- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о нефтегазовых проектах и диверсификации экономики Саудовской Аравии

У Saudi Aramco амбициозные планы на ближайшие два года, сообщило издание Upstream Online со ссылкой на слова исполнительного директора саудовской государственной нефтяной компании Амина Насера. По его словам, «львиная доля ее капитальных затрат будет направлена на расширение мощностей по добыче нефти и газа».

В середине марта А.Насер рассказал о том, что Saudi Aramco по итогам 2022 года получила рекордную чистую прибыль на уровне 161,1 млрд долларов, что на 46,5% больше, чем годом ранее[i] [1]. Что же касается капитальных затрат, то их объем вырос на 18%,  до 37,6 млрд долларов.

В 2023 году показатель может увеличиться до 45 — 55 млрд долларов, считает А.Насер. При этом почти 60% капитальных затрат, по его прогнозам, будут ориентированы на сектор добычи, а также на работы по разведке месторождений (Upstream), а оставшиеся 40%, как ожидается, будут распределены между сектором переработки нефти и газа, и их продаж (Downstream), и сферой низкоуглеродной энергетики[ii] [2].

Исполнительный директор саудовской компании выразил уверенность, что план Saudi Aramco по расширению своих максимальных устойчивых производственных мощностей по добыче нефти до 13 млн баррелей в день к 2027 году вполне достижим, так же, как и планы увеличить мощности по добыче газа на 50% к 2030 году.

К ключевым проектам расширения нефтяных месторождений, которые, тем не менее, потребуют значительных капитальных затрат, относятся Даммам, Берри, Марджан, Зулуф и Сафания. Нефтяные месторождения в совокупности внесут вклад в реализацию видения Saudi Aramco о максимальной устойчивой производительности в 13 млн баррелей в сутки к 2027 году.

Также, как свидетельствует сама компания, в ближайшие годы ожидается увеличение производительности газонефтяного месторождения Даммам по меньшей мере на 75 000 баррелей в сутки, на 250 000 баррелей в сутки – на нефтяном месторождении Берри, на 300 000 баррелей в сутки — в Марджане, до 600 000 баррелей в сутки — в Зулуфе и еще 700 000 баррелей в сутки — в результате расширения крупнейшего в мире газонефтяного месторождения Сафания[iii] [3].

Что же касается газа, то компания подтвердила свою готовность ввести в эксплуатацию газовые месторождения в Хараде, Хавии и Танджаибе в конце этого года, с совокупной мощностью  1,3 млрд куб. футов газа в сутки и интегрированной мощностью переработки 3,7 млрд куб. футов в сутки.

Напомним также, что первая фаза сланцевого газового проекта Jafurah Saudi Aramco, который предполагает разработку нетрадиционных запасов природного газа на сухопутном активе компании, будет введена в эксплуатацию в 2025 году. Газоперерабатывающий завод Jafurah планируется построить в два этапа: к 2025 году и 2027 году. На полную производственную мощность он выйдет к 2030 году[iv] [4].

Газодобыча на одноименном месторождении компании достигнет к этому времени пика в 0,056 млрд куб. футов в сутки, что позволит увеличить на 50% газодобывающие мощности Saudi Aramco. Масштабный проект Jafurah станет источником газа для производства водорода и аммиака.

Отметим, что проект по добыче нетрадиционного газа заявлен как часть долгосрочной стратегии королевства, направленной на увеличение производства газа, что позволит высвободить на внутреннем рынке почти 1 млн б/с нефти, которая в перспективе будет отправлена на экспорт.

Хотя для Саудовской Аравии все то, что происходит сейчас на нефтегазовых рынках, складывается исключительно в позитивном ключе, власти королевства все же не забывают о том, как плотно они подсели на «нефтяную иглу», и стремятся диверсифицировать свою экономику. Энергетические рынки крайне волатильны, и, хотя сейчас доходы Эр-Рияда растут, тревожные мысли о том, что будет, если цены на сырье обрушаться, остаются. Именно поэтому, чтобы не быть полностью зависимыми от скачков цен на энергоносители, в начале января 2023 года государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии (PIF) подписал соглашение с государственной горнодобывающей компанией Ma’aden о создании новой компании.

Новая компания, 51% которой станет владеть Ma’aden, планирует инвестировать в горнодобывающие активы по всему миру в качестве неоперационного партнера с миноритарными долями для обеспечения Саудовской Аравии стратегическим сырьем, таким, как железная руда, медь, никель. Она также будет стремиться заключить договоры на поставки сырья с шахт, в которые инвестирует.

По словам Язида Альхумида, главы инвестиционного отдела MENA в PIF, «фонд и добывающая компания совместят большой инвестиционный опыт с глубоким знанием отрасли. Это поможет обеспечить доступ к полезным ископаемым, которые впоследствии могут быть использованы для солнечных панелей, электромобилей и других отраслей промышленности»[v] [5].

Первоначальный капитал компании составляет 50 млн долларов, однако два человека, хорошо осведомленные о планах фонда, сообщили изданию  Financial Times на условиях анонимности, что Саудовская Аравия публично преуменьшила масштаб инвестиционных планов и что 50 млн долларов представляют собой ее первый год оборотного капитала, а  еще 3 млрд долларов — сумму, предназначенную для инвестиций в течение следующих 12 месяцев.

«Учитывая масштаб проектов на товарных рынках, фонд готов направить более 15 млрд долларов капитала для инвестиций в ближайшие годы, как только появятся подходящие возможности», — говорится в сообщении Financial Times[vi] [6].

На сегодняшний день фонд уже провел переговоры с бразильской горнодобывающей группой Vale о приобретении доли в ее подразделении по производству цветных металлов, которое включает активы по производству никеля, меди и кобальта[vii] [7].

Кроме того, Ma’aden планирует покупку 9,9% акций Ivanhoe Electric, американской группы по разведке полезных ископаемых, поддерживаемой горнодобывающим магнатом Робертом Фридландом, за 126 млн долларов, предоставив ей доступ к технологиям геологоразведки[viii] [8].

«В тот же день компания также подписала соглашение о совместном предприятии с Barrick Gold, вторым по величине производителем золота в мире, для разведки полезных ископаемых на месте медного рудника Джабаль Саид», — говорится в заявлении.

«Стратегия фонда аналогична японским торговым домам, которые приобрели доли в горнодобывающих проектах во время послевоенной индустриализации страны для снабжения производителей», — отметило издание Financial Times.

[i] [9] https://al-ain.com/article/historic-figure-aramco-earn-161-billion-2022 [10]

[ii] [11] https://www.upstreamonline.com/production/saudi-aramco-s-colossal-spending-plans-to-be-led-by-upstream-projects/2-1-1418501 [12]

[iii] [13] https://www.arabnews.com/node/2142426/business-economy [14]

[iv] [15] https://www.upstreamonline.com/field-development/saudi-aramco-confirms-phased-development-plan-for-vast-100-billion-gas-project/2-1-1278205 [16]

[v] [17] https://businessday.ng/energy/article/in-lesson-for-nigeria-saudi-arabia-launches-mining-fund-to-curb-oil-dependency/ [18]

[vi] [19] https://www.ft.com/content/46bf21a4-e626-4581-ad85-8b74bbd82e4e [20]

[vii] [21] https://www.ft.com/content/b03bc946-73da-44d5-8d9e-5541ddb5038b [22]

[viii] [23] https://www.mining.com/ivanhoe-electric-ties-up-with-saudi-arabias-maaden/ [24]