- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О разногласиях Алжира с Европейским союзом

Несмотря на оптимистичные заявления представителей Евросоюза и Алжира о бурном развитии их отношений и «наступлении новой эры партнерства», на деле между ними наблюдаются пока непреодолимые разногласия, которые мешают Брюсселю гарантировать в будущем европейскую энергобезопасность.

Европейский союз не поддерживает просьбу Алжира о пересмотре положений Соглашения об ассоциации, действующего между ними с 2005 года. Такой вывод делают алжирские официальные представители по итогам последних консультаций с коллегами из Евросоюза.

Речь, в частности, идет о «неоднозначных заявлениях» Жозепа Борреля, Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, вице-президента Европейской комиссии, которые  он сделал 12 – 13 марта 2023 года во время визита в Алжир и позднее. Его целью было урегулирование «шероховатостей» в двусторонних отношениях, препятствующих дальнейшему развитию двусторонних торгово-экономических связей.

По данным алжирских источников, на встречах с представителями местного руководства «вместо того, чтобы говорить прямо, он предпочел намекать на препятствия для европейских инвестиций в Алжире».

Напомним, что в начале 2023 года лидеры АНДР заявили о том, что для двукратного увеличения алжирского газового экспорта в Европу (для вытеснения оттуда российского голубого топлива) им потребуется в ближайшие годы как минимум 40 млрд долларов инвестиций в свою энергетическую отрасль.

Однако вместо того, чтобы удовлетворить эти пожелания, Боррель предпочел делать относительно этого различные оговорки.

В свою очередь, по имеющимся данным, представители АНДР также не остались в долгу и, «вспылив», указали представителю Евросоюза на то, что «прежде чем намекать на необходимость развернуть в нужную Брюсселю сторону алжирский политический курс, с его стороны было бы недурно сделать давно ожидаемые здесь экономические жесты».

Речь прежде всего идет о стремлении руководства АНДР добиться пересмотра «крайне несбалансированного соглашения об ассоциации Алжир-ЕС».

Недовольство алжирской стороны вызвано тем, что по условиям данных договоренностей участники данных договоренностей обязуются открыть свой рынок друг другу по «упрощенной» налоговой схеме. Но поскольку алжирский экспорт суммарно в разы уступает импорту на его территорию европейских товаров, власти АНДР и настаивают на пересмотре данного соглашения. Ведь в результате его «признания» и полноценного «запуска» они потеряли бы ежегодно миллиарды евро налоговых поступлений в казну.

Особое негодование аАлжира вызвало то, что якобы на аудиенции 13 марта с главой АНДР Абдельмаджидом Теббуном европейский дипломат заявил, что данное соглашение выгодно для всех сторон, поскольку его торговый баланс благоприятен для АНДР.

Дескать, «более половины объема внешней торговли Алжира приходится на наши государства-члены. На их долю приходится 56 процентов его экспорта и 43 процента импорта. К тому же мы можем добиться гораздо большего и нужно лишь начинать поиск решений».

Говоря об этом, Боррель тут же выразил упреки в адрес алжирского руководства за «введенные с июня 2022 года им ограничения на торговлю с Испанией, которые должны быть отменены». По его словам, это препятствует направлению европейских инвестиций в Алжир. Что, по его словам, «в свою очередь, прямо влияет на реализацию нашего соглашения об ассоциации. Поиск решения всего этого отвечает нашим общим интересам».

Представители же АНДР считают, что Боррель в своей попытке изменить алжирский политический курс зашел слишком далеко. Дело в том, что руководство Алжира ввело торговые ограничения с Испанией в ответ на поддержку Мадридом марокканского плана сохранения за Рабатом Западной Сахары. Последнюю алжирцы намереваются сделать своим верным сателлитом в рамках планируемого расширения влияния своей страны в арабском мире и в Африке.

Попытки же посредничества Борреля в отношении «испанского кризиса» в АНДР видят как стремление «заговорить» действительно важную для Алжира тему «невыгодного» для него соглашения об ассоциации с Европейским союзом.

Напомним, что президент АНДР Абдельмаджид Теббун в октябре 2021 года распорядился пересмотреть этот договор. По его словам, «соглашение об ассоциации с ЕС является отражением результатом тогдашней слабости (2025 г.) алжирского государства. Подобный договор с ЕС необходим, и соглашение об ассоциации с этим сообществом необходимо по многим причинам, но оно должно быть взаимовыгодным и справедливым для нас».

В связи с этим глава Теббун привел примеры «неблагоприятных» для него положений: «снижение таможенных пошлин на определенные товары выгодно стране-производителю, чтобы иметь возможность экспортировать их, то есть Евросоюзу. Но стране, являющимся большим импортером, выгодно пересмотреть эти положения, чтобы укрепить свою экономику и начать собственное производство».

Вопрос, каким образом будет далее развиваться взаимодействие между Алжиром и ЕС. Ведь, по сути, этот вопрос сейчас зашел в тупик и ни одна из сторон не намерена уступать.

С Алжиром все понятно – кроме чисто экономических вещей, сманеврировать ему затруднительно чисто политически. Любые попытки нивелирования алжирского курса со стороны Запада всегда встречали обостренную негативную реакцию руководства АНДР. И даже в самые тяжелые для него времена оно старалось не «прогибаться» под него.

С другой стороны, Боррель в Алжире выражал не испанские интересы, в чем его могли заподозрить там некоторые чрезмерно «прямолинейные» деятели, а стратегические интересы всего Европейского союза, защищающего тем самым своих членов, включая и Мадрид.

Однако у сторон есть ключевые экономические интересы, без достижения которых будет крайне сложно обойтись обеим сторонам: в условиях обострения с Россией Евросоюзу важно как можно скорее заменить российский газ каким-то другим. Алжиру же жизненно необходимы европейские инвестиции за их отсутствием из других стран.

Вероятно, кому-то из сторон придется сделать уступку. Но пока политика довлеет над экономикой, данное изменение может произойти очень не скоро. Стало быть, стороны упускают для этого драгоценное время и процесс развития их связей может быть замедлен.

Однако это вовсе не отменяет дальнейшего развития тех же энергетических связей между Алжиром и отдельными странами Евросоюза, в частности, Италией, которую мало заботят проблемы АНДР и Испании. Она движется своим путем и намеревается любым способом получить дополнительные объемы алжирских газа и электроэнергии, чтобы с выгодой их перепродать другим странам ЕС.