- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Анализ направлений деятельности ОПК Турции в области авиационной техники

Широкий круг обозревателей за последние пять лет привык к тому, что в ключевых вооруженных конфликтах страны-участники активно применяют разведывательно-ударные турецкие БПЛА «Байрактар ТБ2». Опытным путем установлено, что данные дроны являются вполне эффективным средством разведки, наведения артиллерии и ракет, а также ударов по наземным объектам/бронетехнике противника, но только при условии отсутствия эшелонированной системы ПВО, построенной на различных мобильных ЗРК.

За подавляющим превосходством компании «Байкар Макина» в вопросе поставок БПЛА на экспорт недостаточно уделено внимание разработкам конструкторов и инженеров другого предприятия ОПК Турецкой Республики – Turkish Aerospace Industries. Данная компания специализируется на ремонте и обслуживании боевых самолетов оперативно-тактической авиации ВВС Турции, некоторые из которых практически исчерпали свой ресурс и годятся только для статической выставки.

Кроме того,  Turkish Aerospace Industries на протяжении нескольких десятилетий осуществляла выпуск комплектующих для истребителей типа F-16 различных моделей, которые поставляли как для основного сборочного предприятия в США, так и на ремонтные предприятия, расположенные в странах-членах НАТО. Как известно, истребители F-16 нескольких модификаций составляют основу оперативно-тактической авиации ВВС Турции и для продления срока службы этих самолетов турецким специалистам необходима инженерно-конструкторская документация на компоненты, которые ранее не производили в Турции.

Достоверно известно, что в целях сохранения боеготовности национальных ВВС военно-политическое руководство Турции вело переговоры с официальным Вашингтоном в надежде приобрести около 60 ед. новых F-16V. Однако американская сторона отказалась подписывать данный контракт, что стало вполне ожидаемым решением после уже известного решения США по исключению Турции из программы поставок малозаметных истребителей пятого поколения F-35A.

Следует отметить, что ВМС Турции рассчитывали приобрести палубную модификацию данного истребителя, ведь именно для этих самолетов турецкие судостроители создавали универсальный десантный корабль типа «Анатолия», который в настоящее время вынужденно переделывают под применение БПЛА типа «Байрактар ТБ3» и вертолеты типа «Атак/Атак-2».

В этой ситуации турецким авиастроителям осталось только начать собственный проект по созданию истребителя следующего поколения под обозначением TF-X (первый прототип был представлен 18 марта 2023 г.), однако следует учитывать, что в настоящее время турецкие двигателестроители не обладают компетенциями по производству турбореактивных моторов мощностью более 10000 кгс/см кв.

До начала СВО на Украине турецкие конструкторы рассчитывали на содействие украинской компании «Мотор Сiч»,  специалисты которой могли в перспективе создать соответствующий двигатель, однако начавшийся вооруженный конфликт привел к потере украинской компанией возможностей по производству и разработке новых двигателей.

По данным китайских источников, Turkish Aerospace Industries приняла решение оснащать перспективный TF-X  двигателем F-110-GE129 от компании General Electric, хотя на этапе разработки рассчитывали комплектовать данный самолет двигателем серии F414.  Турецкие авиастроители рассчитывают, что британская компания BAE Systems пойдет на встречу и заключит контракт на поставку указанных двигателей, собираемых в Великобритании.

Анализ фото- и видеоматериалов, размещенных в сети интернет, позволяет отметить сходство турецкого TF-X и южнокорейского KF-X. В отличие от первых масштабных макетов прототип оснащен двумя бортовыми ракетно-бомбовыми отсеками, которые предназначены для размещения управляемых ракет класса «воздух-воздух» малой дальности. В целом, предприятия ОПК Турции освоили выпуск широкой номенклатуры авиационных средств поражения, а опыт их адаптации к БПЛА нескольких моделей позволит достаточно быстро провести испытания самолета с вооружением.

Примечательно, что продукт южнокорейских авиастроителей уже находится в стадии активных летных испытаний.  С учетом достаточно эффективного военно-технического сотрудничества между Анкарой и Сеулом представляется необходимым наблюдать за взаимодействием турецких и южнокорейских авиастроителей, которые общими усилиями вполне способны наладить поставки необходимых силовых установок и агрегатов.

Несколько недель назад в китайском сегменте сети интернет стали появляться публикации о возможной организации сотрудничества между Turkish Aerospace Industries и китайской AVIC по вопросу поставок двигателей серии WS-10, которые являются нелицензионной копией российского Ал-31. С учетом успешного опыта военно-технического сотрудничества между КНР и Турцией представляется возможным предположить, что Анкара и Пекин действительно обсуждают перспективную поставку указанных двигателей, поскольку ОПК Великобритании в значительной мере находится под давлением из Вашингтона, а значит любые договоренности между Turkish Aerospace Industries и BAE Systems могут быть в любой момент нарушены внешними силами.

Одновременно с проектом истребителя пятого поколения TF-X конструкторы Turkish Aerospace Industries ведут работу над малозаметным разведывательно-ударным БПЛА модели «Aнка-3», который выполнен по схеме «летающее крыло» с воздухозаборником, расположенным в верхней плоскости. Анализ изображений масштабных моделей позволяет отметить отсутствие у дрона внутреннего ракетно-бомбового отсека, а значит, уровень его радиолокационной заметности будет значительно выше в сравнении с такими аппаратами, как американский RQ-170 Sentinel или российский С-70 «Охотник». По словам представителей турецкой компании, взлетная масса «Aнка-3» составит 7 тонн.

Необходимо обратить внимание, что конструкторы Turkish Aerospace Industries уверенно продолжают работу над ударным вертолетом «Атак-2», который планируется оснащать турбовальными двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В от украинского АО «Мотор Сiч». Представляется возможным предположить, что специальные службы Турецкой Республики обеспечили безопасный транзит нескольких готовых моторов и определенного количества сменно-запасных частей к ним для последующего освоения их серийного выпуска на предприятиях ОПК Турции. Как известно, до начала СВО предприятия ОПК Турции заключили несколько крупных и долгосрочных контрактов с украинскими партнерами на производство нескольких типов двигателей для авиационной техники – истребителей, вертолетов и БПЛА. Вполне вероятно, что руководителям ОПК Турции удалось убедить часть украинских конструкторов и инженеров переехать в Турцию для продолжения профессиональной деятельности.

В дополнение к вышесказанному отметим поступательную реализацию проекта учебно-тренировочного самолета HURKUS, который необходим ВВС Турции для обеспечения процесса подготовки будущих пилотов. Кроме того, турецкие авиастроители рассчитывают составить конкуренцию западным производителям авиационной техники в секторе УТС на мировом рынке вооружений.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что ОПК Турции набрал достаточно высокие темпы в опытно-конструкторской и производственной деятельности по нескольким направлениям одновременно, что указывает на амбициозные планы военно-политического руководства страны по обретению статуса «регионального лидера» и возможное противостояние с соседями по региону.