- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пакистанские эксперты об отношениях Пакистана с МВФ

Как указывают пакистанские экономисты, ситуация с выделением очередного кредита от МВФ в настоящее время характеризуется необъяснимыми задержками. На повестке дня  нет никаких известных причин, которые могут вызывать задержку в соглашении на уровне персонала МВФ. Согласно сообщениям пакистанских СМИ, МВФ ищет гарантий от дружественных стран в связи с нехваткой финансирования. При этом условия программы уже согласованы  со стороны правительства Пакистана, но все еще слишком далеки от полного согласования со стороны МВФ. В течение прошлой  недели, омраченной политической неопределенностью, движение на Пакистанской фондовой бирже оставалось неустойчивым. Кроме того, МВФ выдвинул еще одно условие, касающееся письменных заверений «дружественных стран» (имеется в виду прежде всего, КНР,  КСА и ОАЭ) о готовности финансировать дефицит платежного баланса до заключения «Соглашения об уровне обслуживания» (SLA). Китайский банк ICBC заверил, что через несколько дней предоставит еще один рефинансированный кредит в размере 500 млн долларов США, в результате чего общий объем рефинансированных коммерческих кредитов достигнет 1,7 млрд долларов США. При этом аналогичных заявлений от арабских банков пока нет. Валютные резервы Пакистана увеличились на 18 млн  долларов США до 4,3 млрд  долларов США по состоянию на 10 марта 2023 года, что привело к покрытию импорта менее чем на месяц. Базовый индекс закрыл неделю на уровне 41 330 пунктов, снизившись на 1,11%. Участие на рынке увеличилось, при этом ежедневные объемы составили в среднем 223,02 млн акций в течение недели по сравнению с 209,24 млн акций на предыдущей неделе, что свидетельствует о росте на 6,6%. Другие основные новостные потоки в течение прошлой недели включали: 1) Саудовская Аравия продлила отсрочку платежа за нефть на 1,2 млрд долларов США до февраля следующего года, 2) Правящая партия привлекла 26 млрд пакистанских рупий через аукцион PIBs, 3) Объем производства LSM (региональных рынков) в июле–январе снизился на 4,4%, 4) Банковские депозиты выросли на 15%  в феврале, 5) денежные переводы работников за февраль выросли на 5% по сравнению с прошлым месяцем и 6) Правящая партия объявила о плане занять 7 трлн пакистанских рупий у банков в течение трех месяцев.

Наиболее успешными секторами были: шерстяная, стекольная и керамическая, а также сахарная и смежные отрасли, в то время как наименее успешными секторами были  закрытые взаимные фонды, а также синтетика и вискоза. С точки зрения потока, физические лица были основными покупателями с чистой покупкой в размере 4,23 млн долларов США, за которыми следуют банки / DFI с чистой покупкой в размере 1,06 млн долларов США, в то время как страховые компании были основными продавцами в течение недели, с чистой продажей в размере 2,08 млн долларов США.

Любое дальнейшее развитие событий в отношения с МВФ, вероятно, определит направление рынка. Ожидается, что зафиксированная высокая инфляция в 31,5% в годовом исчислении в феврале 2023 года останется главной проблемой, вызванной повышением тарифов наряду с девальвацией рупии. Это может привести рынок к очередному повышению ставки денежно–кредитной политики, запланированному на 04 апреля 2023 года. Более того, курс местной валюты продолжает снижаться по отношению к доллару США, и нет уверенности в ее пределе.

Проблема с кредитами МВФ не нова для Пакистана. В 1958 году нестабильное финансовое положение Пакистана потребовало заимствования у различных международных финансовых институтов, включая Международный валютный фонд (МВФ). Генерал Айюб подписал тогда соглашение о предоставлении специальных прав заимствования (SDR) на сумму 25 млн долларов США. Однако деньги так и не были переведены. В 1965 и 1968 годах были реализованы две программы МВФ с изъятием SDR на сумму 112 млн долларов США. Это был первый случай– когда Пакистан стал бенефициаром МВФ. 18 мая 1972 года Зульфикар Али Бхутто снова обратился к МВФ. Такая же схема заимствования продолжалась в 1974 и 1977 годах. В ходе этих трех обращений Пакистан отозвал SDR на сумму 314 млн долларов США против SDR на сумму 330 млн долларов США. При правлении Зия уль Хака Пакистан занял SDR на сумму 2,187 млрд долларов США и использовал только 1,079 млрд долларов США. Затем, во время правления режима Беназир Бхутто и Наваза Шарифа(1988-1997), Пакистан восемь раз обращался в МВФ и отозвал SDR на сумму 1,64 млрд  долларов США. В 1999 году генерал Первез Мушарраф снова обратился в МВФ и за 9 лет предоставил SDR на сумму 1,33 млрд долларов США, но с низкими процентными ставками. В 2008 году правительство ГЧП пошло на крупнейший пакет помощи МВФ, обеспечив SDR в размере 4,94 млрд долларов США. Затем в 2013 году правительство Пакистанской мусульманской лиги — Наваз продолжило традицию и заняло у МВФ 4,399 млрд SDR ── второй по величине кредит в истории Пакистана. В 2018 году Пакистан получил от МВФ 259,5 млн долларов США, а к январю 2023 года эти обязательства достигли 1266,5 млн долларов США. МВФ и другие международные финансовые институты всегда устанавливают ограничения, руководящие принципы, структурные корректировки и условия спасения для должника. Наряду с определенным набором руководящих принципов и ограничений, структурные корректировки включают политику в области изменения климата, содействие гендерному равенству, демократии и прозрачности. Требования также фокусируется на налогообложении и прозрачном использовании пакета финансовой помощи. Более того, условия включают меры жесткой экономии и меры приватизации, которые могут привести к безработице и высоким процентным ставкам, что может создать экономический стресс для небогатых в обществе. В этой связи необходимо анализировать аналогичный опыт в структурных и политических изменений в странах, которые успешно вышли из долгового цикла и укрепили свою экономику, например, в Египте, Сербии, Исландии и др. История успеха Египта вращается вокруг политических и структурных изменений трех основных компонентов — монетарных поправок, фискальных поправок и структурных поправок. Для решения экономических проблем, связанных с нехваткой иностранной валюты и низкими резервами, правительство ввело систему обменного курса, определяемую рынком. Также были введены налогово-бюджетные поправки для контроля высокого государственного дефицита и государственного долга,  введение налога на добавленную стоимость (НДС), сокращение продовольственных субсидий и повышение цен на энергоносители. Структурными изменениями, которые правительство предприняло, чтобы контролировать низкий экономический рост (2,5%) и высокий уровень безработицы (12,7% процента), стали ратификация закона об инвестициях и облегчение въезда иностранных стартапов и предприятий в страну. Все это пока недопустимо для Пакистана, правительство которого явно опасается роста социального возмущения в ответ на очень непопулярные меры.   Между тем, как полагают пакистанские эксперты, уже давно назрели структурные изменения в банковском секторе и системе госсубсидий.   Одним из важнейших мер в этом направлении является предоставление «целевых субсидий» вместо предоставления глобальных субсидий. Правительству следует в первую очередь сосредоточиться на субсидировании беднейших слоев общества и объявить о мерах социального обеспечения, как это также рекомендовал МВФ, отозвав повсеместные субсидии, которые становятся неэффективными из-за их характера. Вышеупомянутые меры полезны только в качестве краткосрочных исправлений; для получения долгосрочных выгод от пакетов финансовой помощи необходимы институциональные реформы и реформы государственной службы. Пакистану следует сосредоточиться на укреплении своих институтов и поощрять экономический рост за счет частного сектора’ как это сделал Египет. Необходимо модернизировать государственные службы и налоговую администрацию для повышения эффективности и увеличения доходов, что снизит долговое бремя. Крайне важно провести структурные реформы и обеспечить прозрачность в системе сбора налогов. Государственные предприятия также нуждаются в реорганизации. Хотя некоторые предприятия уже приватизированы, другие нуждаются в реструктуризации, чтобы стать жизнеспособными.