- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Долгожданный доклад СВУД по Дарфуру

Совет высокого присутствия по Дарфуру (СВУД) Африканского союза под руководством бывшего президента ЮАР Т.Мбеки наконец-то огласил свой доклад по Дарфуру. Произошло это 29 октября при большом стечении африканских лидеров в столице Нигерии Абудже. Долгая затяжка по времени (напомним, что доклад был в принципе готов еще два месяца назад) объясняется не только бюрократическими проволочками, сколько долгими консультациями с заинтересованными сторонами на предмет нахождения компромиссных формулировок.

При этом основным игроком здесь конечно выступал Хартум, от которого собственно и зависит принятие или неприятие этого проекта. Ключевым пунктом доклада, несомненно, является идея введения гибридного суда. Органа, который по своим полномочиям и авторитету должен достойно заменить Международный уголовный суд (МУС) в деле расследования военных преступлений в Дарфуре. Проще говоря, суданскому руководству предлагается лазейка для выхода из очень неприятной ситуации, связанной с выдачей МУС ордера на арест действующего суданского президента О.аль-Башира. Причем, состав гибридного суда предлагается сделать смешанным: половину его составят собственно суданские юристы, а половину – авторитетные судьи из любой страны, которые предлагаются Афросоюзом. Реализации этой идеи – будет важным прецедентом для всех стран «третьего мира». По большому счету инициатива СВУД Афросоюза связана с Суданом лишь отчасти. А вернее Судан явился отличной площадкой для запуска новых международно-признанных механизмов юрисдикции стран «третьего мира», руководство которых с опаской относится после Югославии и Ирака к деятельности МУС. Нельзя сказать, что эта тенденция является единственной. Есть нынешнее руководство ЮАР, которое фактически присягнуло на верность МУС. Той же позиции придерживаются и некоторые другие страны в Африке (Ботсвана, Намибия, Уганда). Но преобладающие настроения «в третьем мире» все-таки выразил своим докладом Т.Мбеки, а не его оппоненты.

Реакция сторон на доклад была, в общем-то предсказуемой. Первый вице-президент Судана О.Таха, который возглавлял суданскую делегацию, повторил общий штамп о «важности инициативы Афросоюза, которая позволяет найти выход из ситуации, и обещал, что в Хартуме серьезно изучат все положения доклада». Опять прозвучали сентенции в отношении того, что «суданская юстиция и сама является компетентной, а нарушение суверенитета недопустимо».

Этим заявлениям не надо придавать большого значения. Текст и все спорные пункты были обсуждены во время предварительных консультаций, и нашему вниманию были представлены уже «выхолощенные» формулировки. Кстати, привлечение иностранных юристов к проведению расследований допускается суданской конституцией и никакой проблемы нарушения суверенитета здесь не имеется. Хартум, естественно, пытается «сохранить лицо» и взять время на изучение доклада. Дело лишь в том, что торопиться особенно некуда и вся инициатива СВУД может очень долго лежать «под спудом». Вспомним ради примера, как долго и болезненно решался вопрос с уже подписанным решением о развертывании в Дарфуре миссии ЮНАМИД; как неохотно работала суданская бюрократия над выдачей виз военнослужащим-миротворцам и растомаживанием военной техники.

И сейчас суданское руководство торопиться не будет. Нет никакого смысла в нынешней ситуации проявлять излишнее рвение. Доклад Т.Мбеки – это как запасное колесо на случай прокола основного. Единственное, что может заставить Хартум проявить оперативность – это начало рассмотрение в Совете Безопасности ООН ходатайства МУС, да и то с натяжкой. Или же ослабление режима санкций со стороны США.

При этом специальный представитель американцев С.Грейшен доклад СВУД одобрил. Одобрил его и т.н. «совет мудрецов» (К.Анан, Д.Туту, Дж. Картер и др.), с которыми С.Грейшен советовался в Анкаре перед своей поездкой в Абуджу. Его одобрила даже «Хьюман Райт Вотч», оговорившись, правда, что новый суд не исключает работу МУС и ни в коем случае не замещает ее. Мяч, таким образом, перекинут на поле Хартума, а там собрались долго думать.

Не будем также забывать и о «закадычных друзьях»: Катаре и АРЕ. В работе по выработке проекта комиссии Т.Мбеки активное участие принимали бывшие высокопоставленные сотрудники МИД АРЕ. Таким образом, Каир здесь делает попытку перехватить инициативу у Дохи. И в нынешней ситуации это очень неплохой ход.

Естественно, что предложения СВУД были приняты «в штыки» дарфурскими партизанами и Суданским народно-освободительным движением (СНОД). Ну, с дарфурскими партизанами все понятно. Движение за справедливость и равенство (ДСР) будет плохо относиться ко всему, что дает возможность О.аль-Баширу выйти «сухим из воды». Пока организацию не признают единственно возможным партнером по мирному решению кризиса и не пообещают «морковку» в виде политической интеграции во власть.

Джуба же демонстрирует некую трансформацию подхода к вердикту МУС. Если в самом начале, сразу же после вынесением МУС своего решения, южносуданский президент С.Киир говорил, «что О.аль-Башир – мой президент», то сейчас тон изменился. Здесь и «верность принципам международной юстиции, и невозможность продать память жертв» и т.п. Более того, устами вице-спикера Национальной ассамблеи Юга Й.Метью Кола была озвучена идея реальности ареста О.аль-Башира и его передаче органам МУС. А сама идея СВУД была «названа странной и неприемлемой».

На самом деле, весь вопрос все в том же. Приближаются всеобщие выборы, на Севере уже началась регистрация кандидатов, а на Юге «воз и ныне там». В этой ситуации единственным вариантом для южан является торг с применением жесткой риторики. В том числе, и с покушением «на святое», т.е. на личную неприкосновенность О.аль-Башира. В контексте этого представитель СНОД на переговорах с партией Национальный конгресс об избирательном законе, раскольник Я.Арман в очередной раз синхронно с опубликованием доклада СВУД с треском провалил очередной раунд вроде бы наметившегося диалога.

В этой связи напрашивается вывод о том, что в Джубе решили сорвать проведение всеобщих выборов. Последние, между прочим, являются важнейшим этапом Всеобщего мирного соглашения (ВМС) и могут кардинально повлиять на все развитие ситуации в дальнейшем. Никто не думает, что кто-то из серьезных южносуданских лидеров всерьез полагает, что О.аль-Башир может быть арестован и передан МУС. Но вот вынудить его уйти в отставку «на почетных условиях» — почему нет. Это серьезно изменило бы расстановку сил, что давало бы СНОД хорошие шансы и дальше сохранять существующее положение вещей довольно долгий период времени. В этой ситуации и сами бы этапы ВМС можно было отложить под благовидным предлогом.

Насколько Джубе удастся, прикрываясь требованиями политической целесообразности и бескомпромиссности, затягивать вопрос выполнения ВМС неизвестно. Представляется, что недолго.

Для США и всех основных международных спонсоров выполнение ВМС является «священной коровой» и любые потуги их сорвать будут восприниматься болезненно. Если учесть, что новый план президента Б.Обамы по Судану предполагает сохранение жестких санкций в отношении Хартума, отмена или смягчение которых напрямую увязаны с уступками по вопросам ВМС, то Вашингтон не будет спокойно наблюдать за тем, как Джуба этот процесс торпедирует. Тем более, что рычагов давления на южан у американцев достаточно много

Другое наблюдение. Все самые яростные «антибашировские» интервью южносуданские лидеры дают в основном с прицелом на американские СМИ. Не исключаем в этой связи, что в Джубе просто «отрабатывают номер» для своих покровителей в Госдепартаменте и Сенате. Там, конечно, не сильно озабочены судьбой ВМС, но зато очень внимательно относятся к миссии С.Грейшена с прицелом, прежде всего, на внутриполитическую борьбу и торпедирование новой внешнеполитической стратегии первого темнокожего президента США.