- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О вызове исламистского терроризма для нового президента Нигерии

Как указывают аналитики африканского Института исследований в области безопасности (ISS), одним из основных вызовов  для приведенного к присяге 29 мая нового президента Нигерии Бола Тинубу является тема активности «Боко харам» и других джихадистских групп. Сразу после того, как его объявили победителем президентских выборов 25 февраля, Тинубу начал активно работать над этой темой, в том числе регулярно получать брифинги по вопросам безопасности. Как лидер правящего «Конгресса всех прогрессивных сил» и близкий союзник бывшего президента Мухаммаду Бухари, Тинубу также получает объективную информацию о положении дел на земле от своего вице-президента Касима Шеттимы, который был губернатором штата Борно, который по-прежнему наиболее страдает от отсутствия безопасности, и был эпицентром основных боев в разгар кампании насилия «Боко харам» в период с 2013 по 2015 годы. Предполагается, что именно этот штат в ближайшее время станет неким полигоном, на котором будут отрабатываться новые алгоритмы борьбы с исламистами. Присягнув на верность «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в России), сторонники «Боко харам»  в настоящее время контролируют 27 районов местного самоуправления на северо-востоке Нигерии, вызвав один из крупнейших в мире, но наиболее недооцененных гуманитарных кризисов. Эта террористическая организация   представляет собой самое сложное испытание в плане безопасности для Тинубу. Вот уже 14-й год повстанцы уверенно пресекают все попытки сменяющих друг друга президентов решить эту проблему в основном военными способами. Бухари был третьим президентом, который не смог положить конец кризису, несмотря на обещания сделать это во время своих предвыборных кампаний. Он утверждал, что уже победил «Боко харам» после того, как стал президентом, но ее жестокие нападения продолжаются, в том числе за пределами основных районов на северо-востоке. При этом «Боко харам» – это не единственная проблема безопасности, с которой придется столкнуться Тинубу Что еще более тревожно, «Исламское государство Западноафриканская провинция» (ISWAP), основанное менее чем за три месяца до того, как Бухари стал президентом в 2015 году, сильно прибавило в своем военном потенциале и численности во время его президентства. В прошлом году ISWAP заявила о нападениях по меньшей мере в семи штатах за пределами Борно: Абуджа, Эдо, Кано, Коги, Нигер, Ондо и Тараба. Все это были места, на которые ISWAP раньше никогда не нападала.

Эти темы исламистского террора усугубляются проблемами с ростом криминального  бандитизма, который  достиг такого тревожного уровня, что люди на северо-западе покидают свои дома и перебираются через границу в Нигер. Сельские жители не могут получить доступ к своим сельскохозяйственным угодьям из-за страха нападений. В некоторых случаях общины вынуждены платить бандитам, чтобы им разрешили заниматься сельским хозяйством. Ущерб, который это наносит средствам к существованию, привел к увеличению недоедания среди детей в регионе. Бандитизм уже начал распространятся и на Нигер, страну, которая также сталкивается с проблемой «Боко харам». Аналогичным образом, на севере Центральной Нигерии кризис между фермерами и скотоводами остается серьезной проблемой. В то же время столкновения между местными общинами и сепаратистская активность угрожают миру на юге, особенно в Юго-Восточной и Юго-Южной зонах.

Важным индикатором того, как Тинубу намерен решать эти проблемы – это новые назначения на посты глав силовых ведомств.   Некоторые из первых назначений, которые обычно делает нигерийский президент, — это руководители силовых ведомств, начиная от советника по национальной безопасности и заканчивая начальником штаба обороны.

Это люди, которые будут определять его видение безопасности, поэтому  назначения покажут, насколько важное значение он придает этому вопросу.

Предстоит серьезно реформировать работу сектора разведки, который должен быть в состоянии пресекает угрозы безопасности в зародыше, прежде чем они проявятся. Для достижения этой цели нигерийский сектор безопасности должен быть преобразован из своего нынешнего преимущественно репрессивного по сути в более гибкий, ориентированный на построение доверительных отношений с гражданскими лицами. Без этого момента крайне сложно будет рассчитывать на то, что разведка сможет опираться на доверительную сеть информаторов среди местных племенных групп и общин. Это ключевая на сегодня проблема в рамках сборах необходимой развединформации, которая усугубляется еще и фактами многочисленных злоупотреблений со стороны военных в отношении местного населения.  Что еще более важно, это принятие  долгосрочных решений, которые выходят за рамки чисто военного вмешательства. Они должны уделять равное внимание вопросам управления и социально-экономическим вопросам, которые создают благоприятную почву для вербовки в насильственный экстремизм и преступные группировки. Успехи, достигнутые в результате решительных действий по решению проблем внутренней безопасности Нигерии, могут быть использованы для объединения лидеров других стран в совместных усилиях. Эти усилия должны быть направлены на решение проблемы на региональном и целостном уровнях, лишая повстанцев пространства для действий и расширения активности. События в бассейне озера Чад и Сахеле показали, что насильственный экстремизм не может быть побежден одной страной в одиночку из-за интернационализации кризиса. Это облегчает вербовку и нападения через границы. Располагая лучшими сухопутными войсками на континенте и вторыми по численности вооруженными силами в Африке к югу от Сахары, Нигерия способна обеспечить лидерство в регионе. Чего не хватает, так это политической решимости воплотить этот потенциал в ощутимые результаты – и это та возможность, которой должна воспользоваться новая администрация Тинубу. Его предшественник Бухари запомнится операцией «Безопасный коридор», программой страны по снижению радикализации и реинтеграции бывших комбатантов. Операция  сократила число членов «Боко харам» более чем на 1000 бойцов, однако она не смогла окончательно минимизировать ее влияние. Более того, «Боко харам» смогла очень быстро восстановить свое влияние и потенциал.  Это четко свидетельствует о том, что у темы исламистской опасности в стране нет исключительно военного решения.