- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новых фактах, свидетельствующих о росте напряженности в отношениях между США и Саудовской Аравией

15 марта  два американских сенатора от Демократической и Республиканской партий представила резолюцию, которая потребует от администрации президента Дж.Байдена сообщить о ситуации с правами человека в Саудовской Аравии и, возможно, прекратить всю помощь США королевству в области безопасности, поскольку связи между Эр-Риядом и Вашингтоном продолжают ухудшаться. Демократ Крис Мерфи и республиканец Майк Ли ссылались на положение Закона об иностранной помощи США, которое позволяет Конгрессу голосовать за запрос информации о соблюдении прав человека в конкретной стране. Сенатор Ли назвал это предложение «простой и справедливой просьбой» к Госдепартаменту предоставить более подробную информацию о состоянии прав человека в Саудовской Аравии. «Американское оружие не должно находиться в руках нарушителей прав человека. [Американский] народ и его избранные представители имеют право знать, какие виды деятельности мы молчаливо поддерживаем», — говорится в заявлении.  Если резолюция станет законом (что на сегодня практически невозможно — авт.), Госдепартамент должен будет представить отчет о правах человека в Саудовской Аравии в течение 30 дней, или вся помощь в области безопасности автоматически прекратится. Законодатели также ссылаются на пункт в Законе об иностранной помощи США, который позволит Конгрессу принять совместную резолюцию о прекращении помощи в области безопасности Эр-Рияду. Голосование о прекращении или ограничении помощи в области безопасности требует только достижения порога в 50 голосов, но в качестве совместной резолюции она должна пройти как Сенат, так и Палату представителей и быть подписана президентом США. В отличие от Египта, который получает основную часть своего американского вооружения за счет иностранного военного финансирования (FMF), когда США субсидируют продажи оборонных подрядчиков партнерам Вашингтона, КСА само закупает свое оружие. США имеют около 126 млрд долларов в активных государственных продажах Саудовской Аравии в рамках системы иностранных военных продаж (FMS). Сейчас Саудовская Аравия переживает экономический бум в результате роста доходов от продажи нефти. 14 марта две саудовские авиакомпании объявили о покупке почти 80 коммерческих самолетов Boeing, в рамках сделки, которая, по словам Белого дома, может достичь 37 млрд долларов. Как полагают американские эксперты,  проект резолюции выдвинут в то время, когда отношения Саудовской Аравии и США находятся под напряжением, поскольку наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман наметил более независимый внешнеполитический курс. На прошлой неделе Саудовская Аравия согласилась восстановить дипотношения со своим главным конкурентом Ираном при посредничестве Китая. Нынешние и бывшие официальные лица США были разочарованы соглашением, которое некоторые аналитики называют переломным моментом для региона и роли Китая как геополитического игрока. Аарон Дэвид Миллер, бывший чиновник США, который служил президентам-республиканцам и демократам на Ближнем Востоке, заявил, что одним из преимуществ Китая в отношениях с КСА перед США было отсутствие у него контроля, аналогичного контролю Конгресса за продажей оружия и отсутствие вопросов о правах человека. «Администрация не выполнила свое обязательство пересмотреть отношения с Саудовской Аравией, поэтому Конгресс обязан принять меры», — говорится в заявлении сенатора Мерфи. Если резолюция станет законом, Конгресс будет проинформирован о таких вопросах, как, но не ограничиваясь ими: пытки задержанных в Саудовской Аравии; казни заключенных за ненасильственные преступления; операции Саудовской Аравии в Йемене; и насильственные исчезновения. В докладе, опубликованном в январе юридической благотворительной организацией Reprieve и Европейской саудовской организацией по правам человека (ESOHR), говорится, что казни в Саудовской Аравии удвоились с момента прихода к фактической власти наследного принца Мухаммеда бен Сальмана в 2015 году. Согласно отчету, с 2015 по 2022 год в среднем совершалось 129,5 смертных казней в год. Саудовская Аравия также столкнулась с двухпартийной критикой в Конгрессе за свою роль в войне в Йемене. По оценкам проекта «Информация о местоположении и событиях вооруженного конфликта»» в Йемене было убито более 150 000 человек, в том числе около 15 000 гражданских лиц.

В связи со всей этой шумихой отметим, что это очень вялая попытка Конгресса каким-то образом послать сигнал Эр-Рияду о своем недовольстве его выбором Пекина в качестве основного посредника и смены парадигмы в своем традиционном противостоянии с Ираном. Предложенная резолюция оправданно не станет законом, так как в противном случае американский сектор ВПК просто уступит свою долю рынка конкурентам. По большому счету, сделать что-то внятное и эффективное  в отношении КСА американцы сейчас просто не в состоянии. Если они, конечно, не хотят обрушить мировой нефтяной рынок. А они точно этого не хотят. Выход Эр-Рияда на посредничество Пекина в рамках  переговоров с Тегераном – это звонкая оплеуха прежде всего Госдепартаменту США (стати, не последняя, судя по всему. Недавно Эр-Рияд обсуждали в Москве йеменское досье, а скоро в Москву приезжает  глава Южного переходного совета Айдарус аз-Зубейди, что вряд ли было возможно без согласия ОАЭ — авт.).  Другими словами, КСА (и ОАЭ) отказались от американского посредничества и гарантий безопасности: легче было напрямую договориться с Ираном. Это без всяких дипломатических уверток четко заявил бывший глава разведки Саудовской Аравии Турки аль-Фейсал: «Ни Соединенные Штаты, ни Европа не смогли бы быть «честным посредником» и заключить сделку между Саудовской Аравией и Ираном, подобную той, которую помог заключить Китай. Китай был тем, кто мог это осуществить, потому что у него хорошие отношения с нами обоими».  В прошлом году Турки аль-Фейсал раскритиковал подход администрации Дж.Байдена к американо-саудовским отношениям, заявив, что напряженность в отношениях возникла из-за решения Байденом вопросов региональной безопасности. Он добавил, что королевство чувствует себя «разочарованным» позицией США по войне в Йемене. Турки бен-Фейсал, бывший посол КСА в США, а ныне председатель Центра исследований и исламских исследований имени короля Фейсала, который базируется в Эр-Рияде (сейчас он помимо роли главного саудовского оракула, еще полностью вовлечен в лоббистскую просаудовскую деятельность  в ЮНЕСКО -авт.), сказал, что он не посвящен в детали соглашения, но надеется, что оно приведет к дальнейшему позитивному развитию событий на Ближнем Востоке: «Я думаю, что это повлияет на такие вопросы, как Йемен, например. Надеюсь, в Сирии, где у нас продолжается кровопролитие».  Собственно, это два главных вопроса (плюс гарантии безопасности нефтяной инфраструктуры) и есть основной мотиватор для Эр-Рияда. Но есть еще одно последствие, которое крайне тревожит США. Это серьезный риск планам Вашингтона по созданию в регионе оборонительной оси АРЕ — КСА — Израиль.  Для Израиля соглашение между Ираном и Саудовской Аравией о нормализации отношений при посредничестве Китая будет иметь стратегическую цену, имеющую региональные и международные аспекты. Это ограничивает региональное влияние Израиля и устраняет идею арабо-израильского союза против Ирана. В то же время сделка между Саудовской Аравией и Ираном может положить конец ядерной монополии Израиля, открыв двери для других стран региона для приобретения ядерного потенциала. По данным американских СМИ, Саудовская Аравия добивается одобрения Вашингтона на разработку гражданской ядерной программы в качестве части своей цены за потенциальную нормализацию отношений с Израилем. Другие страны Леванта и Северной Африки, такие как Египет, могут попытаться сделать то же самое. Это снизило бы эффективность самой важной сдерживающей силы Израиля в долгосрочной перспективе, угрожая его региональному влиянию и потенциально ограничивая общую эффективность «Соглашений Авраама». Нельзя исключать возможность того, что саудовско-иранское соглашение может привести к установлению дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Израилем. Но будущий контекст для таких сделок будет иным, учитывая, что Израиль больше не рассматривается как «зонт безопасности» для защиты Персидского залива и не заменяет США. В формирующемся в настоящее время региональном уравнении Израиль не является ни решающим, ни необходимым для безопасности. Страны Персидского залива, как развивающиеся экономики, проявляют инициативу в выявлении и анализе особенностей переходного этапа международной системы. Они пытаются позиционировать себя таким образом, чтобы защитить и сохранить свои интересы, в то время как другие участники борются за влияние и гегемонию.