- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Газета «Кейхан» о нормализации отношений между ИРИ и КСА

Иранские СМИ рассматривают восстановление дипломатических отношений между ИРИ и Королевством Саудовская Аравия при посредничестве Китая в качестве несомненно важных внешнеполитических событий последнего времени. При этом в большинстве местных СМИ «трехстороннее соглашение между высокопоставленными силовиками Ирана, Саудовской Аравии и Китая» охарактеризовано важной победой Ирана. Таким образом, «два главных антагониста Ближнего Востока», по выражению российского ираниста Н.Смагина, восстанавливают дипломатические отношения после семи лет их отсутствия. Пространную статью аналитика Саадоллы Зарэи по этому поводу опубликовало одно из старейших и до сих пор ведущих изданий страны – газета «Кейхан» («Вселенная»). Она считает, что то, что произошло в Пекине, решительным образом вселило беспокойство в Запад, особенно – в США и «временный режим Израиля». Газета пишет, что Вашингтон объявил, что он в курсе того, что произошло и что приветствует случившееся, как направленное на ослабление напряженности в регионе. «Кейхан» обращает внимание на то, что официальные лица Израиля хранят в этой связи молчание, «но лидеры оппозиции Н.Беннет и Я.Лапид  назвали соглашение крахом арабо-израильского процесса нормализации и обвинили в этом лидера коалиции, главу правительства Б. Нетаньяху».

Объясняя подоплеку события, «Кейхан» пишет, что около семи лет назад и «через год после начала арабо-западной многосторонней войны против угнетенного народа Йемена»,  Саудовская Аравия разорвала свои политические отношения с «единственной страной, которая встала на сторону угнетенных». Газета сомневается, что причиной этого явилось сожжение посольства КСА в Тегеране. «Совершенно очевидно, что Саудовская Аравия разорвала отношения между Эр-Риядом и Тегераном в знак протеста против того, чтобы Иран выступил на стороне угнетенного народа Йемена в этой жестокой войне». В ее ходе, пишет тегеранская газета, успех никоим образом не сопутствовал саудовцам.  «Вопреки ожиданиям Эр-Рияда, война распространилась из Йемена на территорию Саудовской Аравии и ОАЭ и нанесла большой ущерб портам Саудовской Аравии и ОАЭ, запасам и объектам нефтедобычи и нефтяным танкерам,  и в какой-то момент смогла остановить поток экспорта саудовских сероводородов». Издержки этой войны, продолжает «Кейхан»,  вызвали резкое падение валютных резервов Саудовской Аравии и фактически уничтожили их на три четверти. Затраты и потери ОАЭ также были очень высоки. С другой стороны, считает СМИ, во время войны йеменцы смогли перестроить свою военную систему и мощь вооружений и довести их до «удивительного» уровня. «Кейхан» информирует о том, что «создание баллистических ракет с дальностью действия более 1000 километров на территории Йемена и недавние учения правительственных сил национального спасения Йемена вызвали панику у повстанцев, в связи с чем сотрудники службы безопасности Эр-Рияда были вынуждены встретиться с йеменскими лидерами в Маскате и договориться о прекращение огня». Как несомненный плюс для Ирана «Кейхан»  отмечает падение просаудовского правительства в Адене. Так же уверенно иранская газета констатирует тот факт, что для Эр-Рияда трехстороннее соглашение означает принятие факта окончания гражданской войны в Йемене.

Ирано-саудовское соглашение, продолжает «Кейхан», было заключено в китайской столице, и сам этот факт для Запада куда более важен, чем восстановление отношений между Саудовской Аравией и Ираном. «Саудовская Аравия и Иран напрямую не воевали друг с другом в последние десятилетия, но в региональном измерении они были по разную сторону баррикад, что можно было видеть в отношениях Ирана и Саудовской Аравии соответственно  к событиям в Ираке, Йемене, Сирии, Ливане, Палестине, Афганистане».

«Кейхан» акцентирует внимание на том, что Западу неприятно осознавать, что его многолетний партнер пошел на соглашение с его антиподом – Ираном, заключив документ в столице страны, также противопоставляющей себя процессам вестернизации.  Это действительно так, ведь КСА до недавних пор числилась важным элементом прозападного сообщества, и было бы логичным, чтобы такие фундаментальные вопросы, как война в Йемене, обсуждались бы в Вашингтоне, а не в столице страны, которую Американское разведывательное сообщество (NIC) мыслит «врагом» США. По этой причине в некоторых мировых СМИ  саудовское соглашение в Пекине расценивалось как признак потенциального дистанцирования между Эр-Риядом и Вашингтоном. «Кейхан» полагает, что основы сближения позиций сторон, то есть – ИРИ и КСА,  были заложены во время недавнего визита китайского лидера Си Цзиньпина в Эр-Рияд, когда он сумел снизить деструктивный тон Саудовской Аравии и ее союзников по отношению к Ирану в Совете сотрудничества  арабских государств Персидского залива. Если бы западники могли, пишет «Кейхан, они бы решительно воспрепятствовали подписанию соглашения между Ираном и Саудовской Аравией. Не  зря ведь некоторые западные СМИ и политические круги писали, что это событие имеет опасные последствия  для Запада и знаменует вступление мира в новую эру.

«Кейхан  полагает, что для детального анализа заключенного в Пекине ирано-саудовского соглашения, с одной стороны, необходим доступ к деталям, а с другой стороны, необходимо время, чтобы можно было выяснить, насколько Саудовская Аравия на деле стремится активизировать отношения с Ираном.  Реальную цену пекинского соглашения будет определять приверженность сторон его требованиям. В то же время можно сказать, что, поскольку недавние договоренности являются результатом более крупных событий на международном и региональном уровнях, им можно доверять, резюмирует иранское издание. Как предвидит «Кейхан», новое ирано-саудовское соглашение обеспечит единую поддержка «революционных течений в регионе, включая палестинцев, ливанцев, йеменцев, иракцев и т. д.». «Оно будет иметь положительное влияние на процесс сопротивления в регионе. Поэтому обе страны должны двигаться в направлении укрепления договоренностей».

«Кейхан» высказала еще одну мысль, традиционную для иранского внешнеполитического этикета, не приемлющего «чужаков» в регионе: «Народы хотят, чтобы проблемы стран региона от Палестины до Ливана и от Сирии до Йемена решались путем «внутрирегионального взаимопонимания» и закрывали путь для вмешательства держав, которые смотрят на разногласия между странами регион как на потенциал своей внешней политики». В таком контексте не совсем понятно, в какой роли выступил Китай. Иранское издание назвало его «организующей» силой, которая реально привнесет в диалог двух «могущественных стран Азии» политическую стабильность и преемственность. Время покажет насколько это так.