над территориями и возродить там свою тактику управления.