- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О соглашении между Узбекистаном и Афганистаном по эксплуатации железной дороги и поставках электроэнергии

Узбекистан и Афганистан 15 марта с. г. подписали соглашение о железной дороге, управляемой Узбекистаном, которая проходит по территории Афганистана, что позволяет полностью возобновить поставки жизненно важных грузов и помощи после короткого перерыва. Это станет серьезным облегчением для Кабула, поскольку сделка разрешает спор о железной дороге, по которой Афганистан получает около половины своего импорта и большую часть гуманитарной помощи. Узбекские железные дороги приостановили движение в Афганистан в феврале с. г. под предлогом того, что афганцы не выполнили обязательства по проведению технических работ на маршруте, который связывает афганский пограничный город Хайратон с северным городом Мазари-Шариф. Эта линия была открыта в 2011 году. Она была построена Uzbekistan Railways и эксплуатируется ее дочерней компанией Sogdiana Trans. В декабре эти две компании подписали план действий с Управлением железных дорог Афганистана (ARA) по техническим работам, которые должны быть завершены внутри Афганистана местными рабочими к 1 февраля, сообщили 31 января «Узбекистон темир йуллари», но из-за «неспособности Управления железных дорог Афганистана своевременно реализовать согласованные меры»”  1 февраля было приостановлено все движение. При этом Sogdiana Trans  «оказывала практическую помощь в осуществлении грузоперевозок в Афганистан» автомобильным транспортом и через речной порт в приграничном с Афганистаном городе Термез, где находится ключевой логистический центр для доставки помощи. Приостановка движения последовала за скандалом в декабре из-за заявления ARA о том, что она якобы подписала контракт с казахстанской компанией, которую она назвала Mansour Fatih, чтобы заменить Sogdiana Trans в качестве оператора линии. Как предполагалось, эта компания должна  была получать чуть более 4 млн долларов в год за обслуживание 106 километров пути, сообщил исполняющий обязанности главы ARA Бахт Рахман Шарафат афганскому информационному агентству TOLO News. По его словам, это почти в четыре раза дешевле, чем 15 млн долларов, которые АРА платило Sogdiana Trans за обслуживание 22 километров пути (ранее сообщалось, что ARA платило 18 млн долларов в год). Это заявление  последовало за сообщениями в афганских СМИ в прошлом году о том, что ARA рассматривает возможность взять на себя управление самой железной дорогой. Узбекские железные дороги отреагировали на сообщения о том, что казахстанская компания, которую они назвали «Мансор Фатех», заменила их в качестве оператора, демаршем об «искаженной информации» в афганских СМИ, и подтвердила, что ведутся переговоры с ARA. Поиск в интернете казахстанских компаний под названием Mansour Fatih и «Мансор Фатех» не дал результатов как  о фирмах, имеющих опыт управления железными дорогами. Поиск на неофициальном казахстанском веб-сайте, который отслеживает тендеры, также дал нулевые результаты. Таким  образом, очевидно, что афганская сторона блефовала, пытаясь сбить цену по контракту.  4 февраля, через три дня после приостановки работы, Компания Uzbekistan Railways обвинила ARA в невыполнении обязательств по выполнению работ на железнодорожной станции Хайратон, которые, по ее словам, афганцы заключили с казахстанской компанией. Однако в настоящее время спор разрешен. 12 февраля  Sogdiana Trans подписала соглашение с ARA о продолжении эксплуатации железной дороги в течение двух лет, сообщили «Узбекистон темир йуллари». При этом не уточняется, что было согласовано относительно технической работы или роли таинственной казахстанской компании. Стороны договорились ускорить отправку грузов после задержек. Некоторые поставки возобновились ранее, 10 и 11 февраля было доставлено 714 вагонов грузов. Поставки грузов и помощи по железной дороге от узбекской границы являются спасательным кругом для правительства талибов, которое находится под международными санкциями. По данным Азиатского банка развития, Хайратон является воротами для примерно половины импорта Афганистана, включая основные продукты питания, такие как рис, мука и растительное масло.

В данном случае отметим, что эта железная дорога имеет критическое значение для снабжения Афганистана китайскими товарами. Китай в прошлом году уже отправил первую партию грузов в Афганистан по новому автомобильному и железнодорожному маршруту через Центральную Азию, что сократит время в пути на несколько недель. Мультимодальный маршрут начинается в северо-западной китайской провинции Синьцзян, затем проходит через Кыргызстан и Узбекистан, прежде чем попасть в Афганистан. Грузы будут доставляться на первом этапе – по маршруту примерно в 500 километрах от города Кашгар в Синьцзяне до Оша на юге Кыргызстана – автомобильным транспортом, поскольку нет железнодорожного сообщения, хотя оно планируется в конечном итоге. Первые контейнеры отправились из Кашгара 13 сентября. В Оше груз  перегружаются на поезда, которые соединяют этот город с железнодорожной сетью Узбекистана через границу в Андижане. Они пересекают Восточный Узбекистан, затем направляются на юг в Афганистан и прибывают в Хайратон, который соединяется с северным афганским городом Мазари-Шариф по построенной Узбекистаном  железнодорожной линии. Общий срок доставки грузов по этому маршруту занимает не более двух недель, по сравнению с одним-тремя месяцами для текущего маршрута, который в основном используется для отправки грузов из Китая в Афганистан через Пакистан через морской порт Карачи и далее по суше. Китай и Афганистан годами пытались наладить железнодорожное сообщение. В 2016 году первый грузовой поезд, груженный текстилем и товарами домашнего обихода, отправился из Китая в Хайратон через Казахстан и Узбекистан. Но прошло еще три года, прежде чем какой-либо груз вернулся по маршруту в Китай, когда поезд, груженный тальком, отправился в путь в 2019 году. Маршрут через Кыргызстан и Узбекистан в настоящее время проходит трехмесячный пилотный проект, и в конечном итоге должен перевозить около 4000 контейнеров в год. В итоге планируется построить железнодорожное сообщение между Кашгаром и границей с Кыргызстаном и далее через Кыргызстан в рамках проекта железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан (CKU).  Ташкент также стремится построить линию от Хайратона через Афганистан до Пешавара, чтобы создать железнодорожное сообщение между Узбекистаном и Пакистаном.

Также эксперты отмечают, что не последнюю роль в возобновлении железнодорожного сообщения сыграло и погашение Афганистаном своих многомиллионных непогашенных долгов перед Узбекистаном за поставки электроэнергии.  Энергетическая компания Da Afghanistan Breshna Sherkat, или DABS, полностью погасила к концу прошлого года задолженность перед Узбекистаном за 2 151,3 киловатт-часа электроэнергии, поставленной в 2021 году, сообщило Министерство энергетики  1 августа прошлого года. DABS также своевременно оплачивает поставки в этом году, говорится в сообщении. Министерство энергетики не уточнило размер задолженности. Однако в мае прошлого года афганское правительство заявило, что оно задолжало Узбекистану и Таджикистану 100 млн долларов за электроэнергию, большая часть из которых, в районе 70 млн долларов, принадлежит Узбекистану. Проблема с тем, что находящиеся под санкциями талибы не моли переводить средства через международную банковскую систему. Теперь они нашли какое-то решение, хотя ни одна из сторон не объяснила, какое именно. От себя рискнем предположить, что эти деньги идут через банки в ОАЭ, отношениям с которыми Кабул сейчас придает особое значение.  Таджикистан, напротив, заявляет, что по-прежнему не может получить причитающиеся ему средства. Махмадумар Асозода, директор национального поставщика электроэнергии Barqi Tojik, заявил  2 августа 2022 года, что компания не смогла решить проблему непогашенных долгов с тех пор, как талибы захватили власть  в Афганистане год назад. «Из-за геополитической ситуации в регионе и в мире, когда некоторые банки, финансирующие покупку электроэнергии, попали под санкции, стало сложно переводить средства из компании «Брешна» [DABS] в «Барки Тоджик»», — цитирует его слова Радио Озоди. В июле Таджикистан получил от Афганистана 2 млн долларов в счет погашения долга, который сейчас составляет 28 млн долларов.  Афганистан импортирует более 80% своей электроэнергии, что ежегодно обходится примерно в 220 млн долларов, по данным Специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана (SIGAR), надзорного органа, созданного Конгрессом США. Узбекистан является  крупнейшим поставщиком электроэнергии в Афганистан. В этом году около половины импортируемой Афганистаном электроэнергии поступает из Узбекистана, а большая часть остальной половины — из Таджикистана. Обе страны имеют долгосрочные соглашения о поставках электроэнергии, подписанные до возвращения талибов к власти, которые ежегодно корректируются. Узбекистан заключил контракт на поставку Афганистану 2,2 млрд киловатт-часов электроэнергии в прошлом году, из которых он уже поставил 770 млн, сообщило Министерство энергетики. При этом в августе прошлого года  был возобновлен проект по строительству новой линии электроснабжения из Узбекистана, который застопорился после захвата власти талибами. Строительство части ЛЭП в Узбекистане уже завершено.  Таджикистан обязуется поставлять в Афганистан в этом году 1,5 млрд киловатт-часов электроэнергии, из которых, по словам Асозоды, он уже отправил 734 млн. По контракту афганцы должны были заплатить Узбекистану 100 млн долларов, а Таджикистану 69 млн долларов за поставки электроэнергии.